Delist.ru

Концептуальная модель экономической и институциональной трансформации естественно-монопольных рынков (02.10.2007)

Автор: Зотов Анатолий Петрович

1.3. Особенности ценообразования на естественно-монопольных рынках.

Глава 2. Институциональная трансформация естественных монополий в условиях современной экономики.

2.1. Трансформация отношений собственности как социально-экономическая основа институциональных преобразований естественно-монопольных отраслей.

2.2. Особенности институциональной трансформации российских естественных монополий.

Глава 3. Развитие конкурентных отношений в естественно-монопольных отраслях.

3.1. Модели формирования конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках.

3.2. Противоречия развития конкурентных отношений в естественно-монопольных отраслях.

Глава 4. Регулирование естественно-монопольных рынков в условиях институциональной трансформации.

4.1. Естественные монополии как субъекты регулирования российской экономики.

4.2. Механизмы совершенствования государственного регулирования естественно-монопольных отраслей.

4.3. Усиление социальной направленности регулирования российских естественных монополий в условиях экономической и институциональной трансформации.

Заключение

Список использованной литературы

Основные идеи и выводы работы,

выносимые на защиту

В экономической литературе сложилось два подхода к пониманию сущности естественных монополий в производственной сфере, которые основаны на наличия уникальных природных ресурсов и возникновении эффекта масштаба при организации крупного производства. Это позволило выделить два основных вида естественных монополий (ресурсные и технологические), играющих разную роль в национальной экономике. Технологические естественные монополии, основанные на эффекте масштаба, представляют в настоящее время преобладающую и наиболее значимую разновидность естественных монополий, характерную для инфраструктурных отраслей эпохи индустриального развития общества. Естественная монополия технологического вида представляет собой такое состояние монопольного рынка, когда из-за экономии на масштабе в отраслях общественного пользования одна фирма, находящаяся в государственной собственности или под контролем государства, обеспечивает удовлетворение совокупной потребности в продукции с низкой ценовой эластичностью спроса.

Технологические естественные монополии обладают свойством динамичности, подчинены собственному жизненному циклу (короткому или длительному), являются необходимым и закономерным продуктом хозяйственного развития, их функционирование способствует реализации позитивного эффекта монопольных структур и стабилизации национальной экономики. В ходе эволюционного развития естественных монополий формы собственности в них трансформируются под влиянием различных факторов (экономических, политических, социальных). Этот процесс сопровождался становлением соответствующих институтов, не нося революционного характера и осуществляясь в рамках государственной экономической политики. Положительная динамика трансакционных издержек обусловила в XIX в. тенденцию к централизации естественных монополий и преобладанию государственной формы собственности при подчиненной роли частной.

В диссертации подчеркивается, что эффективность развития технологического базиса естественных монополий детерминирована не только формой собственности, а целым комплексом экономических, социальных, генетических факторов. Исторический анализ влияния форм собственности на эффективность функционирования отраслевых рынков по различным странам подтвердил, что для естественно-монопольных рынков принципиальное значение имеет не столько форма собственности, сколько эффективность государственного регулирования в целях защиты интересов потребителей общественно значимых благ. Форма собственности (государственная или частная) однозначно не определяет ни степень реализации общественных интересов, ни уровень эффективности функционирования естественно-монопольных рынков.

Стабильное развитие естественно-монопольных рынков обеспечивается, прежде всего, многообразием форм собственности, их координацией, сочетанием и комбинированием при эффективном государственном регулировании, направленном на нейтрализацию негативных и усиление позитивных свойств различных форм собственности при использовании соответствующих форм собственности именно в той сфере, где они обеспечивают максимальный результат. Отказ от принципа абсолютизации форм собственности позволит найти оптимальное их сочетание в смешанной экономике, учесть многообразие экономических факторов функционирования естественно-монопольных рынков.

В диссертационной работе сформулированы концептуальные основы исследования проблемы реформирования естественно-монопольных рынков, которые включают три основных аспекта – методологический, теоретический и практический. Методологический аспект трансформации естественных монополий предполагает научную разработку ее содержания, понятийного аппарата, методов ее анализа и принципов реализации. Теоретический аспект трансформации естественных монополий предполагает научную разработку и обоснование актуальных проблем практики институциональных преобразований, важнейших направлений экономической политики, на которых основываются современные процессы формирования и развития конкурентных отношений. Практический аспект трансформации естественных монополий связан с обобщением основных моделей внедрения конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках, разработкой механизма и конкретных мер их реализации, выработкой приоритетов и рекомендаций по совершенствованию экономической политики государства по отношению к естественно-монопольным рынкам.

Теоретико-методологическую основу авторской концепции экономической и институциональной трансформации естественно-монопольных рынков в хозяйственных системах переходного типа составляют следующие положения.

Исследование естественно-монопольных рынков может быть результативным в контексте соотношения двух основных направлений современной экономической теории – концепции институционализма и концепции маржинализма. Поскольку неоклассическая школа политической экономии рассматривает, в основном, природу ценообразования на продукцию естественных монополий, определив редкость и полезность как его общую основу, авторский подход к проблеме состоит в обосновании правомерности исследования функционирования и трансформации естественно-монопольных рынков на основе институциональной теории в сочетании с определенными постулатами неоклассики.

Автор считает, что исторически и логически проблемы формирования, функционирования и развития естественно-монопольных рынков связаны технологическими особенностями объектов инфраструктуры, поэтому при анализе особенностей развития естественных монополий необходимо опираться также на теорию технико-экономического развития. При этом важно учитывать, что с течением времени «технологический» аргумент может утратить силу. То, что когда-то было естественно-монопольным методом предоставления конкретной услуги, может быть замещено другим методом, обеспечивающим более низкие издержки и не требующим больших невозвратных инвестиций. Выявление исторического, преходящего характера естественных монополий представляется очень важным при выборе временного отрезка институциональной и экономической трансформации субъектов естественных монополий. Сочетание институциональной и экономической трансформации естественных монополий предполагает определенную комбинацию изменений в трех видах экономических отношений: в социально-экономических отношениях (отношениях собственности), организационно-экономических и технико-экономических отношениях. Иерархия этих видов экономических отношений накладывает свой отпечаток на характер, последовательность и темпы реформирования естественно-монопольных отраслей как в российской, так и зарубежной экономике. Особое место естественных монополий в национальной экономике предполагает повышенное внимание к социальным аспектам реформирования естественно-монопольных отраслей, вследствие чего особую теоретическую и практическую значимость приобретают параметры покупательной способности населения, экономической безопасности страны, различных аспектов потребительского поведения.

Координация государственных и рыночных институтов (внутренних и внешних) способствует снижению трансакционных издержек при институциональных преобразованиях без резкой смены форм собственности, путем изменения пропорций сочетания форм ввиду особого положения монополий, производящих общественно значимые блага при ограниченной конкурентной среде. Государственная собственность на естественные монополии имеет не только очевидные преимущества, но и целый ряд недостатков (см. рис. 1).

В диссертационной работе показано, что главной проблемой любой институциональной трансформации является изменение содержания, способов обмена и защиты правомочий собственников. Реструктуризация отрасли, очевидно, предполагает слияние различных компаний, выделение из них различных структур и другие преобразования. Основное требование к осуществлению этих преобразований – это обеспечение защиты интересов акционеров, которые должны быть соблюдены, несмотря на то, что они не всегда могут совпадать с интересами государства. Необходимо также учитывать, что в отношении объектов государственной собственности всегда существуют различия между правом государственной собственности де-юре и этим же правом де-факто. Если формально ресурсы находятся в государственной собственности, то фактически может функционировать режим свободного доступа, присущий частной собственности.

Рис. 1. Преимущества и недостатки государственной формы собственности на естественно-монопольных рынках.

Практика институциональных реформ в отраслях естественных монополий свидетельствует о разной степени радикальности преобразований и широком диапазоне форм осуществления приватизации. В странах с развитой рыночной экономикой приватизация осуществляется в рамках государственной политики как комплексное институциональное преобразование с целями долгосрочного характера (10-15 лет). Считаем возможным выделить три модели приватизации в отраслях естественных монополий; американскую, западноевропейскую и трансформационную (характерную для переходных экономических систем). В странах, ориентированных на частное предпринимательство (США, Канада, Япония, Англия и др.), процессы приватизации осуществляются радикально, масштабно и практически без ограничений в отношении инфраструктурных отраслей с субъектами естественной монополии. Одновременно усиливается тенденция к сокращению регулирующей деятельность правительства в отношении отраслей общественного пользования при переходе их в собственность частных корпораций, что составляет особенность американской модели приватизации. В Западной Европе ввиду традиционного преобладания государственного сектора приватизация начиналась в отраслях с потенциальной конкуренцией, впоследствии включая некоторые субъекты естественной монополии. Приватизация в них проводилась более консервативно, осторожно и поэтапно, путем коммерциализации и акционирования. Для западноевропейской модели приватизации характерны методы ограниченной, косвенной приватизации капиталоемких инфраструктурных отраслей с естественными монополиями путем длительного закрепления 100% акций в государственной собственности. Страны с трансформируемой (переходной, развивающейся) рыночной экономикой, как правило, вынуждены осуществлять крупномасштабную приватизацию в достаточно короткие сроки для формирования рыночной конкурентной среды. Для модели трансформационной приватизации характерно закрепление естественных монополий в государственной собственности на первых этапах преобразований. По мере вхождения в рынок формируются условия для осуществления полномасштабных приватизационных программ с сохранением значительной доли государственной собственности. Реально процессы приватизации в этих сферах ускоряются целенаправленной политикой международных финансовых организаций, дающей негативный эффект вследствие нарушения естественного хода приватизации.

Инфраструктурные сети стран с разным уровнем развития, как правило, испытывают серьезные финансовые трудности, поэтому важными мотивами любой модели приватизации выступает расширение перспектив поиска финансовых источников развития естественных монополий и реализация фискальных целей государства.

Разгосударствление в отраслях с крупными хозяйственными структурами должно осуществляться поэтапно, с учетом мнения правительства, отраслевых министерств и местных органов власти. В России возникли и дополнительные ограничения приватизации: макроэкономическая неустойчивость, нехватка средств у населения для выкупа государственной собственности ввиду падения доходов, стереотипы поведения и др. В связи с этим автор выделяет четыре этапа институциональной трансформации естественно-монопольных рынков (см. табл. 1).

На наш взгляд, практика осуществления институциональных преобразований в электроэнергетике была недостаточно обоснованной и продуманной в силу ее неоправданно высоких темпов, в результате чего был серьезно снижен уровень государственного управления. Несмотря на контрольный пакет акций, государство чрезмерно устранилось от управления принадлежащим ему имуществом, фактически отдав свои права распоряжения частным хозяйствующим субъектам без гарантии эффективного функционирования супермонополизированной структурой и соблюдения государственных интересов. Необходимо учитывать также дифференцированный подход к естественным монополиям на начальных этапах их институциональной трансформации (см. рис. 2).

Таблица 1. Этапы институциональной трансформации естественно-монопольных рынков.

трансформации Содержание этапов

Подготовительный этап - селективный отбор подлежащих приватизации естественно-монопольных субъектов;

- обоснование экономической целесообразности трансформации отношений собственности;

- коммерциализация естественных монополий;

- поиск потенциальных инвесторов

Этап «технической приватизации» Передача пучка прав собственности от государства к частным лицам

Стабилизационный этап Перераспределение прав собственности и стабилизация новой системы имущественно-правовых аспектов собственности

Этап консолидации институциональных преобразований - имущественная трансформация экономической среды в рыночную;

- стабильное воспроизводство рыночных отношений в новой институционально-правовой среде

загрузка...