Delist.ru

Татарская литература Тюменского региона: история и современность (02.10.2007)

Автор: Сайфулина Флера Сагитовна

В данном разделе автор работы определяет какую роль и место занимают использованные в романах легенды и преданя, народные обряды и обычаи, опредлить смысловую нагрузку, заложенную автором в них.

Составляя совокупность духовной и материальной культуры народа, его обычаев, верований, обрядов, различных форм искусств, фольклор, трактуется учеными как народная художественная культура, как устное поэтическое творчество и как синтез словесных, музыкальных, игровых видов народного творчества. Проблема взаимосвязи художественной литературы и устного народного творчества всегда была и до сих пор остается актуальной. Элементы фольклора являются неотъемлемой частью лучших произведений многих национальных писателей. К неиссякаемому источнику фольклора обращались многие русские и татарские писатели и поэты.

Как отмечено самим автором в предисловии к роману «Зори Иртыша», его, в первую очередь, интересовала проблема сохранения в памяти народа обычаев и обрядов, легенд и преданий родного народа, отражение правдивой истории. В результате успешное сочетание в романах легенд и преданий родного народа с историческими событиями стало одной из интересных и привлекательных сторон творчества сибирско-татарского писателя. Его романы изобилуют богатством включенных в текст элементов фольклора. Таким образом, автор знакомит читателя с народной мудростью, которая является основой жизненных устоев сибирской глубинки.

В дилогии «Зори Иртыша» особое значение приобретают легенды и предания, связанные с историческими героями и событиями. Особенно запоминается народный эпос о прекрасной царице Сузге. Сузге – один из самых поэтичных образов сибирского фольклора. Свидетельства о ней сохранились в Кунгурской летописи и в «Истории Сибири» Г.Ф.Миллера. По одним сведениям, она была привезена Кучумом из Казани, согласно другим, являлась дочерью казахского правителя.

В романе автор также не раз обращается к легендам и преданиям, связанным с образом хана Кучума. Даже историю основания деревни Ялан, где разворачиваются основные события, писатель связывает с его образом. Шестая глава второй книги дилогии полностью посвящена рассказу о хане и пересказу связанных с ним легенд и преданий. Особенно таинственна и загадочна легенда «Об острове Золотой Рог», сохранившаяся до наших дней в памяти народа, передававшаяся из уст в уста, будоражившая умы искателей приключений. Подобные внесюжетные элементы романа занимают в произведении особое место, имея познавательное и воспитательное значение.

В произведениях Я.Занкиева широко используются тотемистические легенды. Такова, в частности, легенда о родстве с медведем, рассказанная дедом Хади Юсуфу.

У сибирских татар с древнейших времён существовало множество примет, поверий и суеверий, связанных с природой, со стихиями, животным миром, рождением ребенка, которые также широко использованы в романах Я.Занкиева. Интересны поверья и приметы, связанные с женитьбой и замужеством. В романе подробно описаны элементы свадебного обряда, начиная со сватовства (кыз сорау, саучылау), текста зазывал, включая встречу жениха (кия?табак), проводов девушки-невесты из родительского дома (к?ч к?чер?) и заканчивая самой свадьбой.

Опыт использования элементов фольклора в изображении истории народа, начатый автором в дилогии «Зори Иртыша», успешно продолжается в романе «Любовь, объятая пламенем». В частности, автор вводит в произведение топонимическую легенду о «Девичьей горе», связанную с наложницами хана Кучума. Очень удачно вписывается в сюжетную канву романа легенда о «лесных девушках».

Из традиционных календарных обрядов в романе описаны пожелание дождя (“я?гыр тел??”), сход льда (“боз озату”). Из семейно-бытовых – “кузайтын” – праздник, который проводится в честь человека, вернувшегося с дальней дороги, также обряд имянаречения, общего труда (?м?) и др.

Таким образом, уклад жизни, традиции и обряды, окружающая природа являются основным условием формирования нравов, норм поведения человека в обществе, в конечном итоге, его характера и мировосприятия. Обычаи и обряды дают возможность представить быт жителей деревни, в них особенный колорит национальной литературы, создаваемой писателем из глубинки, что является одной из примечательных сторон региональной литературы. Следовательно, романы Я. Занкиева знакомят читателя с жизнью и судьбой сибирско-татарского народа, при этом успешно вкраплены многочисленные образцы из арсенала устного народного поэтического творчества, которые помогают разностороннему и глубокому раскрытию идеи, заложенной в произведении.

В заключении подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы.

Конец ХХ столетия характеризуется стремлением каждого народа сохранить родной язык, глубже познать свои исторические корни, возродить национальную культуру. Изменения в обществе, которые произошли за последние десятилетия, дали надежду на восстановление утраченных ценностей, многовековых традиций, уважительного отношения к историческому прошлому, литературному и культурному наследию. Такое же стремление присуще и сибирско-татарскому народу, который осознает, что утрата языка, культурных ценностей, веры, незнание своих исторических корней приводят к самоуничтожению нации, народа.

Следует отметить, что за последние годы растет интерес к изучению татарской литературы края. В частности, исследованию отдельных аспектов татарской литературы Тюменского региона посвящены диссертационные исследования молодых ученых Г.Х.Муллачановой «Художественный мир татарской поэзии Сибирского региона (1990-2005)», Г.С.Галямовой «Тема Сибири в татарской прозе II половины ХХ века», Л.Х.Фаизовой «Особенности творчества сибирско-татарского поэта Ш.Гадельши», которые привлекают внимание новизной изучаемого объекта и являются первыми шагами в этом еще новом направлении литературоведения.

Подводя итоги исследования, основной целью которого являлось изучение процесса формирования и современного состояния татарской литературы края, можно сделать следующие выводы:

1. Татарская литература Тюменского региона является составной частью татарской литературы, имеющей многовековую историю. Как и вся письменная литература, она возникла на основе устного поэтического творчества народа, проживающего издревле на этих территориях и считающегося одним из коренных народов Сибири. Известные востоковеды в своих трудах отмечают смешанный характер этнической общности тоболо-иртышских татар, в формирование которой внесли свою лепту ногайцы и казахи, торговые сарты и таджики из Средней Азии, казанские татары, а также кара-кыпчаки, хотаны, иштяки, среднеазиатские шейхи. Этим определяется сложность, богатство и разнообразие сибирско-татарского фольклора.

В диссертации уделяется внимание изучению истории фольклористики края, где особое место занимают исследования ученых с мировым именем В.В.Радлова и Н.Ф.Катанова (XIX в.). Прослеживая татарскую фольклористику края ХХ века, диссертантом высоко оценивается деятельность ученых из Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова (г.Казань) в изучении фольклора сибирских татар, учеными которого были организованы многочисленные фольклорно-диалектологические экспедиции. Здесь выделяется особый вклад известных ученых-фольклористов – выходцев из сибирских татар – Хамида Ярмухамедова и Флоры Ахметовой-Урманче. Отдельное внимание уделяется автором исследования усердию в сохранении народно-словесного богатства собирателей-самородков, таких, как Асхат Ниязов, Альминур Патршина, которые по зову сердца по крупицам собирали, записывая из уст носителей языка, народную мудрость.

Изучение и анализ устного народного творчества сибирских татар, выявление жанровых особенностей и тематического богатства татарского фольклора данного региона дали возможность диссертанту увидеть единую основу формирования татарской литературы, а также определить особенности образной системы, тематического разнообразия устного народного творчества татар, проживающих в Сибири.

2. В центре внимания диссертанта находился процесс формирования письменной литературы на исследуемой территории. Письменные литературные источники, созданные в Сибири в разные годы и сохранившиеся до настоящего времени, анализ данных источников в контексте развития истории татарской литературы дал возможность выстроить определенную картину формирования и развития татарской литературы в Тюменском крае, проследить общие закономерности их развития.

Основываясь на мнение некоторых литературоведов, которые отмечают, что данные, касающиеся биографии поэтов древности нужно искать в их творчестве, диссертантом сделан герменевтический анализ произведений поэта Икани, имя которого упоминается в статье Н.Ф.Катанова о среднеазиатских шейхах – сподвижниках ислама, прибывших на берега Тобола и Иртыша с целью распространения ислама. В сохранившихся стихах Икани, изданных в сборнике «Бакырган китабы», широко распространенного среди тюрко-татарского населения, были найдены некоторые сведения, подтверждающие предположение о том, что поэт Икани является одним из 366 миссионеров ислама. Диссертантом сделаны выводы о том, что автор стихов суфийского направления, создавший образ идеального человека – суфия, всегда хранящего в душе память о Всевышнем, занимающегося очищением души от грехов, познанием Абсолютной истины вполне мог быть среди тех, кто проповедовал в этих краях ислам.

В трудах ученых отмечается, что в XYIII-ХIХ веках Тобольская губерния стала неким культурно-просветительским центром, объединяющим ученых-просветителей, выходцев из Поволжья, Средней Азии. Под воздействием разных литературных взаимосвязей и взаимовлияний татарская литература вобрала в себя традиции восточной литературы, обогащаясь и развиваясь за счет более развитых к тому времени литератур. В исследовании сделан анализ книги «Насихатнамэ» поэта конца XYII-XYIII века Амдами (Худжа Шукур бине Гаваз-бай), который дал возможность сделать выводы о том, что его творчество является ярким отражением взглядов и воззрений поэтов-суфиев в новых исторических условиях.

Диссертантом отмечается, что книга Амдами «Насихатнамэ» носит философско-нравоучительный характер, который имеет не только религиозное, но и светское содержание, так как автор поднимает проблему воспитания и самовоспитания человека. В произведении удачно сочетаются мистические и мифологические представления о мире, символы и образы. Его творчество является достойным продолжением идей поэтов-суфиев, поэтическое наследие которых занимало значительное место в тюрко-татарской литературе древних и Средних веков.

Творения более известного в настоящее время поэта – выходца из сибирских татар Мауликая Юмачикова, преподававшего долгие годы в знаменитом Ембаевском медресе, является одним из своеобразных явлений литературы XIX века. Просветительская направленность, тематическое разнообразие, языковое богатство делают его произведения близкими многим тюркским народам. Творчество М.Юмачикова более известного в народе как автора «Баита об Ирбитской ярмарке», также является отражением просветительских идей, которые занимали видное место в татарской литературе XIX века.

В целом, находки ученых последней четверти ХIХ столетия дают возможность вести речь о татарской литературе сибирского происхождения как о составной части общетатарской литературы. Книги, написанные или переведенные писателями, родившимися и жившими здесь или находящимися по тем или иным причинам в данном регионе, помогают раскрыть некоторые особенности развития татарской литературы в целом, и региональной, в частности.

3. Первая половина ХХ века изобилует войнами, революциями и социально-политическими катаклизмами. В этот период не было достаточных условий для появления в среде сибирско-татарского народа творческих личностей. Только во второй половине столетия под влиянием определенных изменений в обществе увидели свет произведения Б.Сулейманова и Я.Занкиева, которые также зарекомендовали себя лидерами национального движения. Известные не только в данном регионе личности, разными путями и методами боролись за сохранение самобытности народа. Первый – открыто, публично, громко говорил о проблемах, связанных с будущим народа и без компромиссов ставил волнующие себя вопросы перед властями и требовал их безотлагательного решения; другой – с присущей ему интеллигентностью, последовательностью и настойчивостью через средства массовой информации освещал возможные пути решения национальных проблем. Своей активностью и упорным трудом они снискали уважение родного народа. Это – личности, с именами которых связано достоинство, чувство гордости, менталитет, осознание величия народа – сибирских татар.

4. Поэт, общественный деятель, до конца преданный своему народу человек, Булат Сулейманов одним из первых в татарской поэзии смог воссоздать образ татар, проживающих в Сибири, раскрыть богатейшую, многогранную душу земляков. В его книгах запечатлелась раненая от жестокой несправедливости мира беспокойная душа талантливого поэта-лирика, несгибаемая воля поэта-борца. В них – безграничная любовь и уважение поэта к родному народу, родной земле. Творчество Булата Сулейманова – это отражение душевного состояния сибирско-татарского народа 60-90-х годов ХХ столетия.

5. Якуб Занкиев – первый профессиональный прозаик, вышедший из сибирских татар, творивший в послевоенные годы, обогативший татарскую литературу новой тематикой, невиданными доселе в татарской литературе характерами и событиями, увековечивший образ татар, проживающих в суровых условиях Сибири. В своем творчестве писатель воссоздал эпическую панораму жизни сибирского народа первой половины ХХ столетия. В его романах находит отражение жизнь татарского народа на определенном историческом этапе развития, насыщенном многочисленными испытаниями.

С конца ХХ века с именами Якуба Камалиевича и Булата Валиковича связаны многие мероприятия, направленные на решение национальных проблем современности. С 1997 года в области (в гг.Тюмени, Тобольске) ежегодно проводится научно-практическая конференция «Сулеймановские чтения», где вместе с изучением творческого наследия поэта, обсуждаются актуальные вопросы языкознания и литературоведения, этнической культуры, истории татарского народа, проживающего на территории Тюменского региона, а также проблемы, касающиеся сохранения национальных школ, преподавания родного языка в условиях современных Российских школ.

В последние десятилетия также традиционными стали конференции, посвященные юбилеям писателя Я.К.Занкиева – «Занкиевские чтения» (1997г. – 80-летию, 2002г – 85-летию, 2007г. – 90-летию), в которых уделяется внимание изучению деятельности Заслуженного учителя и общественного деятеля Я.Занкиева и его литературного наследия, вместе с тем, также затрагиваются актуальные вопросы языка сибирских татар, региональной литературы, истории, этнографии края и др.

Эти конференции, организуемые в первый раз по инициативе татарской общественности, в настоящее время получили статус национальных проектов, поддерживаемых Областным Комитетом по делам национальностей и проводятся на базе Областной научной библиотеки, высших учебных учреждений Тюменской области, в частности в Тобольском государственном педагогическом институте им. Д.И.Менделеева.

6. Творчество поэта Шауката Гадельши, которое стало достоянием широкого круга читателей в 1970-е годы, является долгожданным событием в современной татарской поэзии. Сибирский поэт, который в новых условиях продолжил традиции Б.Сулейманова, создал свой, неповторимый поэтический мир. Новаторство его поэзии выражается и в образности, и в особом восприятии окружающего мира. Неуспокоенность, чувство вины, боль являются постоянными чувствами, присущими лирическому герою Ш.Гадельши.

7. Подводя итоги исследованию можем придти к выводу о том, что региональная литература имеет некоторые особенности, связанные с историей создания произведений, также обусловленные спецификой мировоззрения авторов, живущих в особых условиях. Пространство Сибирского края, его географический ландшафт, историческая судьба сибирско-татарского народа наложили свой отпечаток на формирование особого смыслового топоса в произведениях региональных писателей и поэтов. Здесь сибирский топос включает в себя взаимосвязь пространственно-изобразительного и концептуального планов.

8. Отрадно отметить, что развитие литературы края продолжается и в настоящее время. С 90-х годов ХХ столетия с началом функционирования областной газеты на татарском языке появилась возможность для писателей, особенно молодых, проявить себя в области журналистики и в литературном творчестве. Появились новые имена литераторов, такие как З.Акбуляков, С.Сагитов, И.Махиянов, Г.Абайдуллина, Ф.Утяшева, Р.Ибрагимов и др., которые снискали славу «сибирских» поэтов, издавших уже по нескольку стихотворных сборников. Но прискорбно то обстоятельство, что пришедшее в литературную арену в 90-е годы «молодое» поколение литераторов, в основном, это то же поколение Сулеймановых, поэтическая юность которых должна была бы начаться в 60-70-е годы ХХ столетия – потерянное поколение «несбывшихся» литераторов. Актуальным встает проблема воспитания молодого поколения литераторов, которым было бы что сказать и, самое главное, чтобы они владели родным языком матери во всех тонкостях.

9. Диссертационное исследование, посвященное татарской регионалистике края, преследовало цели изучения истории создания и формирования татарской литературы Тюменского региона. Но вместе с тем диссертантом намечены определенные задачи, для продолжения исследовательской работ в данном направлении. Продолжается поиск новых литературных источников, которым планомерно занимается лаборатория «Текстологические исследования древнетюркских памятников», организованная при кафедре татарского языка, литературы и методик преподавания Тобольского государственного педагогического института им. Д.И.Менделеева. Идет работа по изданию легенд и преданий, собранных А.Ниязовым под условным названием “Легенды старого Карагая” на русском и татарском языках, в память о народном фольклористе-собирателе. Ощущается необходимость в составлении антологии сибирско-татарских писателей. Также проблемой будущих научных изысканий может служить многочисленная публицистика Я.Занкиева. Поэтическое наследие Б.Сулейманова ждет перевода на русский и другие языки.

10. Таким образом, художественное осмысление территории, ее ландшафта, истории, психологии людей в современной литературе занимает особое место. Современные художники слова вносят свой вклад на формирование региональной идентичности. Разворачивающаяся сегодня унификация экономического пространства, вызванная глобализацией, сопровождается дифференциацией политического пространства (регионализацией) – и, как следствие, культурным переопределением личности. Символические смыслы, мотивированные советским пространством, остались в прошлом, и новая символика нередко формируется на основе локальной истории, мифологии, географии.

Богатство литературного наследия народа определяется многими факторами: национальной историей, социокультурной активностью, ролью в межлитературном диалоге и др. Эти явления и процессы неизменно в той или иной степени находят отражение в парадигмах тематики и проблематики искусства слова. Таким образом, исследуя тематический диапазон литературы, можно судить об уровне цивилизованности, о нравственных ориентирах и духовных исканиях породившего ее этноса.

По теме исследования опубликованы следующие работы:

Монографии:

Сайфулина, Ф.С. История формирования и развития татарской литературы Тюменского региона / Ф.С.Сайфулина. - Тюмень: Вектор Бук, 2007. - 296с.

Сайфулина, Ф.С. Напевы родного края (по творчеству Булата Сулейманова) / Ф.С.Сайфулина. - Казань: ГранДан, 2003. - 104с.

Сайфулина, Ф.С. Во имя будущих рассветов (по творчеству Якуба Занкиева) / Ф.С.Сайфулина. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделева, 2004.-108с.

загрузка...