Delist.ru

Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества (02.10.2007)

Автор: Самыгин Петр Сергеевич

Самыгин Петр Сергеевич

Правовая социализация УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

22.00.04 – социальная структура,

социальные институты и процессы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук

Ростов-на-Дону – 2007

Работа выполнена в Южном Федеральном университете,

Институте по переподготовке и повышению квалификации

преподавателей гуманитарных и социальных наук

на кафедре социологии, политологии и права.

Научный консультант – Заслуженный деятель науки

Российской Федерации,

доктор философских наук, профессор

Волков Юрий Григорьевич

Официальные оппоненты:

Доктор философских наук, профессор

Блинов Николай Михайлович, Центр исследований проблем безопасности РАН

Доктор социологических наук, доцент

Зубок Юлия Альбертовна, Институт социально-политических исследований РАН

Доктор социологических наук, профессор

Попов Михаил Юрьевич, Краснодарский университет МВД России

Ведущая организация –

Ростовский юридический институт МВД России

Защита состоится «14» марта 2008 г. на заседании диссертационного совета Д. 212. 208. 01 по философским и социологическим наукам в Южном Федеральном университете (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, ИППК ЮФУ, ауд. 34).

С диссертацией можно ознакомится в научной библиотеке ЮФУ (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148).

Автореферат разослан «…»…………..2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета М. Б. Маринов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы исследования. В качестве одной из важнейших стратегических целей системных реформ российского общества заявлено становление правовой государственности. В ходе радикальных преобразований экономики и соответствующей трансформации политико-правовой системы сформировалась и была зафиксирована в соответствующих нормативно-правовых актах институциональная основа правового государства. Тем не менее, как показал посттрансформационный период жизни российского общества, сами по себе институциональные преобразования являются необходимым, но не достаточным условием достижения цели. Необходим долговременный процесс формирования соответствующих установок общественного сознания, преобразования правового менталитета, развития правовой культуры, воспитания поколений с высоким правосознанием.

Более того, сам посттрансформационный период создает объективные препятствия этому процессу. Всестороннее реформирование общества естественным образом происходит через ломку существовавшего прежде типа социетальной интеграции, кризис ценностей, на длительное время приводит к утрате социальной определенности и создает ситуацию плюрализации и конфликта ценностей, кризиса формальной регуляции и аномии на уровне повседневных практик. В этой ситуации, которую исследователи с полным основанием называют ситуацией социальной неопределенности, рутинные социальные взаимодействия регулируются скорее посредством стихийно складывающихся на практике и быстро габитуализирующихся неформальных норм, чем через правовые регуляторы. Создается парадоксальное положение, когда политические и правовые институты существуют формально и отдельно от практической жизни рядовых акторов, которая сплошь и рядом приобретает иллегальный, а то и противоправный характер. Соответствующим образом изменяется система ценностей и представлений массового сознания, которое становится чрезвычайно терпимым к нарушениям как правовых, так и моральных норм.

Ситуация социальной неопределенности образует общий фон, на котором происходит правовая социализация молодого поколения. В то время, когда общество не предоставляет молодым людям четких ориентиров, когда ценности старшего поколения подверглись переоценке, и претерпевают существенные структурно-функциональные изменения традиционные агенты социализации – институты семьи и образования, на смену целенаправленному влиянию институтов социализации приходит влияние окружающей социальной среды, которая в условиях неопределенности предстает как стихия потенциально рисковых взаимодействий и зачастую предлагает модели противоправного достижительного поведения. К этому добавляется влияние коммерциализованных средств массовой информации (СМИ), предлагающих для подражания образцы массовой культуры, имеющие криминогенный потенциал. Дефицит целенаправленного воспитательного воздействия на молодежь стал главным фактором того, что в современном российском обществе социализация приобретает отклоняющийся характер, способствуя закреплению в сознании и поведении молодых людей асоциальных и антисоциальных представлений и моделей. Правовая социализация российской молодежи в настоящее время происходит, главным образом, в процессе стихийного общения со сверстниками, в том числе и подражания образцам противоправного, но ведущего к социальному успеху поведения, тесно связана с криминализацией подростковых групп.

Сложившаяся модель правовой социализации отличается доминированием спонтанной составляющей по отношению к целенаправленной, основанной на применении специально разработанной системы средств воздействия для формирования типа личности, поведение которой соответствовало бы целям и интересам общества. В результате вырастает поколение людей, которые в своем поведении не способны оправдывать социальных ожиданий, не руководствуются общественными интересами и не идентифицируют себя с обществом, в целом не считая себя обязанными всегда поступать в соответствии с требованиями закона. Отсюда вытекает неэффективность функционирования в российском обществе институциональных форм, ассоциируемых с правовой государственностью, а следовательно, реформы не достигают цели. Более того, закрепление отклоняющейся правовой социализации составляет угрозу самосохранению общества и национальной безопасности страны.

Этими соображениями и определяется социальная актуальность темы настоящего исследования. Она диктуется дефицитом рефлексии общества по отношению к устойчивым отклонениям правовой социализации молодого поколения; растущим противоречием между обновленной институциональной структурой пореформенного российского общества и одновременным ослаблением роли системообразующих государственно-правовых институтов под дестабилизирующим влиянием сложившегося контекста социальной неопределенности; нереализованностью в России цели формирования правовой государственности; необходимостью восстановления правовых доминант поведения акторов всех уровней в повседневных социальных взаимодействиях; угрозой, которую составляет устойчивость отклоняющихся моделей правовой социализации молодежи для национальной безопасности и социокультурного воспроизводства общества.

В то же время данная тема исследования обладает и значительной научно-теоретической актуальностью, которая обусловлена растущей необходимостью теоретического осмысления социальной неопределенности как ключевого фактора возникновения и закрепления отклоняющихся социализационных траекторий, фундаментальной концептуализации в социологии понятия правовых ценностей, создания теоретической базы для разработки конкретных способов и средств повышения эффективности правовой социализации российской молодежи.

Особую значимость приобретает специальное исследование в указанном ракурсе влияния социальной неопределенности на состояние правовой социализации именно учащейся молодежи. Хотя подлежащие изучению процессы и факторы имеют явный макросоциальный характер и затрагивают своим влиянием все категории населения, все страты общества, тем более молодежь как социально-возрастную группу, тем не менее, в рамках этой группы именно учащаяся, студенческая молодежь потенциально является интеллектуальной и духовной элитой будущего общества, в своей деятельности определяющей его лицо, и потому становление ее правовых ориентаций имеет особенную значимость. С другой стороны, степень проявленности отклонений процесса правовой социализации учащейся молодежи может служить косвенным индикатором масштабов социализационных отклонений в среде молодых людей, находящихся вне воспитательного воздействия образовательных учреждений.

Степень научной разработанности темы. Выбранный автором ракурс рассмотрения процесса правовой социализации молодежи в условиях социальной неопределенности развития российского общества вписывается в контекст общей теории социализации, которая традиционно является одной из приоритетных областей современной социологии. Понятие «социализация» впервые вводится в социологический и философский научный оборот в конце XIX – начале XX в., в частности, в работах Г. Тарда, Ф. Гиддингса и Г. Зиммеля. В то же время заслуга разработки этого понятия принадлежит Э. Дюркгейму, который пользовался им, акцентируя отличие предмета «науки о воспитании» (специфический термин дюркгеймовской социологии) от предмета собственно педагогической науки. Начиная с 70-х гг., в западной социологии прослеживается тенденция к расширению проблемного поля исследований, связанных с социализацией, и появлению специальных исследований по социализации молодежи. Эта тенденция окончательно укрепляется к 80-м гг. и является доминирующей вплоть до настоящего времени. При этом социализация чаще всего рассматривается в связи с конкретной проблематикой, в контексте более или менее частных вопросов: так, специально исследуются проблемы политической, правовой социализации молодежи, социализации в области спорта, профессиональной социализации, социализации молодежи в семье.

Теоретические основы изучения правовой социализации молодежи были заложены в трудах Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона. В рамках структурно-функционального подхода правовая социализация трактуется как процесс адаптации личности к доминирующим в обществе правовым нормам, ценностям, идеалам и стереотипам. Предложенная Р. Мертоном типология личности оказала существенное влияние на дифференциацию уровней процесса социализации молодежи и периодизацию ее этапов (А. Мендра, Я. Щепаньский, Ж. Пиаже, Э.Эриксон). Такие современные зарубежные исследователи, как П. Абрамсон, Н. Боуверс, Р.Инглехарт, Т. Таннер, М. Хейкинен, В. Пууронен, анализируют правовую социализацию молодежи в контексте общества риска и приходят к выводу о росте социального исключения молодежи, кризисе традиционных институтов социализации, таких как семья, школа и СМИ, а также подчеркивают возрастание влияния на молодое поколение субкультурных оснований и критериев жизни, различных сообществ и ассоциаций молодежи. Ряд европейских исследователей отмечает, что становление современной западной молодежи характеризуется неопределенностью жизненного старта, трудностями в реализации своих жизненных планов, что способствует частичному или полному отрицанию общественных норм и ценностей со стороны молодежи. По мнению Б. Коулза, данное обстоятельство обусловливает поворот в сторону альтернативного комплекса идентичностей, реализующихся в том числе и в криминальной деятельности.

загрузка...