Delist.ru

Концептуальная модель экономической и институциональной трансформации естественно-монопольных рынков (02.10.2007)

Автор: Зотов Анатолий Петрович

- анализ экономического содержания, систематизация и уточнение современных трактовок, разработка типологии естественных монополий;

- теоретическое обоснование сущности и механизма функционирования естественно-монопольных рынков;

- определение характера взаимосвязи институциональной трансформации и развития конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках;

- выявление особенностей институциональной трансформации российских естественно-монопольных рынков как условия формирования и развития конкурентных отношений;

- обоснование основных направлений развития и наиболее эффективных форм конкуренции на естественно-монопольных рынках;

- анализ существующих методов и инструментов государственного регулирования естественно-монопольных рынков и выявление тенденций формирования эффективного механизма экономического регулирования с использованием цен, тарифов, налогов, инвестиций, кредитов, дотаций и т.д.;

- выработка механизма согласования противоречивых интересов хозяйствующих субъектов на микро-, мезо- и макроуровнях в процессе государственного регулирования естественно-монопольных рынков;

- обоснование авторской концепции функционирования естественно-монопольных рынков в ограниченной конкурентной среде на базе моделей организационно-структурного, институционального реформирования и государственного регулирования в условиях трансформируемой экономики.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе институциональной и организационно-экономической трансформации естественно-монопольных рынков.

В качестве объекта исследования выступают естественно-монопольные рынки.

Методологические, теоретические и информационные основы исследования. Методологической и теоретической основой диссертации послужили труды отечественных и зарубежных ученых, внесших существенный вклад в научную разработку проблем функционирования и трансформации естественно-монопольных рынков, государственного регулирования естественно-монопольных рынков в условиях современного общества. Большое значение в теоретическом и практическом аспекте имели научные исследования и концепции, обобщающие принципы и механизмы институциональной и организационно-экономической трансформации естественно-монопольных отраслей в зарубежных странах.

При проведении исследования и изложении материала были применены философские и общенаучные подходы (системный, структурно-функциональный, материалистический, синергетический и др.) и методы (ретроспективный, генетический, научной абстракции, социологический, экономико-статистический и др.).

Информационной основой исследования послужили законодательные и нормативные акты, справочные статистические материалы официальных органов управления Российской Федерации и субъектов естественных монополий. С целью широты охвата и обеспечения достоверности результатов исследования проблемы в работе использовались данные периодической печати, Интернета.

В диссертации разработаны концептуальные основы формирования и развития конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках, включающие: теоретико-методологическое обоснование проблемы; характеристику основных теоретических моделей трансформации естественно-монопольных отраслей; раскрытие содержания и обобщение практического опыта экономической трансформации естественных монополий в России и зарубежных странах; разработку механизмов реализации трансформационных процессов и направлений их совершенствования.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с паспортом специальности 08.00.01 – Экономическая теория (1. Общая экономическая теория).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании концепции экономической и институциональной трансформации естественно-монопольных рынков, которая содержит, во-первых, единый подход к оптимизации сочетания (комбинации) мероприятий институциональной и организационно-экономической направленности, во-вторых, предложения по формированию соответствующих экономических институтов, в-третьих, рекомендации по разработке эффективной государственной политики в отношении естественно-монопольных рынков.

1) В рамках предложенной концепции обоснованы:

- теоретические положения, составляющие основу системных преобразований (институциональных и экономических) на естественно-монопольных рынках с учетом динамики трансакционных издержек, степени зрелости внутренних и внешних институтов. В результате сделан вывод о том, что экономическая трансформация естественно-монопольных рынков детерминирована технологическими сдвигами, в то время как институциональная трансформация находится в зависимости от экономических преобразований и степени институционального реформирования в сопряженных отраслях национальной экономики;

- принципы экономического реформирования естественно-монопольных отраслей: принцип равных возможностей входа в отрасль всех потенциальных конкурентов; принцип нейтральности позиций регулирующих органов; поддержание экономических стимулов эффективного функционирования доминирующей фирмы. Сделан вывод о том, что последовательное применение этих принципов является важнейшей предпосылкой для формирования эффективной системы конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках;

- взаимозависимость институциональной трансформации и формирования конкурентных отношений в естественно-монопольных отраслях. Доказано, что трансформация отношений собственности является необходимым условием, а экономическая реструктуризация – достаточным условием формирования системы эффективных конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках. Обосновано положение, что институциональная трансформация создает базовое условие развитие конкурентных отношений, а именно поддерживает и увеличивает экономические стимулы к эффективной деятельности; реструктуризация естественно-монопольных субъектов формирует экономическую обособленность производителей на естественно-монопольном рынке на базе вертикального обособления или углубления предметной специализации.

2) Выявлены основные этапы институциональной трансформации естественно-монопольных рынков и обосновано их содержание: подготовительный этап (селективный отбор подлежащих приватизации естественно-монопольных субъектов, обоснование целесообразности трансформации отношений собственности, определение потенциальных инвесторов, коммерциализация естественно-монопольных структур); этап «технической приватизации» (перераспределение пучка прав собственности в пользу частных лиц); стабилизационный этап (перераспределение прав собственности между негосударственными агентами и стабилизация новой системы имущественно-правовых аспектов собственности); этап консолидации институциональных преобразований (стабильное воспроизводство рыночных отношений в новой институционально-правовой среде).

3) Определены и специфицированы важнейшие ограничители развития конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках, к которым относятся: контрактные ограничения, связанные с вертикальной интеграцией; практика перекрестного субсидирования; технологические ограничения; повышение степени экономической неопределенности. Обосновано положение, что перспективы организационно-экономической трансформации естественно-монопольных отраслей предопределены возможностями полного или частичного преодоления этих ограничений, а именно: возможностями развития вторичных рынков (рынков по сделкам на срок и фьючерсных рынков) в целях распределения рисков и трансакций; возможностями создания четырехуровневой системы контрактирования на взаимосвязанных рынках (поставщики ресурсов – производители – региональные компании – конечные потребители); возможностями внедрения комплексных информационных технологий для облегчения переориентации заказчика.

4) Разработана авторская модель институционального реформирования естественно-монопольных отраслей, ядром которой является формирование корпоративных структур со смешанными формами собственности; элементами модели выступают институционально-реформированные ресурсные рынки, необходимые для нормального функционирования естественно-монопольных субъектов. Данная модель предполагает возможность достижения институционального равновесия в системе взаимосвязанных рынков (естественно-монопольных и ресурсных).

5) Выявлены позитивные и негативные последствия применяемых моделей тарифообразования с позиций адаптации к ограниченной конкурентной среде. К негативным последствиям отнесены: занижение цен производства вследствие игнорирования инвестиционной составляющей тарифов; разбалансированность товарно-денежных отношений на естественно-монопольных рынках вследствие игнорирования структуры потребительского спроса; принцип нейтральности позиций регулирующих органов. К позитивным последствиям отнесены: соблюдение базового принципа тарифного регулирования в электроэнергетике (непревышение прогнозного уровня инфляции); обеспечение возможности ликвидации убыточности производства тепловой энергии в краткосрочном периоде; создание предпосылок для значительного сокращения величины перекрестного субсидирования населения за счет других категорий потребителей.

6) Предложен авторский вариант адаптации тарифного и финансового регулирования естественно-монопольных рынков к бюджетным ограничениям в условиях прекращения перекрестного субсидирования. В качестве основных механизмов адаптации предлагается: расширение применения в качестве основного метода регулирования определения предельного уровня цены; внедрение в практику регулирования метода, основанного на сравнении с издержками наиболее эффективного (эталонного) хозяйствующего субъекта; введение для субъектов естественных монополий экономически  эффективных и прозрачных процедур закупок ресурсов; обеспечение финансирования необходимых экспертиз тарифов субъектов естественных монополий исключительно за счет бюджетных средств.

7) Доказано, что рассогласованность процессов институциональной и организационно-экономической трансформации российских субъектов естественных монополий является фактором, сдерживающим формирование эффективной конкурентной среды на российских естественно-монопольных рынках, т.к. процессы институциональной трансформации зачастую приводят к формированию мелких монополий, менее эффективных для общества, чем крупная естественно-монопольная структура.

8) Выявлены противоречия рыночного поведения естественных монополий, которые заключается, с одной стороны, в неэффективности и нецелесообразности конкуренции, с другой – в наличии у них позитивного потенциала конкуренции. Научно обоснованы подходы к их разрешению через рыночную адаптацию естественных монополий к ограниченной конкурентной среде в форме реализации последовательных этапов: реструктуризация – ограниченная приватизация – корпоратизация – стимулирование управляемой конкуренции – регулирование на основе нового качества взаимодействия государства, корпорации и рынка.

9) Установлена определяющая роль асимметрии информации как важнейшего барьера на пути к эффективному государственному регулированию естественно-монопольных рынков. Это связано с более высоким уровнем информированности монополиста об уровнях своих издержек и спроса в отрасли («скрытая информация»), о своих действиях («скрытые действия») в условиях институциональной трансформации естественно-монопольных рынков.

10) Обоснована эффективность внедрения франшизной конкуренции (конкуренции за рынок) в некоторых естественно монопольных отраслях (железнодорожный транспорт, электроэнергетика и др.): франшизная конкуренция в форме конкурентных аукционов не требует реструктуризации естественно-монопольного субъекта, вследствие чего появляется возможность ее внедрения на начальных этапах институциональной и организационно-экономической трансформации естественно-монопольных рынков, а также сочетания с другими направлениями реформирования естественно-монопольных отраслей.

11) Теоретически обоснована необходимость усиления социальной направленности регулирования российских естественно-монопольных рынков. Доказана экономическая и социальная эффективность формирования и развития оптового рынка электроэнергии как важного направления внедрения конкурентных отношений в естественно-монопольной отрасли. На базе обобщения нового эмпирического материала установлено, что складывающиеся на оптовом рынке электроэнергии цены существенно ниже среднеотраслевых. Таким образом, развитие конкурентных отношений путем формирования и развития оптового рынка будет способствовать решению таких важных задач социально-экономического развития страны, как снижение издержек в отраслях российской экономике и, как следствие, снижение темпов инфляции.

Теоретическая и практическая значимость работы. Настоящая работа будет способствовать развитию теории несовершенной конкуренции, механизмов функционирования и реформирования естественно-монопольных рынков, расширению и уточнению категориального аппарата в этой области экономического знания.

Практическое значение результатов исследования заключается в том, что выводы и предложения, содержащиеся в работе, могут составить теоретическую основу для выработки долгосрочной стратегии экономического развития естественно-монопольных отраслей, разработки научно обоснованных программ совершенствования экономической политики государства в сфере реформирования естественно-монопольных рынков, повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Материалы работы могут быть использованы в преподавании курсов: «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Теоретический анализ экономических систем», «Государственное регулирование экономики», «Теория регулирования рыночной экономики», «Антимонопольная политика государства».

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования опубликованы в двух авторских монографиях и 4 брошюрах, статьях в специализированных журналах и научных сборниках, тезисах докладов на конференциях общим объемом 55,0 п.л.

Результаты диссертационного исследования получили апробацию на различных международных, всероссийских, региональных и межвузовских конференциях. В их числе: Международные научно-практические конференции: «Место и роль России в мировом хозяйстве» (Воронеж, 2006), «Проблемы социально-экономического развития России: интеграция в мировое сообщество» (Тамбов, 2006), «Институциональная система: становление и противоречия развития в современных условиях» (Саратов, 2007); Всероссийские научно-практические конференции: «Экономика и управление в современных условиях» (Красноярск, 2006), «Проблемы развития российской экономики» (Пенза, 2006), «Институционализация социально-экономического развития региона» (Набережные Челны, 2006); Межвузовская научно-практическая конференция «Перспективы социально-экономического развития регионов России» (Балашов, 2007) и др.

Структура диссертации. Структура работы обусловлена поставленными целью, задачами и логикой исследования. Диссертация включает введение, четыре главы, десять параграфов, заключение, библиографический список. Диссертационная работа иллюстрирована таблицами, схемами, рисунками, диаграммами. Объем работы 328 страниц.

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования естественно-монопольных рынков.

1.1. Современные трактовки и типология естественных монополий.

1.2. Естественно-монопольные рынки и их роль в современной экономике.

загрузка...