Delist.ru

Теория и механизм регулирования пропорций пространственного развития национальной экономики (02.10.2007)

Автор: Мельников Роман Михайлович

Мельников Роман Михайлович

Теория и механизм регулирования

пропорций пространственного развития

национальной экономики

Cпециальность: 08.00.05 – Экономика и управление

народным хозяйством: макроэкономика; региональная экономика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Москва – 2008

Работа выполнена на кафедре теории и практики государственного регулирования рыночной экономики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный консультант: Марголин Андрей Маркович,

доктор экономических наук, профессор

Официальные оппоненты: Бухвальд Евгений Моисеевич,

доктор экономических наук

Кузнецова Ольга Владимировна,

доктор экономических наук

Орешин Валерий Петрович,

доктор экономических наук, профессор

Ведущая организация: ГНИУ «Совет по изучению

производительных сил»

Защита состоится 12 февраля 2008 года в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.18 по экономическим наукам в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г.Москва, проспект Вернадского, д.84, 1 уч. корп., ауд.____.

С диссертацией можно ознакомиться на кафедре теории и практики государственного регулирования рыночной экономики РАГС при Президенте Российской Федерации (1 уч. корп., ауд.2222).

Автореферат разослан «___» ____________ 200_ г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор экономических наук, профессор В.С.Буланов

I. Общая характеристика работы.

Актуальность темы исследования. Одной из наиболее актуальных проблем современной России является проблема исключительно сильных диспропорций в социально-экономическом развитии регионов. Валовой региональный продукт (далее – ВРП) на душу населения с поправкой на межрегиональные различия цен лидирующего по этому показателю Ханты-Мансийского автономного округа (далее – АО) более чем в 41 раз превышает ВРП на душу населения отстающей Республики Ингушетия. В половине субъектов Российской Федерации (далее – РФ) ВРП на душу населения ниже 70% среднего по стране.

Еще более сильная дифференциация наблюдается по показателям инвестиционной активности, определяющим долгосрочные перспективы пространственного развития национальной экономики. Инвестиции на душу населения лидирующего по этому показателю Ненецкого АО более чем в 190 раз превышают показатели отстающего Усть-Ордынского Бурятского АО. В половине субъектов РФ инвестиции на душу населения ниже 54% средних по стране. Столь сильный уровень межрегиональных различий порождает острые социальные проблемы в неблагополучных регионах, затрудняет межрегиональное экономическое сотрудничество, ограничивает темпы роста национальной экономики.

В этих условиях обеспечение сбалансированного пространственного развития национальной экономики невозможно без реализации эффективной региональной экономической политики федерального Центра. В последние годы государственная региональная экономическая политика России разрабатывалась и реализовывалась как минимум тремя различными федеральными министерствами – Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством регионального развития РФ и Министерством финансов РФ. Каждое из этих министерств исходило из собственной точки зрения на цели и задачи федеральной региональной экономической политики, а также стратегическую значимость проблемы сокращения межрегиональных диспропорций. Эффективные механизмы координации инструментов воздействия на пропорции пространственного развития национальной экономики, находящихся в распоряжении различных федеральных министерств, практически отсутствовали. Профильное Министерство регионального развития РФ располагало значительно меньшим набором возможностей для оптимизации межрегиональных экономических пропорций, чем непрофильные Министерство экономического развития и торговли РФ и Министерство финансов РФ. Финансовые ресурсы, выделяемые на федеральную региональную экономическую политику, оказывались явно недостаточными для заметного сокращения сложившейся в России дифференциации в уровнях социально-экономического развития регионов, что крайне негативно отражалось на использовании ресурсного потенциала национальной экономики.

Реорганизация структуры Правительства РФ в сентябре 2007 г., обеспечившая расширение состава функций и полномочий Министерства регионального развития РФ, открыла новые потенциальные возможности для повышения эффективности государственного регулирования межрегиональных экономических пропорций и вместе с тем существенно актуализировала проблематику исследований, направленных на разработку концептуальных предложений по выбору целей и приоритетов пространственного развития национальной экономики, а также оптимизации инструментария государственного регулирования национальной экономики с учетом особенностей современной пространственной организации экономики России.

Степень научной разработанности проблемы. Разработка и реализация федеральной региональной экономической политики России осложняется тем, что современное состояние экономической науки характеризуется отсутствием убедительно обоснованной теории государственного регулирования национальной экономики в условиях значительных межрегиональных диспропорций, хотя ряд важных подходов к ее формированию был найден в связи с попытками авторов фундаментальных работ по проблемам теории регионального роста дать свои рекомендации по выбору целей и механизмов реализации государственной экономической политики.

К настоящему времени общепринятой теории регионального роста также не создано. Большинство представленных в зарубежной научной литературе теоретических моделей акцентируют внимание на межрегиональной конкуренции как движущей силе развития. При этом другой аспект межрегиональных экономических взаимодействий – межрегиональное экономическое сотрудничество, позитивное влияние, которое развитие одних регионов оказывает на другие регионы и национальную экономику в целом – не вполне обоснованно оказывается второстепенным, уходит на второй план. Представленные в литературе модели не вполне адекватно отражают специфику национальных экономических систем, характеризующихся существенной межрегиональной дифференциацией и качественными различиями между входящими в систему регионами, а также неполным использованием ресурсного потенциала национальной экономики.

Значительный вклад в разработку нормативной теории оптимального размещения производительных сил в масштабах национальной экономики внесла советская школа региональной экономической науки, представленная работами Аганбегяна А.Г., Албегова М.М., Бандмана М.К., Гранберга А.Г., Колосовского Н.Н., Некрасова Н.Н., Пробста А.Е., Чичканова В.П., Шнипера Р.И. и др. Несмотря на высочайший научный и прикладной уровень многих разработок советского периода, в связи с радикальной трансформацией социально-экономической системы они отчасти утратили свою актуальность. Предложенные советскими учеными подходы, теории и методы, позволявшие эффективно управлять размещением производительных сил в интересах развития единого народнохозяйственного комплекса социалистического государства, требуют определенного переосмысления и адаптации к рыночным условиям хозяйствования.

В течение постсоветского периода российскими учеными было проведено немало исследований, посвященных территориальным аспектам государственного регулирования национальной экономики. Однако в них крайне редко предпринимаются попытки разработки оригинальных теоретических моделей, опирающихся на достижения мировой экономической науки и одновременно учитывающих особенности пространственной организации российской экономики, которые могли бы быть использованы для оптимизации инструментария государственной политики регулирования межрегиональных экономических пропорций на современном этапе. Это направление исследований содержит большой неиспользованный потенциал решения критической массы проблем сбалансированного развития национальной экономики, что и предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является развитие теоретической и методологической базы государственного регулирования пропорций пространственного развития национальной экономики в условиях значительной межрегиональной социально-экономической дифференциации и неполного использования ресурсного потенциала национальной экономики, а также разработка инструментария ее реализации, адаптированного к специфическим особенностям регионов различных типов.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:

- разработать модель экономического роста национальной экономики, позволяющую отразить влияние межрегиональных экономических взаимодействий и региональной инвестиционной политики федерального правительства на динамику развития национальной экономики в условиях существенной межрегиональной экономической дифференциации и неполного использования ресурсного потенциала регионов;

- разработать модель оптимизации уровня налогового бремени и масштабов расходов общественного сектора в условиях межрегиональной экономической дифференциации, асимметрии информации и разграничения налогово-бюджетных полномочий между федеральным Центром и регионами;

загрузка...