Форма правления республики Казахстан: конституционная модель и практика государственного управления (02.10.2007)
Автор: Мухамеджанов Бауржан Алимович
Мухамеджанов Бауржан Алимович Форма правления Республики Казахстан: конституционная модель и практика государственного управления Специальность 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право А в т о р е ф е р а т диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва - 2007 Диссертация выполнена и рекомендована к защите на кафедре государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Научные консультанты: доктор юридических наук, профессор Барциц Игорь Нязбеевич; Академик Национальной академии наук Республики Казахстан, доктор юридических наук, профессор Сапаргалиев Гайрат Сапаргалиевич Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор Муравьев Артур Алексеевич; доктор юридических наук, профессор Крылов Борис Сергеевич; доктор юридических наук, профессор Елисеев Борис Петрович Ведущая организация – Международный институт управления Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации Защита состоится 24 января 2008 года в 14.00 часов на заседании диссертационного Совета Д-502.006.01 по юридическим наукам в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г. Москва, пр. Вернадского, 84, ауд. 3370. С диссертацией можно ознакомиться в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Автореферат разослан 10 декабря 2007 г. Ученый секретарь диссертационного совета Е.Ю.Киреева I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Обретение государственного суверенитета и образование на политической карте мира независимого Казахстана обусловило потребность выработки отечественной модели государства и власти. Президент Казахстана Н.А.Назарбаев определил перспективу процесса становления современной казахской государственности, отметив, что теперь у народа Казахстана есть «серьезные перспективы на основе уже имеющихся достижений формирования нового типа государственности в терминах…XXI века» . Поэтому, прежде всего, казахстанские государственные деятели и государствоведы должны были найти ответы на основные вопросы, предопределяющие выбор формы нового казахстанского государства: Какую выбрать форму правления (президентскую, парламентскую или смешанную)? Каково должно быть государственное устройство (унитарное государство, региональное государство с высокой долей автономии составных частей или федерация)? 3) Какой из механизмов разделения властей и «сдержек и противовесов» обеспечит стабильность и эффективное взаимодействие органов государственной власти? Итогом ответов на поставленные вопросы должна была стать модель функционирования государства. В настоящем исследовании в той или иной степени затрагиваются все перечисленные основные аспекты развития Казахстана, и все же наиболее значимым признается выбор формы правления. Конечно, процесс развития новой государственности находится еще в стадии становления, разработки и утверждения в государственно-политической практике новых для республики правовых и управленческих регуляторов. В то же время по прошествии пятнадцати лет можно подвести некоторые итоги и проанализировать перспективы. Исторические традиции развития казахской государственности, новейшая история государственно-правового становления независимого Казахстана обусловили выбор страной президентской формы правления, согласно требованиям которой Президент является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики, а, по сути, общенациональным лидером. Развитие конституционного строя Казахстана должно опираться на научные подходы, которые бы учитывали социокультурные, политические, экономические, территориальные, правовые, исторические и иные особенности развития и нынешнего состояния Казахстана. Эта практика должна базироваться на теоретических основах организационного проектирования органов государственного управления. К большому сожалению, теоретических разработок по этим проблемам крайне мало, а существующие подходы к организационному проектированию властвующих субъектов не всегда применимы на практике. Формируемая в том или ином государстве система властных институтов, механизм их взаимодействия имеет свои особенности, которые объясняются различными факторами и обстоятельствами, носящими как объективный исторически обусловленный характер, так и испытывающими влияние субъективных факторов. Основным субъективным фактором является наличие в системе государственной власти деятелей, способных принять на себя ответственность за состояние государства. Проблемы становления и развития президентской формы правления состоят в организации, функционировании и взаимодействии законодательной, исполнительной, судебной власти с институтом Президента Республики Казахстан. Детального научного исследования заслуживают структурно-функциональные аспекты реализации полномочий главы государства, поиск новых механизмов и технологий их осуществления. |