Delist.ru

Концептуальная модель экономической и институциональной трансформации естественно-монопольных рынков (02.10.2007)

Автор: Зотов Анатолий Петрович

?????????

??????¤????????

????????????????

?????????

?????????¤????????

?????????

?????????

рации, дезинтеграции, снижению эффекта масштаба сменилась усилением интеграции монопольных структур в результате отраслевой и межотраслевой экспансии холдинговых компаний. Завершение первичного раздела собственности и активизация ее передела не обеспечили трансформацию потенциальных инвесторов в реальных, поскольку тенденция к продаже государственных пакетов акций имела фискальную основу. Опираясь на мировой опыт, следует обеспечить нормальный режим реформирования российских естественных монополий, осуществляя поэтапное, эволюционное вхождение их в рынок, без нарушения целостности связанно-диверсифицированных структур. Дальнейшие институциональные преобразования в естественных монополиях должны ориентироваться на экономические критерии: совершенствование производственной деятельности и развитие предпринимательской активности на базе комбинированных форм собственности и методов хозяйствования.

Для естественных монополий как крупных связанно-диверсифицированных структур в российских условиях, по нашему мнению, целесообразно частичное сохранение государственной собственности при условии эффективного управления ею со стороны государства. Полагаем, что в современных условиях следует соблюдать дифференцированный подход к субъектам естественной монополии при поиске эффективных форм собственности: если в интересах общества (казны) естественные монополии целесообразно иметь преимущественно в государственной собственности, то отдельные хозяйствующие субъекты вполне допустимо передать в частную собственность. При этом следует учитывать, что эффективность работы любого предприятия в первую очередь зависит от рациональности управления им, а не от состава собственников, поэтому преимущества и недостатки разных форм собственности имеют в некоторой мере условный характер.

Рис. 2. Классификация естественно-монопольных структур в соответствии с Программой приватизации 1992 г.

Задачи реструктуризации естественно-монопольных отраслей вытекают из стремления достичь эффективного сочетания государственного регулирования этих отраслей с их функционированием на основе рыночных принципов (см. рис. 3).

Первостепенное значение имеет поддержание экономических стимулов. Этот принцип означает, что регулирующие органы, разрабатывая конкурентные правила игры, должны принимать во внимание интересы доминирующей фирмы и не лишать ее стимулов к эффективному функционированию. Регулирующие органы в период перехода к конкуренции должны заручиться поддержкой доминирующей фирмы, так как она продолжает предоставлять в пользование другим участникам рынка (конкурентам) сетевые линии и другие средства, осуществляет экспертизу и делится имеющимся у нее накопленным опытом управления всеми активами.

Не менее важно следовать принципу равных возможностей. На практике принцип равных возможностей означает, что бремя, ложащееся в результате реформ на доминирующую фирму, должно быть либо снято, либо равномерно распределено между всеми участниками рынка, а любая свобода маневра, предоставляемая вновь входящим в отрасль компаниям, должна распространяться и на доминирующую фирму.

Следование принципу нейтральности означает, что регулирующие органы не должны стараться повлиять на возможные результаты развития конкуренции, либо брать на себя функции управления рынком на микроуровне после дерегулирования и открытия доступа в отрасль.

Последовательное применение этих принципов должно обеспечить важнейшие предпосылки для реструктурирования регулируемых сетевых отраслей и добиться выгод, даваемых конкурентным рынком. Любые меры, облегчающие вход в отрасль, должны использоваться с большой осторожностью, так как они могут нести с собой, помимо желаемых, еще и побочные отрицательные последствия.

Для достижения оптимальности предлагается использовать механизмы альтернативной конкуренции, например, «конкуренцию Демшеца» или конкуренцию «доступного» рынка. Согласно концепции Демшеца, если конкуренция внутри рынка невозможна, то ее роль может сыграть конкуренция за получение права действовать на этом специфическом рынке. В этих случаях конкуренция возникает не между фирмами – реальными производителями в данной отрасли, но скорее между фирмами – потенциальными производителями. Давление со стороны потенциальных конкурентов вынуждает монополиста снижать издержки и цены.

Несмотря на привлекательность концепции Демшеца, она имеет и слабые места. Продолжительный контракт, фиксирующий цену, может при изменившихся условиях привести фирму к банкротству либо принести ей огромные прибыли, так как цена, оптимальная в определенный момент времени, может оказаться далеко от оптимального значения через какой-то отрезок времени.

В концепции «доступного рынка» речь идет о силе потенциальной конкуренции, в отличие от силы реальной конкуренции. Доступный рынок можно определить как рынок со свободным входом и не сопряженным с убытками выходом. Исследования показывают, что отрасли, отличающиеся большей мобильностью капитала (например, воздушные перевозки), в большей степени отвечают условиям доступности. Принципиально важной в концепции доступности является предпосылка об отсутствии невозвратных издержек. Если эта предпосылка существует, нужный эффект может быть достигнут без организованного государственными органами аукциона, как предполагается в концепции Демшеца.

Концепция доступного рынка обеспечивает высокую производственную и распределительную эффективность при нулевой прибыли. Однако эта концепция также имеет слабые места. В частности, введение предпосылок о некоторых невозвратных издержках и о временных преимуществах действующего монополиста приводит к тому, что угроза появления конкурента теряет свою силу, и монополист может бесконечно получать прибыль.

Разукрупнение может идти и по пути углубления предметной специализации, при этом могут выделяться специализированные производственные подразделения с поэтапным организационным оформлением их в самостоятельные предприятия. Представляется, что реализация политики дерегулирования и введения конкуренции на рынках естественных монополий должна предусматривать два этапа: 1 этап – создание условий для введения конкуренции; 2 этап – организация конкуренции в потенциально конкурентных и естественно монопольных сегментах рынка.

Рис 3. Взаимосвязь функций естественно-монопольных рынков и принципов их экономической трансформации.

В каждом конкретном случае вопрос о наиболее подходящей форме конкуренции должен рассматриваться индивидуально, принимая во внимание технологические характеристики отрасли, необходимость соблюдения общественных интересов, доступные методы регулирования и пр. В каждом конкретном случае необходимо сравнивать издержки монополизации рынков с издержками по осуществлению политики введения конкуренции. Накопленный к настоящему времени опыт реформирования секторов, содержащих естественно-монопольные сегменты, свидетельствует не только о преимуществах использования конкурентного механизма, но и о многочисленных трудностях на пути внедрения конкурентных отношений, противоречивых последствиях их развития, а также о том, что развитие конкуренции не означает полного устранения регулирования. В тех случаях, когда внедрение конкурентных отношений желательно и может обеспечить желаемые преимущества, могут выйти на первый план проблемы входных барьеров (см. табл. 2).

Разделение единой отрасли на сегменты часто сводится к образованию локальных монополий, которые практически не конкурируют на внутреннем рынке страны. В противостоянии государству и потребителям локальные монополии легко объединяются, формируя мощное отраслевое лобби. Государственное регулирование их деятельности в случае, если они являются частными, требует чрезвычайно сложных механизмов и вообще возможно, в основном, на законодательном уровне, что значительно снижает его оперативность.

Таблица 2. Основные формы конкуренции на естественно-монопольных рынках.

конкуренции

Преимущества Недостатки Условия

реализации

Конкуренция

между различными инфраструктурами - свобода потребительского выбора инфраструктуры;

- стимулирование строительства и повышения эффективности управления сетями - высокие издержки;

- редкое применение в практике ряда естественно-монопольных отраслей - технологический прогресс;

- дифференциация спроса

Конкуренция

на одной инфраструктуре Возможность конкурентных отношений при отсутствии альтернативной инфраструктуры - технические ограничения;

- возможность дискриминации конкурентов со стороны доминирующей фирмы Обеспечение справедливого доступа к сети

Франшизная конкуренция (конкуренция Демшеца) - минимизация издержек и цен;

- отпадение необходимости регулирования деятельности монополиста;

- совместимость с ограниченной конкуренцией при любой структуре отрасли Возможность отклонения цены от оптимального уровня в случае долгосрочных контрактов - проведение справедливых тендеров;

- четкое определение объема и характера концессии

Ярдстик-конкуренция Возможность сравнения показателей функционирования региональных естественных монополий Отсутствие прямых конкурентных отношений Регионализация естественных монополий

загрузка...