Delist.ru

Татарская литература Тюменского региона: история и современность (02.10.2007)

Автор: Сайфулина Флера Сагитовна

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы литературоведами при дальнейшем изучении истории татарской литературы. Материалы исследования также могут стать научной базой для чтения лекций по истории татарской литературы, а также в рамках курса «Литературное краеведение», в проведении спецкурсов по данной теме, написании методических пособий на отделениях и факультетах татарской филологии педагогических вузов.

Материалы и научные результаты работы могут быть востребованы учителями национальных школ региона, историками края, фольклористами.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В силу исторических и географических условий процесс формирования и развития татарской литературы Тюменского региона сложен и специфичен. Обусловленность богатым наследием устного народного творчества делает татарскую литературу данного края уникальным являнием.

2. Татарская литература Тюменского края является органической частью общетатарской литературы. Произведения поэтов Амдами, М.Юмачикова, Икани, А.Тубыли и сборник рассказов «М??мугыл хик?ят», являющиеся объектом исследования в данной работе, характеризуются теми общими чертами, которые присущи всей тюрко-татарской литературе, так как выросли на общих литературных традициях.

3. Художественный мир татарских поэтов Сибири ХХ века Б.Сулейманова и Ш. Гадельши отмечен новаторским характером лирических обобщений. В их творчестве высвечены позитивные и негативные тенденции развития общества, затрагиваются многие актуальные проблемы, присущие региону. Топос Сибири помогает авторам выразить свое отношение к этой местности, являющийся для поэтов малой родиной. Творчество сибирско-татарских поэтов внесло определенную новизну в татарскую литературу в плане изображения родной природы, синтезировало пейзажную лирику с философской и гражданской, наполнив их таким образом новым содержанием.

4. Творчество Я.Занкиева – первого профессионального прозаика послевоенных лет, вышедшего из сибирских татар, обогатило татарскую литературу новой тематикой, неповторимыми образами и событиями. Писатель воссоздал историческую панораму жизни сибирского народа первой половины ХХ столетия.

5. Региональная литература имеет некоторые особенности, связанные с историей создания произведений, обусловленные спецификой мировоззрения авторов, живущих в особых природных условиях. Реальное пространство Сибирского края, его географический ландшафт, историческая судьба сибирско-татарского народа наложили свой отпечаток на произведения сибирско-татарских литераторов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Апробация работы осуществлялась по следующим направлениям: публикация материалов исследования, в том числе трех монографий (Казань, 2003г., 6,5 п/л; Тобольск, 2004г., 6,5 п/л; Тюмень, 2007г., 19 п/л; опубликованы два положительных отзыва), учебного пособия с Грифом УМО (Тобольск, 2004г., 12 п/л; опубликованы два положительных отзыва), многочисленных статей в научных сборниках и центральных реферируемых журналах.

Результаты исследования докладывались на Международных, Всероссийских, Межрегиональных, Межвузовских, Областных научно-практических конференциях: «Сулеймановские чтения» (Тюмень, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007), «Роль русского культурного сотрудничества в становлении Российской государственности в Сибири» (Тюмень, 1994), «Война и школа» (Тобольск, 1995), «Общество, школа, педагог» (Тобольск, 1997), «Влияние ислама на культуру народов Сибири» (Тюмень, 1998), «Жизнь и творчество педагога и писателя Я.Занкиева» (Тобольск, 1998), «Три века сибирской школы» (Тобольск, 2001), «Модернизация профессионального образования: проблемы, поиски, решения» (Омск, 2004), «Воспитание будущего учителя в процессе предметной подготовки» (Казань, 2004), «Образование в Западно-Сибирском регионе: история, современность, перспективы» (Тобольск, 2004), «Реализация воспитательного потенциала гуманитарного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс» (Казань, 2005), «Виноградовские чтения» (Тобольск, 2005), «Бодуэновские чтения» (Казань, 2006), «Этнокультурное пространство региона и языковое сознание» (Тюмень, 2006), «Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы» (Казань, 2006), «Актуальные проблемы изучения и преподавания татарской литературы» (Казань, 2006), «Образование и культура как фактор развития региона» (Тобольск, 2006), «Языки и литература тюркских народов: история и современность» (Елабуга, 2006), «Исламская цивилизация в Сибири: история, традиции, современность» (Тобольск, 2006), «Занкиевские чтения» (Тобольск, 2007), «Тумашевские чтения» (Тюмень, 2007), а также симпозиумах: «Культурное наследие народов Западной Сибири» (Тобольск, 1998), «Культурное наследие народов Западной Сибири. Тюркские народы» (Тобольск-Омск, 2002).

Результаты исследования используются при подготовке и преподавании курсов «Литературное краеведение», «Литературное краеведение в школах Тюменского региона» на филологическом факультете Тобольского государственного педагогического института им. Д.И.Менделеева, Тюменского государственного университета, в национальных школах Юга Тюменской области.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его цель и задачи, объект и предмет, раскрывается степень изученности проблемы, устанавливаются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту.

Первая глава «История возникновения и формирования татарской литературы Тюменского региона» состоит из двух разделов.

В первом разделе «Роль этнических и фольклорных традиций в становлении сибирско-татарской литературы» речь идет об этническом составе татарского народа, проживающего в Тюменском крае, проводится анализ и выявляются особенности фольклора сибирских татар, на основе которого позже возникла письменная национальная литература.

Видные востоковеды Н.А.Аристов, А.Г.Юшков, Н.Ф.Катанов, Г.Ф.Миллер в своих исследованиях по истории, этнографии, фольклору, языку сибирских татар отмечали смешанный характер формирования этнической общности тоболо-иртышских татар. Его состав очень сложен, многокомпонентен, поэтому и устное народное творчество, которое является отражением жизни народа, очень богато и разнообразно как по своему жанровому составу, так и по сюжетам и тематике.

Письменная литература формируется и развивается интенсивнее у народов, имеющих богатое наследие жанров устного народного творчества. Рассматривая вопрос об изученности фольклора татар, проживающих в Сибири, необходимо отметить деятельность ученого с мировым именем, академика В.В. Радлова, труды которого вправе считаться первым и значимым вкладом в фольклористику сибирских татар. Во второй половине XIX века с целью изучения языка сибирских татар, казахов и киргизов он организует несколько научных экспедиций. Результатом данной деятельности является десятитомный труд «Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи, собраны В.В. Радловымъ». Четвертый том этой работы, записанный в 1859-1871 гг., в котором собран фольклор и наречие барабинских, тарских, тюменских и тобольских татар, в первый раз был издан в 1872 году, а затем переведен на немецкий язык. Данный источник вбирает в себя 119 произведений устного народного творчества, записанных в вышеназванных селениях. По современной жанровой классификации произведений устного народного творчества, здесь представлены: 41 сказка, 29 песен и баитов, 23 предания и родословных, 16 дастанов и отрывков из них. Ученым фиксируются две существенные особенности татарского фольклора: бытование в народе произведений эпоса – дастанов и лиро-эпоса – баитов.

Интересен тот факт, что через сто лет известными татарскими фольклористами Х.Ярмухаметовым, Ф.Урманчеевым, Ф.Ахметовой-Урманче, Л.Замалетдиновым, Х.Гатиной, Н.Ибрагимовым, Х.Махмутовым с 1967 по 1974 годы и раньше (в 1940 году Н.Исанбетом) были проведены экспедиции в тех же деревнях и селениях, где В.В.Радлов осуществил с поразительной точностью записи указанных произведений. К великому сожалению, через сто лет пройдя этот же путь, ученые уже не застали многого из фольклорных материалов, записанных великим ученым.

Определенную лепту в развитие этой области науки внес известный ученый Н.Ф.Катанов. Его записи легенд и преданий («Предания тобольских татар о грозном царе Тамерлане», «Предания тобольских татар о прибытии Мухамедданских проповедников в г. Искер», «Предания тобольских татар о происхождении киргизского народа», «Предания тобольских татар о Кучуме и Ермаке» и другие) хранятся в архивах Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Большой интерес вызывают предания о жизни шейхов, связанные с распространителями ислама в Сибири, миссионерами из Средней Азии. Интересны для исследователей истории края также легенды и предания, собранные фольклористом А.Ниязовым, в которых сохранились имена шейхов, описаны их деяния и отношение сибирско-татарского народа к ним. Таким образом, богатый фольклорный материал может служить интересным источником для изучения истории, языка, обычаев и обрядов народа, проживающего на определенной территории.

Современное состояние сибирско-татарской фольклористики представлено исследованиями ученых-фольклористов на основе материалов, собранных во время научных экспедиций в данные края в разное время.

Изучение и анализ устного народного творчества народа, выявление жанровых особенностей и тематического богатства татарского фольклора данного региона дают возможность увидеть единую основу развития татарской литературы, в то же время определить особенности образной системы, тематического разнообразия народного творчества татар, проживающих в Сибири. Это необходимо для восприятия и анализа творчества писателей и поэтов – представителей татарской литературы Тюменского региона, в котором обнаруживается влияние устного поэтического наследия народа.

Во втором разделе данной главы «Начальный (традиционалистский) период татарской литературы Западной Сибири» диссертантом анализируются сохранившиеся образцы письменной литературы, созданные в Сибири.

В популярную среди татарского населения в средневековье книгу «Бакырган китабы» («Книга Бакырган»), в которой объединены произведения поэтов-суфиев XII-XVIII веков, включены 18 стихотворений поэта Икани. До конца ХХ столетия об этом авторе ничего не было известно. В вышеназванной публикации Н.Ф. Катанова, основанной на двух татарских рукописях Тобольского музея, упоминается о мавзолее «почтенного шейха Айкани /Икани», находящегося «в Искере». Она натолкнула ученых на некоторые размышления. Последние находки (родословная шейхов, свод суфийских трактатов), обнаруженные исследователем края И.Беличем в деревне Карагай Вагайского района Тюменской области летом 2004 г., прочитанные и проанализированные литературоведом Ф.Яхиным, внесли определенную ясность в биографию вышеназванной личности. По данным так называемого «Карагайского свитка», можно с известной долей вероятности рассуждать о том, что поэт Икани является одним из 366 шейхов, прибывших в Сибирь в 1394 году с целью распространения ислама среди местного населения. Опираясь на содержание этой ценной исторической находки, можно утвердительно сказать, что поэт Икани (переводится как Иманлы – Человек с верой) – один из шейхов, которые были «вооружены верой в Аллаха», единым желанием и стремлением помочь другим в познании ислама, был похоронен на берегу реки Иртыш (Абу-Джирс). Другие данные о поэте Икани, к сожалению, не обнаружены. Ни в списках суфиев-шейхов, ни в энциклопедических словарях знаменитых ученых прошлых веков Востока о нем больше не упоминается.

Основным направлением литературы средних веков являлся суфизм, который как литературное направление был распространен среди народов, придерживавшихся ислама. Аскетические настроения, породившие начало суфизма в Поволжье, возникли в связи с принятием ислама уже в YIII-IX веках.

Одна из основных идей в произведениях Икани связана с суфийской философией «зикр», которая, по мнению многих литературоведов, в суфийской лирике является очень значимой. В научных работах данный термин трактуется как суфийская молитва, обращенная к Всевышнему. Судя по его стихам, поэт Икани понимает «зикр» не только как религиозно-ритуальное действие. Он предполагает, что необходимым условием «зикра» является душевное расположение человека, так как Всевышний, в суфийском понимании, есть «Хак», «Хакыйкать» («Истина»). По содержанию стихов поэта можем предположить: Икани считает, что «Абсолютную истину» не стоит искать вне самого человека, на стороне. Истина, как и вера в Аллаха, хранится в душе верующего, молящегося.

Некоторые стихи поэта касаются познания. По разумению Икани, познание не должно быть только ради выявления истины для себя, оно достигается в целях распространения просвещения. Истина существует и без познания, но не может стать знанием, основой просвещения. Обращаясь к себе, называя свое имя, Икани пишет, что «он обязан быть днем и ночью в слезах и в горе, ибо только тогда сможет найти Всевышнего». Это – его понимание пути достижения Истины. Оно характерно для суфийского учения об Абсолютной истине. Его стихи «Егълагыл у х?ле??…» («Оплакивай свое положение…»), «И бихайр» («О негодный»), «?лемне? илчесе» («Посланник смерти»), «?лем килде» («Пришла смерть»), «Бивафадыр ошбу д?нья» («Не постоянен этот мир») и др. посвящены раскрытию смысла жизни человека на Земле, направленной на познание истины.

Идеальный человек у Икани – это суфий, всегда хранящий в душе память о Всевышнем. Он должен заниматься познанием Абсолютной истины, очищать душу от грехов и не допускать их совершения, быть трудолюбивым, ненавидеть невежество. Даже достигнув пожилого возраста, такой человек не должен сойти с этого истинного пути. Человек с таким мировоззрением вполне мог быть среди тех, кто проповедовал в этих краях ислам.

В последние десятилетия ХХ в. было обнаружено и изучено еще одно произведение – «Книга наставлений» поэта Амдами, который был одним из интересных поэтов XYIII века, являлся не только ахундом-священослужителем и мударрисом-профессором, но и занимал большой государственный пост: был главой народа «таб» – тобольских татар. Имя Амдами является псевдонимом, которым поэт называет себя в сохранившемся произведении.

Первым о «Книге наставлений» упоминает Р. Фахрутдинов. В первом томе известного труда «Асар» ученый пишет о поэте Амдами, дает высокую оценку его поэзии. В начале 60-х годов ХХ столетия публикуется статья Н.Юзеева и А.Фатхи, где авторы пишут о находке произведения. Более подробный анализ произведения был сделан чуть позже литературоведом Ф.Яхиным, который обнаружил вторую рукопись «Книги наставлений».

Настоящее имя поэта Амдами – Худжа Шукур бине Гаваз-бай. В 1694 году он окончил медресе Даулатшаха ибн Габдулваггапа Ал-Хасани, долгие годы был ахундом Тобольска, в начале 1703 года завершил поэму «Насихатнамэ», где именует себя Амдами. Как отмечается самим автором, он взял за основу своего произведения поэму персидского поэта конца ХII-начала ХIII века Ф.Гаттара «Панднамэ» («Назидания»). Произведение Амдами написано в начале XYIII века, но более широкую известность получило в XIX веке (дважды переиздавалось).

Сведений об авторе очень мало, в своем произведении поэт называет себя псевдонимом «Амдами», смысл которого означает «близкий друг», «попутчик». Автор пишет о желании быть близким другом, помощником, попутчиком всем тем, кому нужна его поддержка.

По традиции древнетатарской поэзии поэма начинается с главы, где идет восхваление имен всемилостивого и всемогущего Аллаха, после чего следует описание достоинств пророков, упоминаются их деяния во благо людей. «Книга наставлений» состоит из 48 глав, каждая из которых называется «Назидание и наставление». В целом произведение не основано на едином сюжете, в каждой главе автором рассматриваются определенные качества, свойственные человеку, которые нужно или развивать, или, наоборот, избегать. Автор призывает читателя не стремиться к богатству, держаться подальше от греховного, не быть алчным и жадным, не терять веры.

Анализ содержания «Книги наставлений» приводит к мысли о том, что творчество Амдами является достойным продолжением традиций татарской литературы средних веков, сформировавшейся под влиянием суфийской идеологии. Как известно, в суфийской литературе одним из основных, смыслообразующих является отношение к слову «нафс» (алчность). Учение «тасаввуф» является школой совершенствования личности через преодоление своего нафса. Суфии мечтали воспитать «совершенного человека» (аль-инсан-аль-камиль), который способен побороть свое «эго», «я», встать выше «нафса». К таким суфиям относится поэт Амдами. Через все произведение «Книга наставлений» проходит мысль о том, что в основе всех человеческих бед лежит алчность.

Произведение Амдами «Насихатнамэ» можно рассмотреть как синтез двух жанров, существующих уже в древности. Можем отметить, что причиной этого является отчасти то обстоятельство, что она написана под влиянием поэмы персидского поэта конца XII-начала XIII вв. Ф.Гаттара, и, во-вторых, книга создана на основе идей суфизма и соответствует древнетатарским традициям суфийской поэзии.

Произведение Амдами носит философско-нравоучительный характер и направлено на воспитание у читателей положительных морально-этических качеств Автор книги поднимает проблему воспитания и самовоспитания человека.

Вышесказанное дает возможность диссертанту прийти к выводу о том, что произведение Амдами «Книга наставлений» является интересным памятником художественной литературы XYIII века и является достойным продолжением идей поэтов-суфиев, творчество которых занимало значительное место в тюрко-татарской литературе древности и Средних веков.

Одним из известных поэтов, вышедших из сибирских татар, является Мауликай Юмачиков (1834-1910), живший и творивший во второй половине XIX века. Несмотря на то, что, по сохранившимся воспоминаниям, он был известной личностью своего времени, его биография и творческая деятельность до настоящего времени также остаются малоизученными. Известно, что Юмачиков был учителем знаменитого Ембаевского медресе, владел, кроме родного татарского языка, арабским, персидским, русским и казахским языками.

загрузка...