Delist.ru

Форма правления республики Казахстан: конституционная модель и практика государственного управления (02.10.2007)

Автор: Мухамеджанов Бауржан Алимович

Мухамеджанов Бауржан Алимович

Форма правления Республики Казахстан:

конституционная модель и практика государственного управления

Специальность 12.00.02 — конституционное право;

муниципальное право

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

доктора юридических наук

Москва - 2007

Диссертация выполнена и рекомендована к защите на кафедре государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научные консультанты:

доктор юридических наук, профессор

Барциц Игорь Нязбеевич;

Академик Национальной академии наук Республики Казахстан,

доктор юридических наук, профессор

Сапаргалиев Гайрат Сапаргалиевич

Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, профессор

Муравьев Артур Алексеевич;

доктор юридических наук, профессор

Крылов Борис Сергеевич;

доктор юридических наук, профессор

Елисеев Борис Петрович

Ведущая организация – Международный институт управления Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Защита состоится 24 января 2008 года в 14.00 часов на заседании диссертационного Совета Д-502.006.01 по юридическим наукам в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г. Москва, пр. Вернадского, 84, ауд. 3370.

С диссертацией можно ознакомиться в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Автореферат разослан 10 декабря 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Е.Ю.Киреева

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Обретение государственного суверенитета и образование на политической карте мира независимого Казахстана обусловило потребность выработки отечественной модели государства и власти. Президент Казахстана Н.А.Назарбаев определил перспективу процесса становления современной казахской государственности, отметив, что теперь у народа Казахстана есть «серьезные перспективы на основе уже имеющихся достижений формирования нового типа государственности в терминах…XXI века» .

Поэтому, прежде всего, казахстанские государственные деятели и государствоведы должны были найти ответы на основные вопросы, предопределяющие выбор формы нового казахстанского государства:

Какую выбрать форму правления (президентскую, парламентскую или смешанную)?

Каково должно быть государственное устройство (унитарное государство, региональное государство с высокой долей автономии составных частей или федерация)?

3) Какой из механизмов разделения властей и «сдержек и противовесов» обеспечит стабильность и эффективное взаимодействие органов государственной власти?

Итогом ответов на поставленные вопросы должна была стать модель функционирования государства. В настоящем исследовании в той или иной степени затрагиваются все перечисленные основные аспекты развития Казахстана, и все же наиболее значимым признается выбор формы правления. Конечно, процесс развития новой государственности находится еще в стадии становления, разработки и утверждения в государственно-политической практике новых для республики правовых и управленческих регуляторов. В то же время по прошествии пятнадцати лет можно подвести некоторые итоги и проанализировать перспективы.

Исторические традиции развития казахской государственности, новейшая история государственно-правового становления независимого Казахстана обусловили выбор страной президентской формы правления, согласно требованиям которой Президент является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики, а, по сути, общенациональным лидером.

Развитие конституционного строя Казахстана должно опираться на научные подходы, которые бы учитывали социокультурные, политические, экономические, территориальные, правовые, исторические и иные особенности развития и нынешнего состояния Казахстана. Эта практика должна базироваться на теоретических основах организационного проектирования органов государственного управления. К большому сожалению, теоретических разработок по этим проблемам крайне мало, а существующие подходы к организационному проектированию властвующих субъектов не всегда применимы на практике.

Формируемая в том или ином государстве система властных институтов, механизм их взаимодействия имеет свои особенности, которые объясняются различными факторами и обстоятельствами, носящими как объективный исторически обусловленный характер, так и испытывающими влияние субъективных факторов. Основным субъективным фактором является наличие в системе государственной власти деятелей, способных принять на себя ответственность за состояние государства.

Проблемы становления и развития президентской формы правления состоят в организации, функционировании и взаимодействии законодательной, исполнительной, судебной власти с институтом Президента Республики Казахстан. Детального научного исследования заслуживают структурно-функциональные аспекты реализации полномочий главы государства, поиск новых механизмов и технологий их осуществления.

загрузка...