Форма правления республики Казахстан: конституционная модель и практика государственного управления (02.10.2007)
Автор: Мухамеджанов Бауржан Алимович
б) Разграничить правовой статус и правовое регулирование различий между видами органов исполнительной власти (министерство – агентство); в) Признать определенные недостатки в процедуре дачи согласия парламентом на назначение Президентом Премьер-министра. Так, несогласие высшего представительного органа с предложенной кандидатурой чревато угрозой его роспуска, что фактически придает данной процедуре формальный характер и заставляет серьезно задуматься о необходимости корректировки этого положения и уточнения процедуры. г) Определить механизмы ответственности Правительства и усиления контроля представительных органов государственной власти за исполнительными органами власти. Конституция Республики Казахстан содержит принципиальные гарантии парламентского контроля, в частности тех вопросов, которые связаны с назначением Правительства и высших должностных лиц системы исполнительной власти. Однако в тех аспектах проблемы подконтрольности и ответственности исполнительной власти, которые напрямую связаны с практикой деятельности органов исполнительной власти, надлежит признать значительную перспективу детализации и правовой регламентации. Особо отмечено, что подобная ответственность и подконтрольность должны соответствовать избранной Казахстаном модели «сдержек и противовесов». д) Необходимо дать законодательное определение как видов существующих органов исполнительной власти, так и должностей (таких, как министр, министр «без портфеля», руководитель центрального исполнительного органа, не входящего в состав Правительства). е) Надлежит более детально осуществить правовую регламентацию деятельности Премьер-министра Казахстана. Это должностное лицо, согласно казахстанскому законодательству, наделено широкими и разнообразными полномочиями по решению государственных дел. Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение диссертации состоит в представлении концепции развития формы правления Республики Казахстан, осуществляемого в ходе анализа общеметодологических аспектов теории государства и права, исследования особенностей становления системы государственной власти в Республике Казахстан в ходе конституционной реформы в 2007 г. Особое внимание в диссертации было уделено структурно-функциональным аспектам реализации компетенций органов государственной власти Республики Казахстан, управлению этим процессом, поиску новых механизмов и технологий осуществления полномочий этих органов, их кадрового обеспечения. А также вопросам совершенствования системы государственного управления, недопущения дублирования структур президентской власти с иными государственными органами. В диссертации высказаны и обоснованы рекомендации по разработке ряда законопроектов и внесению изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие порядок формирования и деятельности органов государственной власти Республики. Содержащиеся в работе положения, выводы и предложения, творческое осмысление ряда актуальных вопросов государственно-правового развития Республики Казахстан формируют необходимую теоретическую базу при обосновании практических конкретных мер по совершенствованию механизмов функционирования системы государственной власти в Казахстане, поддержания стабильности государственного управления. Особой сферой практического применения материалов диссертации является область законопроектных работ. Рекомендации непосредственно предполагают разработку ряда законопроектов по развитию формы правления и взаимодействия органов государственной власти в Республике Казахстан. Диссертационное исследование может быть использовано в процессе преподавания теории и истории государства и права, конституционного права, международного права, политологии и некоторых других дисциплин. Апробация результатов исследования. Основные положения работы одобрены и рекомендованы к защите на кафедре государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, отражены в монографиях, иных научных публикациях диссертанта. Авторские разработки нашли отражение в предложениях, направленных в парламент Республики Казахстан, при разработке нормативных правовых актов Республики, при подготовке аналитических записок. Материалы исследований использовались автором в его практической деятельности, а также в выступлениях на международных, казахстанских и всероссийских научных конференциях, при чтении курсов лекций. Структура работы отражает логику исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих девятнадцать параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых источников и научной литературы. II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ Во Введении обоснована актуальность темы исследования, отмечена степень ее научной разработанности, определены цель и задачи, раскрыты методы исследования, дан обзор круга использованных источников, показана научная новизна и практическая значимость диссертации, сформулированы положения, выносимые на защиту. В Главе I – «Форма правления: понятие, виды и современное понимание» - дан анализ развития представлений о форме правления в истории политико-правовой мысли (§ 1); исследован мировой опыт трансформации представления формы правления, показаны общие черты и особенности современного развития стран Содружества Независимых Государств (§ 2); раскрыты государственный режим и форма правления в Республике Казахстан как составные элементы формы современного казахстанского государства (( 3). Представляя форму правления, как и другие элементы политической организации государства, в качестве решения вопросов политического устройства государства, диссертант утверждает, что выбор формы правления осуществляется не по воле просто случая, а – в ответ на конкретные традиции общества, то и этот выбор сознательно принимается как средство решения проблем, представленных этими традициями. Однако анализ показывает, что реальная природа государства и общества не может быть выведена из простого анализа набора учреждений. В подтверждение своей позиции диссертант приводит примеры, что политические институты и учреждения в ряде государств, формально считающихся демократическими, по характеру своего функционирования могут быть определены как комбинированные и даже обладают набором авторитарных методов управления. Следовательно, реальная природа государства и общества может быть исследована исключительно на основе анализа встроенности системы органов и учреждений в контекст конкретного общества. Сами же административные учреждения являются в своей сущности, по меткому определению У. Ливингстона, лишь «институциональными средствами взаимодействия разнообразных социальных отношений с различными народами, погруженными в систему этих отношений». Следуя этой рекомендации, попытаемся диссертант выделяет базовые факторы формирования формы правлении в Казахстане. Главной и основной задачей при формировании институтов государственной власти исторически является выбор разновидности их политико-правового оформления, соответствующей определенной экономической и политической системе общества. Именно такой выбор определяет политико-правовые основы функционирования государственной власти и характер взаимодействия государства и общества. Поэтому очевидно, что форма республиканского правления является одной из важнейших форм государства, характеризующих структуру и порядок взаимоотношений органов государственной власти и населения, механизм взаимодействия основных органов государства – главы государства, высшего представительного и законодательного органа и правительства. Диссертант отмечает, что вопросы классификации форм правления, поиска критериев такой классификации и выбора оптимальной формы государственного правления до сих пор являются одной из центральных проблем государствоведения, начиная со времен античности. Актуальность этих вопросов связана не только с проблемами теоретического обоснования дифференциации двух основных форм государственного правления – монархии и республики, но и с необходимостью изучения перманентных коллизий (смешения) в современной мировой политической культуре республиканских (демократических) и монархических ценностей. В диссертации приведена история развития представлений о форме правления, исследуются характерные черты и признаки, таких форм правления, как «полупрезидентская», «квазипрезидентская» или «смешанная», которые характеризуются сочетанием черт президентской и парламентской республики. Принцип разделения властей закрепляется в качестве одной из основ конституционного строя Казахстана. Следовательно, исследуя организацию государственной власти Республики Казахстан, надо исходить из того, что она должна эффективно функционировать в условиях разделения властей, что, в свою очередь, вызывает необходимость рассмотрения теоретических аспектов организации исполнительной власти в теории разделения властей, практических вариантов воплощения данной доктрины в жизнь и выявления критериев эффективности исполнительной власти в условиях разделения властей. Помимо принципа разделения властей, организация государственной власти предопределена в первую очередь формой правления в стране, поскольку форма правления есть «наиболее внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти». Практически все исследователи формы правления в качестве основного критерия определения типа республики называют вопрос об ответственности Правительства. Если Правительство ответственно только перед Президентом – то это республика президентская, если только перед парламентом – республика парламентарная. Если же Правительство ответственно и перед Президентом и перед парламентом, то подобную систему называют полупрезидентской или «смешанной» республикой. Форма правления как элемент формы государства воплощается в множестве моделей. Успех функционирования той или иной модели формы правления обусловлен, прежде всего, степенью ее адекватности самим общественным отношениям в том или ином государстве. Понятие «форма правления» позволяет, по мнению диссертанта, рассматривать процесс реализации государственной власти, процесс функционирования государства, его эффективность, адекватность органов, их полномочий, форм деятельности целям и задачам государства. В каждом государстве система формируемой им власти имеет свою специфику, которая определяется многими объективными и субъективными условиями, факторами и причинами. Поэтому любой сравнительный анализ имеет свои пределы, ограничения и является весьма относительным. Причем, везде во власти главным считается не набор известных формальных элементов, скажем, парламент, выборы, разделение власти и т.д., а ее способность обеспечивать целостность, суверенность, безопасность, упорядоченность и развитие общества. Предназначение (миссия) государственной власти усматривается не в ней самой, а в обслуживании ею потребностей, интересов и целей общества, объединенного в соответствующее государство. Исходя из современных политических реалий Казахстана, диссертант обосновывает позицию, что установление парламентарной формы правления неосуществимо в краткосрочной и среднесрочной перспективе: ни политической, ни правовой базы для этого нет, отсутствуют и либерально-демократические парламентарные традиции политической игры, и соответствующая политическая культура, и необходимый для полноценного парламентаризма уровень социально-экономического развития и другие социальные условия. По мнению диссертанта, президентская форма правления Республики Казахстан, установленная Конституцией 1995 г., вполне отвечает реалиям переходного времени и способствует стабильности курса постепенной политической модернизации страны. Именно в этом историческом контексте необходимо решать вопрос о перспективах совершенствования президентской формы правления в Казахстане, превращения ее президентско-парламентскую. Диссертант отмечает, что большинство постсоветских государств выбрали полупрезидентские режимы. В большинстве бывших советских республик существуют политические системы, сочетающие сильную президентскую власть с ослабленным парламентом. И казахстанская политическая система в 1990-е годы до нового этапа государственного развития являет собой яркий пример сочетания избираемого народом сильного президента и относительно слабого парламента, который, согласно Конституции, может быть распущен Президентом. Нельзя не отметить, что современный этап развития государственно-политической системы Казахстана призван привести к усилению полномочий и роли парламента страны. Основополагающими принципами деятельности казахстанского государства являются общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в парламенте. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. В Казахстане признается идеологическое и политическое многообразие, не допускается слияние общественных и государственных институтов, создание в государственных органах организаций политических партий, а также незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов, государственное финансирование общественных объединений. Анализируя опыт стран Содружества Независимых Государств, диссертант приходит к обобщающему выводу о том, что для Республики Казахстан, как и других постсоветских республик, в условиях переходного времени наиболее предпочтительной является конституционная модель президентско-парламентской формы правления. В этой связи важно отметить, что реализация возможностей сильной президентской формы правления может всемерно способствовать не только эволюционному и политически выверенному воплощению принципа разделения властей, но и позволит усилить роль главы государства как общенационального политического лидера, что может нейтрализовать не только мощный потенциал авторитаризма в условиях переходного периода, но и всемерно помогать становлению эффективной демократической политической системы казахстанского общества. Кроме того, президентско-парламентская форма правления позволяет интегрировать законодательную и исполнительную ветви власти в единый работающий механизм, основанный на системе сдержек и противовесов, эффективного их взаимодействия. Президент, имеющий весомые полномочия, при этом должен ориентироваться на парламентское большинство и в соответствии с этим строить политику; неотъемлемыми прерогативами Парламента должны стать сильные контрольные полномочия, более эффективный контроль за деятельностью Правительства и др. В Главе II – «Конституционная доктрина Республики Казахстан о форме правления: эволюция и современное состояние» – раскрыты понятие, содержание и особенности казахстанской государственности (§ 1), исследованы внешнеполитические аспекты становления казахстанской государственности (§ 2); даны основные этапы развития формы правления в Республике Казахстан (§ 3); раскрыто закрепление формы правления в Конституции Республики Казахстан (§ 4). В ходе своего исторического развития казахский народ создал три типа государственности: 1) преимущественно кочевое государство с момента возникновения казахского народа и до его упразднения в связи с вхождением в состав Российской империи; 2) советскую государственность, которая характеризовалась нахождением Казахстана в составе Союза ССР как единого многонационального государства; 3) независимую государственность, находящуюся в своем становлении после распада Союза ССР. Понятие «государство» и производное от него понятие «государственность» многократно исследовано различными общественными науками: философией, политологией, историей, теорией государства и права, конституционным правом, а потому их определение носит самые разные оттенки. Стратегией современного развития казахской государственности следует признать всемерное поддержание единства страны, когда высшими ценностями государственно-правовой жизни должны признаваться такие явления, как «целостность государства», «государственная и национальная безопасность», «суверенитет государства». Диссертант подчеркивает значительную степени этатизации современного казахского общества. Этот процесс должен осуществляться именно на общегосударственном уровне. Потребность в этатизации, своеобразном обожествлении, в его гегелевском понимании, государства чрезвычайно высока для Казахстана, впрочем, как и для России, других государств Содружества Независимых государств в их современном состоянии. Г.В. Мальцев отмечает, в частности: «Высокая степень этатизации требуется в обществах, с огромными усилиями выбирающихся из кризиса и хаоса, где отсутствуют или деформированы социальные структуры, а организации властвования относительно слабы и озабочены не столько организационными проблемами, сколько борьбой за власть». Государственность гораздо более широкое понятие, чем государство, государственность – это сложнейший комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, а также компонентов неполитического характера, обусловленных самобытностью (спецификой) социально-экономических, политических, духовно-нравственных условий жизнедеятельности конкретного народа или объединения народов на определенном этапе развития общества. Государственность – это форма общества в конкретное историческое время, качественная характеристика его элементов и институтов, составляющая основное содержание и определенную черту общества и государства. При этом на состояние общества, строй общественных отношений оказывают влияние не только государственная власть, ее структуры, но и другие институты, в том числе неполитического характера, например, экономическая, социальная, духовная, информационная и другие системы, а также международная обстановка. Особенности географического положения Казахстана, климатические условия, постепенное приращение территории, населенной народами с различными, но в то же время во многом схожими условиями жизни, традициями и религиями, создали неповторимую уникальную специфику страны, которая предопределила возникновение ряда неповторимых черт казахской государственности. Таких, как евразийство, государственный патернализм и традиционализм и многих других. Без этого понимания практически невозможно получить положительный результат при проведении каких бы то ни было государственных преобразований. |