Форма правления республики Казахстан: конституционная модель и практика государственного управления (02.10.2007)
Автор: Мухамеджанов Бауржан Алимович
2) глав дипломатических представительств Республики Казахстан - после предварительного обсуждения их кандидатур профильным комитетом Сената Парламента Республики Казахстан; 3) председателя и двух членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, назначаемых Главой государства, - после предварительного обсуждения их кандидатур профильным комитетом Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Среди требующих совершенствования направлений правотворческой деятельности Правительства Республики Казахстан диссертант выделяет: 1) недостаточность координации законодательной работы парламента и нормоустановительной функции правительства. Этот аспект проблемы имеет несколько срезов: а) согласование принятия актов различного уровня, где актам правительства, министерств и агентств отводится роль конкретизации и детализации положений закона; б) соответствие решений Правительства и ведомственных актов законам и указам Президента; в) сотрудничество аппаратов Парламента, Правительства и Администрации Президента в законотворческой работе; 2) отсутствие правовой регламентации процедуры получения заключения Правительства на бюджетные законопроекты. Как правило, подобная нормативная неурегулированность препятствует оценке финансово-экономической сбалансированности законодательных решений, влекущих бюджетные расходы; 3) недостаточное разграничение компетенции Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан в вопросах, регулирование какого рода правоотношений относится к тому или иному государственному институту. В то же время, надлежит признать, что подобное разграничение должно производиться на основе понимания, что сложившаяся в Казахстане президентская форма правления предполагает безусловный приоритет актов Президента перед актами Правительства. Из описанной в предыдущем пункте тройственности природы полномочия вытекает многомерный характер проблемы разграничения полномочий. Суть этой многомерности состоит в том, что каждая из трех составляющих природу полномочия (функционально-деятельностная, ресурсная и правовая) имеет свою особую логику, требующую вполне определенных принципов разграничения полномочий. Трудность заключается в том, что эти принципы разграничения полномочий не стыкуются друг с другом. В диссертации рассматривается механизм взаимодействия верхней палаты парламента Казахстана – Сената с другими органами государственной власти, относящимся к исполнительной и судебной «ветвям» власти. Происходящие в Казахстане преобразования обусловливают перераспределение государственных управленческих функций. Идет активный поиск новой, наиболее оптимальной структуры управления. Крупномасштабные реорганизации управления за относительно короткий промежуток времени непосредственно связаны с изменением задач и функций государства. Конституция Республики действует более десяти лет, и заложенный в ней потенциал далеко не исчерпан. В настоящее время есть все необходимые возможности для укрепления государственности и развития правовой системы в рамках действующей Конституции. Задача на ближайшие годы заключается в максимальном использовании ресурса действующей Конституции таким образом, чтобы это реально способствовало росту и дебюрократизации экономики, обеспечению прав граждан, согласия и стабильности в обществе, а также усилению борьбы с коррупцией. В Республике определены следующие приоритеты административной реформы в стране: 1) совершенствование структуры государственных органов. Правительство должно сократить иерархию должностей на всех уровнях власти, исключив отдельные промежуточные звенья. Должна быть обеспечена комплексность в работе государственных органов при принятии управленческих решений. Функциональный анализ с целью исключения дублирования функций между центральными государственными органами, подведомственными территориальными подразделениями и местными исполнительными органами, должен проводиться Правительством регулярно, а не от случая к случаю. По итогам такого анализа должны приниматься соответствующие решения по совершенствованию структуры государственных органов и сокращению государственного аппарата; 2) увеличение зарплаты государственных служащих до уровня, сопоставимого с крупными казахстанскими частными компаниями, с привязкой ее к конкретным результатам труда. В целях создания профессионального государственного аппарата и искоренения коррупции, единая система оплаты труда государственных органов претерпит серьезные изменения. Должна быть внедрена система оценки качества работы государственных органов и каждого сотрудника, а заработная плата должна зависеть только от профессионализма и эффективности выполняемой работы государственного служащего. По политическим государственным служащим необходимо разработать систему выплаты годовых бонусов на основе результатов рейтинговой оценки деятельности государственных органов. После формирования целостной системы усиления ответственности государственных служащих и оценки деятельности государственных органов, Правительство должно внести предложения по поэтапному повышению заработной платы до уровня, сопоставимого с частным сектором за счет сокращения государственного аппарата. Все деньги, которые будут получены за счет сокращения госаппарата, будут направлены на повышение заработной платы. По моим расчетам будут сокращены около 30 % госслужащих. В составе фонда оплаты труда может формироваться специальный фонд для поощрения административных государственных служащих. Его необходимо использовать для премирования за высокие результаты работы и найма работников по контракту; 3) достижение высокого качества государственных услуг. Во всех государственных органах должны быть разработаны и внедрены отраслевые стандарты предоставления государственных услуг. Поэтапно будут внедряться международные стандарты качества ИСО и принцип открытости работы государственных органов и подотчетности их обществу. Каждый государственный орган должен иметь стратегический план своего развития, в котором будут отражены конкретные цели, задачи, пути их достижения, а также перспективы развития. Для контроля за соблюдением стандартов оказания государственных услуг будет создана система внутреннего и внешнего аудита, в том числе путем систематического проведения социологических опросов населения и предпринимателей. Повсеместное внедрение «электронного правительства» позволит обеспечить гражданам и организациям быстрый доступ к качественным государственным услугам; 4) внедрение рейтинга деятельности государственных органов и новых подходов в бюджетном процессе. В 2007 г. будет внедрена система рейтинговой оценки деятельности центральных государственных органов и акиматов областей на регулярной основе. Это будет сделано в целях улучшения внутреннего администрирования рабочих процессов, повышения эффективности расходования бюджетных средств и обеспечения качества государственных услуг. Данная мера призвана стимулировать государственные органы к повышению эффективности своей деятельности. В бюджетном планировании акцент будет смещен от жестких бюджетных ограничений к системе финансирования, ориентированной на конечный результат. Государственные, отраслевые, региональные и бюджетные программы должны иметь конкретные цели и индикаторы. Должна быть усилена ответственность первых руководителей и создана действенная система контроля за расходованием бюджетных средств и реализацией соответствующих программ. Кроме того, каждый государственный орган будет обязан сокращать административные расходы за счет повышения производительности своей деятельности; 5) повышение стабильности, устойчивости и управляемости государственного аппарата. В центральных государственных органах должна быть введена высшая административная должность Статс-секретаря, назначаемого Главой государства, что должно обеспечить стабильность в работе их аппаратов. Статс-секретарь будет курировать все внутренние дела госоргана, что позволит высшему руководству сосредоточиться на разработке политики и стратегических вопросах. Будут внедрены механизмы оценки работы административных государственных служащих, а также разработан механизм их ротации между центром и регионами; 6) снижение коррупции. Президент страны отметил необходимость сокращения административных барьеров, бюрократической «волокиты» и чрезмерного количества проверок; 7) формирование и укрепление позитивного имиджа государственной службы. План мероприятий по реализации административной реформы требует достаточно больших изменений в законодательстве. Для чего рабочей группе по административной реформе Президентом страны поручено выработать и внести предложения по реформированию правоохранительной системы и бюджетной сферы, в первую очередь, образования и здравоохранения по таким же принципам, как и модернизации административной системы. Стратегический смысл и характер работ по совершенствованию системы государственной власти заключается в том, что их результатом является создание условий для перехода к новому типу функциональных отношений внутри государства и взаимоувязывание программ важнейших реформ конкретных областей социальной сферы и экономики. Современный политический режим Республики Казахстан диссертант определяет как плебисцитарно-демократический режим с харизматическим лидером, идущим во главе всех демократических преобразований в стране. Анализ политической ситуации в Казахстане ярко показывает, что Президент, как глава государства и несомненный харизматический лидер, обладает большими возможностями по мобилизации масс, направленной на углубление демократических социальных, политических и экономических преобразований в обществе, контролирует институциональную систему, имея при этом возможность, опираясь на широкие слои населения, преодолевать сопротивление бюрократии. Основными направлениями совершенствования системы государственной власти в Республике Казахстан должны выступить: 1. Участие в процессах глобализации и интеграции. В современном мире наблюдается усиление интеграционных процессов во многих сферах государственной жизни и в правовой сфере. 2. Учет мирового опыта. Включение страны в общемировые политические и экономические процессы как самостоятельного субъекта, развитие взаимодействия с другими государствами Содружества Независимых Государств побуждает к активному применению иностранного опыта. Использование зарубежного опыта должно определяться историческими, философскими, политическими, религиозными и иными корнями предшествующей государственности данного народа, социально-культурными реалиями конкретной страны, сложностью восприятия инокультурных идей и представлений и другими факторами. 3. Децентрализация государственного управления. Исследователи отмечают, что в плане децентрализации перед Казахстаном стоит сложная задача найти оптимальную модель распределения полномочий между центром и регионами. С одной стороны, стратегическая задача построения рыночной экономики требует демократического устройства всех уровней государственного управления, так как без демократических механизмов и контроля за работой органов управления невозможно создать условия для справедливой рыночной конкуренции. С другой стороны, рыночная экономика не терпит излишней централизации в системе принятия решений и требует закрепления определенных властных и финансовых полномочий за местными органами, непосредственно соприкасающимися с субъектами экономической и социальной жизни. Все новшества по изменению конституционно-правового строя диссертант сгруппировал по нескольким направлениям: 1) Перераспределение властных полномочий и ответственности, повышение роли Парламента. Одним из вопросов, который обсуждался в ходе общеполитической дискуссии в стране - был вопрос о передаче отдельных полномочий Главы государства Парламенту. Государственная комиссия единогласно поддерживала сохранение президентской формы правления на этом этапе. Необходимость строительства с нуля казахстанской государственности и рыночной экономики, развития впервые в нашей истории либеральной политической системы требовала решительной консолидации общества. Республика по форме правления остается президентской, но с существенным расширением полномочий Парламента. Это практически трансформирует модель Казахстана из президентской в президентско-парламентскую. В соответствии с действующей Конституцией страны Президент является символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип не потерял своей актуальности в процессе модернизации нашей политической системы. Он, по мнению большинства казахстанцев, должен оставаться незыблемым и на новом этапе демократических преобразований в Казахстане. 2) Переход на выборы депутатов Мажилиса по пропорциональной избирательной системе, которая обеспечивает репрезентативность и учитывает специфические особенности Казахстана. Новая форма проведения выборов в Казахстане должна предоставить политическим партиям дополнительные возможности по усилению своей роли в политической системе страны, обеспечив реальное отражение расклада политических сил и действительную волю населения. 3) Устанавливается ответственность Правительства не только перед Главой государства, но и перед всем Парламентом для обеспечения исполнительной властью высокой эффективности и качества государственных услуг, общественной подотчетности и прозрачности деятельности. Усилены полномочия Парламента по эффективному контролю за деятельностью Правительства. 4) Изменена схема формирования Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии. С учетом намеченного баланса взаимоотношений между Президентом, Парламентом и Правительством претерпевает изменения и раздел Конституции, посвященный Правительству. В Заключении подводятся итоги исследования, аргументируются практические выводы и рекомендации, вытекающие из диссертационного исследования. На основании проведенного в работе анализа, диссертант приходит к выводу, что Казахстан выбрал один из самых верных видов политического транзита: от президентской республики, столь необходимой на первых этапах становления государственности, к новой политической формации – президентско-парламентской республике. Но любая модель политического транзита может быть устойчивой лишь в том случае, если в ее рамках будет осуществлен принцип разделения власти и управления, т.е. будут обеспечены механизмы ответственности правительства перед парламентом, при сохранении верховного качества президентской власти. |