Delist.ru

Концептуальные основы использования специальных знаний в производстве по делам об административных правонарушениях (02.10.2007)

Автор: Кузякин Юрий Петрович

Научная новизна исследования. Работа является комплексным исследованием проблем использования специальных знаний в производстве по делам об административных правонарушениях. Научная новизна диссертации определяется:

а) разработкой теоретической концепции использования специальных знаний в производстве по делам об административных правонарушениях;

б) разработкой методологических основ использования специальных знаний в производстве по делам об административных правонарушениях;

в) обоснованием общих принципов допустимости применения специальных методов, приемов и средств в производстве по делам об административных правонарушениях;

г) выявлением особенностей использования специальных знаний различными группами субъектов, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях;

д) выявлением особенностей использования специальных знаний при осуществлении различных процессуальных действий, производимых по делам об административных правонарушениях;

е) обоснованием особенностей назначения и производства экспертиз по делам об административных правонарушениях, оценки и использования их результатов субъектами, рассматривающими дела об административных правонарушениях;

ж) разработкой предложений по внесению изменений и дополнений в законодательство об административных правонарушениях, направленных на совершенствование практики производства по делам данной категории с использованием специальных знаний;

3) разработкой рекомендаций по использованию специальных знаний субъектами, участвующим в производстве по делам об административных правонарушениям.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Обоснование специфики административных правонарушений, определяющей то обстоятельство, что в большинстве случаев без использования специальных знаний невозможно не только выявить признаки состава правонарушений, но и – зафиксировать, изъять и исследовать доказательства. В этой связи специальные знания и навыки используются для установления факта административного правонарушения, при составлении протокола об административном правонарушении, при осуществлении мер обеспечения производства по делу, в процессе рассмотрения дела и принятия по нему решения.

2. Положение о том, что использование специальных знаний при выявлении административных правонарушений и производстве по делам данной категории по своей гносеологической сущности является разновидностью процесса познания объективной действительности, осуществляемого путем применения методов различных наук. При этом общими принципами допустимости использования специальных методов, приемов и средств в сфере административной юрисдикции являются: законность, этичность, научная обоснованность; достоверность, точность, надежность и воспроизводимость полученных результатов; эффективность с точки зрения выявления административных правонарушений и доказывания по делам данной категории. Методы, приемы и средства, используемые для выявления административных правонарушений и производства по делам о таких правонарушениях, должны быть также безопасны, своим применением не угрожать жизни и здоровью людей.

3. Вывод о том, что основным видом процессуальной формы использования специальных знаний при производстве по делам об административных правонарушениях является судебная экспертиза. Наиболее часто экспертизы назначаются по делам, связанным с: нарушением правил и норм, действующих в промышленности, строительстве и энергетике; на транспорте и в области дорожного движения; правонарушениями в области таможенного дела, в области охраны окружающей среды; требований пожарной безопасности, и по некоторым другим делам. Это обусловливает не только значительное число и многообразие родов и видов экспертиз, производимых по делам об административных правонарушениях, но и то обстоятельство, что весьма часто экспертизы производятся лицами, не работающими в экспертных учреждениях, но являющимися специалистами в необходимой области знания. С учетом данного обстоятельства предлагается изменить редакции ст. 25.12 и 25.13 КоАП РФ, исключив запрет лицу, участвующему в деле об административном правонарушении в качестве специалиста, в дальнейшем привлекаться по этому же делу в качестве эксперта.

4. Предложения по совершенствованию законодательного регулирования вопросов назначения судебной экспертизы по делам об административных правонарушениях, направленные на устранение коллизий, имеющихся в практике производства по делам данной категории. Речь идет об уточнении субъектов, имеющих право назначать экспертизу; вопросах назначения экспертизы по ходатайству других участников производства по делу; возможности назначать экспертизу на любой стадии производства по делу об административном правонарушении. Соответственно предложена новая редакция ч.1 ст. 26.4 КоАП РФ «Экспертиза».

5. Утверждение о том, что в производстве по делам об административных правонарушениях нередко возникает потребность осуществления не только первичных судебных экспертиз, проводимых одним экспертом, но также повторных, дополнительных, комиссионных и комплексных экспертиз. Это связано с необходимостью производства дополнительных и повторных исследований ранее проанализированных доказательств, а также – принятия коллегиального решения по сложным вопросам экспертизы комиссиями экспертов одной или нескольких специальностей. Поскольку КоАП РФ не оговаривает права судьи, органа или должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, назначать дополнительную, повторную, комиссионную и комплексную экспертизы, представляется необходимым дополнить главу 26 КоАП РФ статьей 26.41 «Комиссионная, комплексная, дополнительная и повторная экспертизы». В диссертации предложена редакция этой статьи.

6. Концепция участия специалиста в производстве по делам об административных правонарушениях, заключающаяся в том, что его действия не ограничиваются лишь оказанием помощи в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, применении технических средств (как это предусмотрено в ч.1 ст. 25.8 КоАП РФ), а направлены также на разъяснение широкого круга вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. Вопросы, требующие комментариев специалиста, часто связаны с: назначением судебной экспертизы; разъяснением возможностей использования специальных знаний при исследовании доказательств; пригодностью вещественных доказательств и сравнительных образцов для исследования; ошибками в обнаружении, фиксации и изъятии объектов, могущих стать впоследствии вещественными доказательствами, и многим другим. При даче консультаций субъектам административной юрисдикции специалист нередко анализирует содержание вопросов, сформулированных другими участниками производства по делу, указывает на некорректность их формулировок и т.д., чем оказывает неоценимую помощь судье, членам коллегиального органа, должностному лицу, рассматривающим дело.

В этой связи следует развивать не только практику привлечения специалистов к составлению протоколов об административных правонарушениях и осуществлению мер обеспечения производства по делам данной категории, но и – тенденцию участия специалистов в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях.

В диссертации предложена новая редакция ч. 1 ст.25.8 КоАП РФ «Специалист». Сделан также вывод о необходимости дополнить ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ «Доказательства», указав в ней «показания специалиста».

7. Содержание специальных знаний, используемых в процессе составления протоколов об административных правонарушениях и рассмотрения дел об этих правонарушениях, которое сводится к следующему. Специальные знания должностных лиц, составляющих протокол об административном правонарушении, включают ориентацию в положениях необходимых актов технического регулирования, понимание процессов, происходящих в результате совершения правонарушения, владение техническими средствами, позволяющими обнаружить, закрепить и изъять имеющиеся доказательства. Судьи, члены коллегиальных органов и должностные лица, рассматривающие дело, помимо ориентации в положениях необходимых актов технического регулирования и понимания процессов, происходящих в результате совершения правонарушения, должны уметь, используя свои специальные знания, подвергать детальному анализу механизмы этих процессов, устанавливать обстоятельства, способствующие или препятствующие совершению административного правонарушения.

8. Направления использования специальных знаний при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортных средств, которые сводятся к следующему. При осуществлении любого вида досмотра должностному лицу необходимо владеть тактическими приемами досмотра, а также знать правила применения различных специальных технических средств, позволяющих обнаружить и изъять орудия совершения или предметы административного правонарушения, При досмотре транспортного средства специальные знания используются при обследовании его внешнего вида на предмет выявления: диагностических и идентификационных признаков, свидетельствующих о дефектах кузова и его частей; наслоений посторонних веществ на деталях транспортного средства и пр. Специальные знания направлены также на выявление мест возможного складирования в транспортном средстве орудий совершения или предметов административного правонарушения. В случае если в процессе проведения досмотра производится отбор проб и образцов товаров и иных предметов, должностные лица, осуществляющие досмотр, реализуют специальные знания, связанные с технологией отбора образцов для проведения впоследствии как идентификационных, так и диагностических исследований.

9. Особенности осуществления осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, которые сводятся к следующему. Поскольку на территориях и в помещениях, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, нередко располагается сложное технологическое оборудование, для осуществления осмотра должностным лицам необходимо владеть особыми специальными знаниями: в области систем энергообеспечения, вентиляции, устройства и принципов работы различной аппаратуры, систем обеспечения безопасности работы, экологического состояния территорий, включая водные, почвенные и воздушные среды, и др., что позволяет в процессе осмотра решать сложные проблемы технического, тактического и организационного характера. Наибольшую трудность представляет осмотр производственных помещений и офисов, оборудованных сложной техникой, использующей информационные компьютерные технологии. В диссертации рассмотрены особенности такого осмотра и даны соответствующие рекомендации.

При осуществлении осмотра помещений и участков территорий юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в ряде случаев целесообразно, чтобы он производился не последовательно, а параллельно, когда несколько участков территории или несколько помещений осматриваются одновременно разными людьми, что значительно повышает эффективность данной меры обеспечения производства по делу. В этой связи в диссертации предложены новая редакция ч.1 ст. 27.8 КоАП РФ «Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов» и дополнение к ч.6 данной статьи.

10. Вывод о том, что такая мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как медицинское освидетельствование на состояние опьянения, заключающаяся в обследовании живого лица специалистами-медиками для установления состояния опьянения, является одним из видов судебно-медицинской экспертизы живых лиц. Подобную экспертизу можно назначить в процессе производства по делу об административном правонарушении, поскольку оно возбуждено с момента составления протокола об отстранении лица от управления транспортным средством. Более того, в КоАП РФ не определен процессуальный статус врача (фельдшера), производящего медицинское освидетельствование. В этой связи представляется, что ст. 27.1 и 27.12 КоАП РФ нуждаются в корректировке, заключающейся в устранении ненужного дублирования и замене медицинского освидетельствования судебно-медицинской экспертизой.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическое значение работы заключается в том, что разработаны концепция и методологические основы использования специальных знаний в производстве по делам об административных правонарушениях. Содержащиеся в работе теоретические выводы развивают соответствующие положения административно-правовой науки, служат основанием для дальнейшего исследования проблем административной юрисдикции, и в частности вопросов использования специальных знаний в производстве по делам об административных правонарушениях.

Практическое значение диссертационного исследование определяется тем, что его результаты направлены на совершенствование законодательства об административных правонарушениях и практику производства по делам данной категории. Разработаны конкретные предложения по внесению изменений и дополнений в КоАП РФ и рекомендации по использованию специальных знаний лицами, участвующим в производстве по делам об административных правонарушениям.

Содержащиеся в работе теоретические выводы и практические предложения могут быть использованы в учебном процессе юридических вузов, а также при подготовке и переподготовке судей и должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы, практические рекомендации диссертационной работы опубликованы в монографии, научно-практическом пособии, статьях, комментариях законодательства.

Основные идеи диссертации также апробированы:

– в правоприменительной практике;

– в выступлениях на международных, всероссийских и иных научных и научно-практических конференциях и семинарах;

– при проведении занятий на курсах повышения квалификации должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях;

– при чтении лекций и проведении семинарских занятий на юридических факультетах высших учебных заведений;

– при обсуждении диссертации кафедрой административного права Российской правовой академии Министерства юстиции РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих тринадцать параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Содержание диссертации

Во введении обоснована актуальность темы диссертации, рассмотрено состояние научной разработанности проблемы, определены объект и предмет исследования, установлены его цель и задачи; обозначены использованные методы познания, теоретическая, нормативная и эмпирическая база проведенной работы, научная новизна исследования; сформулированы основные положения, выносимые на защиту, определена их теоретическая и практическая значимость, изложены сведения об апробации результатов исследования.

Первая глава – «Теоретические проблемы использования специальных знаний в производстве по делам об административных правонарушениях» – состоит из трех параграфов.

В первом параграфе – «Понятие и сущность специальных знаний, используемых в судопроизводстве» – показано, что научно-технический прогресс оказывает влияние на все сферы человеческой деятельности. Не является исключением и такая специфическая область как судопроизводство. Внедрение в эту сферу достижений науки и техники в значительной степени обусловливает возможности собирания, исследования, оценки и использования доказательств.

В правотворческой деятельности специальные знания используются при разработке законов и подзаконных актов. Положения правовых актов нередко непосредственно опираются на результаты исследований естественнонаучного характера, либо опосредованно связаны с такими исследованиями. Другим направлением интеграции разнообразных знаний в правовую сферу является их использование в деятельности по профилактике правонарушений. Однако наиболее глубоко естественные, технические и гуманитарные науки интегрировались в сферу судопроизводства, где их достижения уже на протяжении многих лет используются для раскрытия преступлений, а также собирания и исследования доказательств по уголовным и гражданским делам.

В связи с тем, что в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) к административным правонарушениям относятся правонарушения: посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования; в промышленности, строительстве и энергетике; в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель; правонарушения на транспорте и в области дорожного движения; правонарушения в области связи и информации, в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, в области таможенного дела и др., проблема интеграции знаний из различных наук стала актуальной для выявления административных правонарушений и производства по делам данной категории.

загрузка...