Форма правления республики Казахстан: конституционная модель и практика государственного управления (02.10.2007)
Автор: Мухамеджанов Бауржан Алимович
Учет историко-географического аспекта системной методологии требует выделения среди предпосылок развития казахской государственности страны особых географических и природных факторов ее жизни: географического положения, климатических условий, наличия или отсутствия угрозы стихийных бедствий (землетрясений, наводнений, засух), экологической обстановки и состояние окружающей природной среды, наличие ископаемых и природных ресурсов (пригодных для сельскохозяйственной обработки земель, пресной воды, месторождений топлива и минерального сырья). Причем, надо понимать, что природно-географические факторы создавать для развития государства прочную основу или, напротив сдерживать его. Наряду с новыми подходами к развитию современной казахской государственности, существуют и взгляды, опирающиеся на следования древним историческим попыткам: «… Есть попытки, кстати, даже распространенные погрузить казахскую историю в автономный собственный мир с красивыми, но устаревшими идеологемами. Анализ казахских проблем, особенно казахской этничности, через призму норм и ценностей кочевого общества есть неправомерное сужение проблемного поля казахской нации». По мнению казахстанских авторов, «исторически короткое время существования независимого государства Казахстан показало, что казахская интеллектуальная элита разделилась на две неравнозначные части: 1) ее значительная, подавляющая часть стремилась и стремится выражать общенациональные идеи и интересы казахов; 2) определенная часть пытается ставить выше интересов казахской нации клановые, родовые интересы, идеи». По мнению диссертанта, народ Казахстана должен стать общностью граждан разных национальностей, а не некой-то новой этнической общностью. Более того, в процессе формирования единой казахстанской нации (т.е. нация-государство), по его убеждению, ни одна этническая группа не должна потерять свою уникальную самобытность, культурную идентичность. Современная казахстанская государственность в международном контексте развивается на основе: во-первых, утверждения Казахстана на международной арене как суверенного и независимого государства, вовлеченного в международное общение как самостоятельного субъекта; во-вторых, укрепления связей с прежними союзными республиками по Союзу ССР, а ныне государствами-участниками Содружества Независимых Государств. Казахстан выступает как инициатор многих интеграционных программ в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического пространства; в-третьих, включенности Казахстана в процессы глобализации и участия республики в международных организациях универсального характера (Организация Объединенных Наций, Международный валютный фонд и др.); в-четвертых, признания принципов и норм международного права, а также международных договоров Республики Казахстан составной частью правовой системы Казахстана. Таким образом, в настоящее время в Республике Казахстан идет активный процесс формирования новой казахстанской государственности, адекватной современному уровню развития гражданского общества и становления демократических институтов государственной формы правления как важнейшего элемента государства. Представляя основные этапы развития формы правления в Республике Казахстан, диссертант исходит из тезиса: история конституции в любой стране неотъемлема от истории общества и государства. Каждый очередной этап их генезиса характеризуется новыми моментами в социально-экономических и политических отношениях, осуществлении функций государства, изменении формы правления и т.д. При этом конституционное развитие Казахстана, на взгляд диссертанта, не следует сводить только к появлению актов, формально именуемых конституциями: необходимо учитывать совокупность актов конституционного уровня и значения, поскольку они все вместе представляли или представляют образ конституции для своего периода. Проблема конституционного развития Республики Казахстан является многоаспектной. Один из значимых таких аспектов – историко-правовой, изучение которого позволяет не только охарактеризовать этапы конституционного развития, но и выявить черты и признаки развития самой казахской государственности, особенности становления системы органов государственной власти, конституционно-правовых институтов, государственного устройства и административно-территориального деления. Началом первого этапа становления современного казахского государства и развития формы правления в нем стало принятие 25 октября 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики. Декларация наделила государственную власть Казахской ССР верховенством, самостоятельностью, полнотой внутри Республики, а также во внешних сношениях, определенных Союзным договором. Вторым этапом утверждения президентской республики в Казахстане признается принятие 24 апреля 1990 г. на первой сессии Верховного Совета Казахской ССР двенадцатого созыва Закона «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР». Закон определил Президента как главу Казахской Советской Социалистической Республики – составной части Союза ССР, что и предопределило особенности конституционно-правового статуса Президента Республики. Президент наделялся правом представлять Верховному Совету Казахской ССР кандидатуру на пост Председателя Совета Министров Казахской ССР. При этом Президент не признавался главой исполнительной власти. Характерной чертой этого этапа следует признать своеобразный дуализм в осуществлении государственной власти в республике. Переход к следующему (третьему) этапу последовал достаточно быстро, что обусловлено общим динамизмом развития ситуации как в Советском Союзе в целом, так и в Казахстане. Этот переход связан с принятием Закона Казахской ССР от 20 ноября 1990 г. «О совершенствовании структуры государственной власти и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР». Положения Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики были инкорпорированы в текст Конституции Казахской ССР 20 ноября 1990 г. посредством Закона «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР». Согласно изменениям Президент Казахской ССР стал главой высшей исполнительной и распорядительной власти, был учрежден пост Вице-президента Казахской ССР, Совет министров преобразован в Кабинет министров, образованы должности премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов. Вице-президент Казахской ССР избирался Верховным Советом по представлению Президента республики. И все же многими исследователями этот период рассматривается как этап существования в Казахстане парламентской республики. Этот вывод основывается на признании того обстоятельства, что, несмотря на существование института президента Республики Казахстан, именно Верховный Совет с формально-юридической точки зрения обладал полномочиями по решению основных вопросов внутренней и внешней политики и осуществлял контроль за деятельностью исполнительных органов государственной власти. В любом случае очевиден факт, что первый Президент Республики Казахстан был избран в условиях парламентарной республики, что предопределило перечень его полномочий и соотношение с другими институтами государственной власти. Этот этап продлился до принятия 28 января 1993 г. Конституции Республики Казахстан (четвертый этап), который оценивается как период усиления системы исполнительной власти как власти, непосредственно возглавляемой Президентом страны. В это время на смену Совета Министров пришел Кабинет Министров, был сформирован единый аппарат, объединивший аппарат Президента и аппарат Кабинета Министров. Таким образом, говоря о становлении президентской власти в Республике Казахстан, диссертант отметил, что в самом его начале Президентская власть функционировала в системе, приближавшейся к парламентской форме правления: Верховный Совет избирал президента и контролировал правительство, которое было ему подотчетно. В ноябре 1990 г. к президенту перешел весь объем полномочий исполнительной власти. Была сделана попытка сформировать единую исполнительную власть во главе с Президентом, произошло слияние Аппарата Президента и Кабинета Министров. В основу политической системы этого периода была положена классическая модель президентской республики. В целом же в периоде становления президентской власти она становилась и укреплялась как важнейший политический институт, обеспечивающий независимость, самостоятельность Республики. Но наряду с этими нововведениями в государстве оставалось много пережитков прошлого, и не последнее место в этом списке занимали устаревшие правовая база и законодательство республики. Создав новое государство, новые институты власти, необходимо было привести их в логически завершенную форму. Все эти обстоятельства привели к принятию Верховным Советом почти единогласно (309 из 312 голосов) 28 января 1993 г. первой Конституции независимого Казахстана. Пятый этап. 30 августа 1995 г. на всенародном референдуме была принята Конституция Республики Казахстан. Большинство казахстанских ученых рассматриваются этот этап как период учреждения и становления президентской республики в Казахстане. На этом этапе развития формы правления Казахстана в нее были внесены существенные коррективы. Конституция Казахстана 1995 г. способствовала сосредоточению власти в системе исполнительных органов и существенной централизации государственных регуляторов. Подобные решения были вполне оправданны и привели к стабилизации государственно-властных отношений. По достижении этой стабильности были созданы условия для расширения системы воздействия законодательных (представительных) органов на процессы непосредственного управления. Шестой (современный, текущий) этап развития формы правления в Республике Казахстан отсчитывается с 2001 г. Потребность перехода к качественно новому этапу развития формы правления в стране обусловлены тем обстоятельством, что к началу XXI века стало очевидно, что политическое реформирования, уровень развития государственно-правовой системы, механизмы государственного управления не в полной мере отвечали запросам экономического роста. Особо явственно это противоречие проявилось в регионах страны. Переломить негативные тенденции был призван Закон «О местном государственном управлении в Республике Казахстан». По сути, это этап децентрализации осуществления управленческих процессов, перехода на новое качество взаимодействия органов государственной власти, относящихся к ее различным ветвям. Если 1990-е годы характеризуются как период высокой степени централизации власти, что позволило обеспечить стабильность государственного строительства в сложнейшее время, то, начиная с 2001 г., на первый план выходят механизмы децентрализации. Децентрализация названа в качестве значимой линии в Стратегическим плане развития Республики Казахстан до 2010 года. 21 мая 2007 г. Казахстан вступил в новый этап своего общественно-политического развития. Президент страны подписал принятый парламентом закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию. Прежде всего, Республика сделала ощутимый шаг от президентской к президентско-парламентской форме правления, что является логическим результатом политики по развитию демократии и гражданского общества в Казахстане. Глава III – «Система органов государственной власти Республики Казахстан: принципы построения и функционирования» - посвящена изучению принципов построения и функционирования системы органов государственной власти в Республике Казахстан (§ 1); анализу роли института президентства в механизме разделения властей (§ 2); исследованию значения представительной власти в системе органов государственной власти Республики Казахстан (§ 3); представлению основных направлений совершенствования системы исполнительной власти в Республике Казахстан (§ 4); раскрытию вопросов организации судебной власти и конституционного контроля в Республике Казахстан (§ 5). Одним из центральных направлений реформирования постсоветского казахстанского общества стало совершенствование и изменение механизмов государственного управления всех уровней в целях обеспечения продуктивного и конструктивного взаимодействия всех ветвей и уровней государственной власти уже в новых условиях. Среди конституционных принципов Республики Казахстан нашлось место и принципу единства государственной власти, берущей свое начало в едином источнике власти – народе Казахстана. П. 4 ст. 3 Конституции Республики Казахстан закрепляет положение: «Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебные ветви и взаимодействия между собой с использованием систем сдержек и противовесов». Конституционная система власти включает в себя не только те органы государственной власти, которые названы в тексте Конституции. В нее входят и многие другие, создание которых вытекает из функций и полномочий конституционных органов власти. Система власти, таким образом, состоит из разветвленных подсистем, из большого числа соподчиненных органов власти разного уровня. В современных условиях довольно остро стоит проблема конституционализации действующего законодательства. Это обусловлено наличием еще довольно объемной части действующего законодательства, принятого до Конституции Республики Казахстан 1995 года. Кроме того, и в настоящее время органы власти допускают принятие норм, противоречащих требованиям Конституции Республики Казахстан. Функциональный аспект реализации принципа разделения государственной власти в Республике Казахстан (судя по научной литературе) признан, понят и не вызывает особых дискуссий. Сложнее обстоит дело с анализом и оценкой системы органов, которые реализуют различные формы государственной власти и особенно со структурой их взаимоотношений между собой (с сотрудничеством, с одной стороны, со «сдержками и противовесами», с другой). Распределение функций между государственными органами как необходимая гарантия политической свободы в обществе должно быть устойчивым и неизменным. Это возможно только в том случае, если ни один из государственных органов не является настолько сильным, чтобы узурпировать полномочия других. Поэтому необходимо, чтобы один государственный орган мог сдерживать другой, необходимо равновесие, балансирование отраслей власти. Это призвана обеспечивать так называемая система «сдержек и противовесов». Постепенно в Казахстане осуществился процесс формирования института президентской власти. Таким образом, в Казахстане, как и во многих других странах Содружества Независимых Государств, реализовался процесс персонификации государственной власти, прежде всего, исполнительной. Этому процессу объективно способствуют условия, когда развитие демократических институтов происходит в условиях становления независимой государственности, формирования нового экономического уклада. Идея президентской власти за столетия своего развития нашла различные формы реализации более чем в сотне государств мира. Естественно, что в каждом из них складываются отличные друг от друга политические режимы, а сама президентская власть характеризуется своими особенностями. Институт главы государства имеет важнейшее значение в любой стране. Именно в зависимости от объема полномочий главы государства, системы его избрания и ещё ряда важных характеристик сегодня и производится классификация государств (монархия или республика, абсолютная, дуалистическая или парламентарная монархия, президентская, президентско-парламентская, парламентская республика и т.д.). Без изучения института главы государства невозможно говорить о серьезном исследовании системы государственной и политической власти той или иной страны. Именно в особенностях института главы государства максимально ярко и четко отражается специфика политического режима той или иной страны, особенности ее политического и исторического развития, ее политической культуры. Возникшие на основе отказа от советской модели коллегиального главы государства, а затем и советской модели института президента институты президентов стран Содружества Независимых Государств развиваются чрезвычайно интенсивно. Именно в вопросах конституирования президентской власти модели разделения власти в постсоветских государствах, в том числе и в Казахстане, нуждаются в конституционно-правовой конкретизации. Неясности и противоречия правового статуса главы государства приводят к потребности четкого определения места и роли института президента в системе разделения власти. Как уже указывалось и именно вокруг статуса президента в Казахстане в 1993-1995 гг. в республике развернулись достаточно жесткие дискуссии. Конституция Казахстана 1995 г., закрепив президентскую форму правления, способствовала существенному перераспределению полномочий между различными органами государственной власти, при этом особо была усилена президентская власть. Подобные процессы, которые никак нельзя признать казахстанской спецификой, напротив, следуют общемировым тенденциям, верно охарактеризовал Б.А.Майлыбаев: «Президентская власть необходима для организации и налаживания сложной системы общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах; созидательной, интегративной и охранительной деятельности. Другие ветви власти не в состоянии взять на себя данную совокупность функций в полном объеме, учитывая многообразие общественных отношений, обретающих особую динамику в переходный период». По мнению диссертанта, с принятием Конституции 1995 г. в Республике Казахстан происходит становление самостоятельной президентской ветви власти. Президентская власть демонстрирует свой приоритет как над исполнительной властью, так и над остальными ветвями власти. Сохранение за Президентом центрального места в системе органов государственной власти Казахстана будет определять перспективы развития государственного механизма в стране. Значим вопрос о пользе и вреде сильной президентской власти для развития государства и гражданского общества. Опыт демократических стран показывает, что при развитом гражданском обществе возможности Президента страны даже при самых внушительных полномочиях, узурпировать власть в стране сводятся к минимуму. Однако в сложных политических условиях именно единоличная власть, и, как следствие, единоличная ответственность за развитие государства более предпочтительны и в большей мере позволяют стабилизировать состояние страны. Таким государственным институтом выступает президент страны как глава государства, который персонифицирует государственную власть и ответственность за состояние дел. Среди достоинств и преимуществ президентской системы исследователи приводят следующие: 1) глава государства несет персональную ответственность за положение дел в стране; 2) президент без излишних проволочек и согласований может принимать оперативные меры для поддержания порядка в сложных ситуациях, обеспечивает проведение внутренней и внешней политики; отвечает за безопасность страны; 3) стоит во главе государственного аппарата, вносит определенность в его деятельность, направляет его работу; 4) возглавляет вооруженные силы страны, обеспечивая тем самым единство государственного и военного руководства; 5) имеет возможность координировать различные ветви власти, обеспечивая единство государственной деятельности. |