Культура горожан русской провинции конца XVIII - первой половины XIX в.: Опыт межрегионального исследования (02.10.2007)
Автор: Куприянов Александр Иванович
ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ На правах рукописи Куприянов Александр Иванович КУЛЬТУРА ГОРОЖАН РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ КОНЦА XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.: ОПЫТ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Специальность 07.00.02 – Отечественная история АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук Москва – 2007 Работа выполнена в Центре по изучению отечественной культуры Института российской истории РАН Официальные оппоненты: доктор исторических наук Истомина Энесса Георгиевна, Институт российской истории доктор исторических наук Керов Валерий Всеволодович, Российский университет дружбы народов доктор исторических наук Секиринский Сергей Сергеевич, Журнал «Отечественная история» Ведущая организация: Уральский институт истории и археологии Уральского отделения Защита состоится «___»__________ 2008 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 002.018.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте российской истории РАН по адресу: 117036, Москва, ул. Дм.Ульянова, 19, ауд.2. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Института российской истории РАН Автореферат разослан «__» ______________2008 г. Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат исторических наук Е.И.Малето ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Конец XVIII – первая половина XIX в. – особое время для русской культуры. На рубеже XVIII – XIX вв. сформировался современный литературный русский язык, тот язык, на котором мы говорим и пишем сегодня. Отечественная война 1812 г. послужила мощным стимулом к росту национального самосознания и дала серьезный импульс к осмыслению обществом насущных социальных проблем России. Первая половина XIX в. вошла в историю как время расцвета русской классической культуры (литературы, театра, музыки, архитектуры, живописи), создателем которой и ее основным потребителем был узкий слой дворянства. Все эти положения давно признаны в науке и хорошо известны каждому читателю, интересующемуся русской культурой и российской историей. Фундаментально исследовано творчество выдающихся деятелей русской культуры, а также культурная среда Петербурга и Москвы, в которой они, как правило, и действовали. Значительно скромнее мы представляем роль провинции в формировании национальной культуры. И совсем минимальны наши знания о культуре рядовых горожан того времени – купцов, мещан, мелких чиновников и разночинцев. Для того чтобы новая светская культура, зародившаяся при дворе и укоренившаяся в столицах, стала национальной, необходимо было ее освоение в провинциальной России. Успех или неудача трансляции культурных достижений и культурных стандартов, выработанных в столицах и предлагаемых элитой обществу, зависел от их рецепции в провинции: в городе и дворянской усадьбе. Городской аспект этой проблемы сложен вдвойне: транслируемая культура была не только содержательно и направленно не традиционной, а новой (модернизированной) для большинства горожан культурой, но и «чужой» – дворянской и европеизированной. Внедрение этой светской – ранней урбанисти-ческой культуры в провинции происходило не на пустом месте. Здесь существовали свои локальные культурные среды, местные элиты и рядовые горожане, обладавшие собственным мировидением, отличающимся от столичного. Примут ли провинциалы новые культурные формы и образцы, транслируемые имперским центром, или же окажут им стойкое сопротивление? Для современной России с разноуровневым развитием составляющих ее регионов, с высокой концентрацией институтов культуры в крупнейших городах, с все еще слабыми культурными и политическими связями между отдельными регионами, проблемы культурного трансферта и влияния провинции на общероссийские социокультурные процессы остаются такими же актуальными, как и в XIX в. Цель диссертации – исследование социокультурных практик горожан провинции в условиях формирования русской национальной культуры. Определение «национальная» больше отражает суть этого этапа, чем «общенациональная», поскольку в первой половине XIX в. крестьянство, составлявшее подавляющее большинство населения Российской империи, в этом процессе почти не участвовало. Цель диссертации предполагает решение следующих основных задач: 1) реконструировать культурную среду русского города; 2) исследовать роль институтов (школ, ведомственных и публичных библиотек, театров и благородных собраний) и агентов новой светской культуры в трансляции форм и ценностей формирующейся национальной культуры; 3) выявить основные каналы проникновения явлений новой светской культуры из столиц Российской империи в русский провинциальный город и механизмы ее рецепции и адаптации; 4) изучить социокультурные представления горожан о монархе, местной власти, городском самоуправлении; 5) рассмотреть способы коммуникации граждан с центральной властью и избирательные практики в провинциальных городах; 6) исследовать средства формирования и способы выражения самоидентификации горожан; 7) изучить жизненные ценности провинциалов и столичных жителей. Объектом исследования является русская провинциальная городская культура. В диссертации культура рассматривается как коммуникативное пространство, которое формируется культурной средой города, с одной стороны, и социальными практиками горожан, с другой. Культурная среда провинциальных городов не была единой и одномерной. В провинции одновременно бытовали различные пласты традиционной и модернизированной культуры. Городской социум не был единым ни в правовом, ни в культурном аспектах. Культура чиновников и дворян существенно отличалась от культуры купцов и мещан, которая в свою очередь разнилась от крестьянской культуры. Духовенство, являвшееся во многом закрытым сословием, обладало иным мировидением и специфическим бытовым укладом. Ситуация осложнялась конфессиональной неоднородностью русского населения (прихожане официальной церкви и старообрядцы). В ряде регионов, в том числе в Западной Сибири, русские испытывали культурное влияние других народов России, а также иностранцев, попавших сюда в ссылку или приехавших по доброй воле на службу. Предмет исследования – социокультурные практики русских провинциальных горожан, обеспечивавшие коммуникации внутри городского социума, а также между столичной и провинциальной культурой в процессе формирования русской национальной культуры. При исследовании комплекса этих проблем представляется важным выявить роль конкретных лиц в учреждении и функционировании новых заведений культуры. Выяснение вопроса об инициаторах культурных новаций, социальном составе учащихся, актеров-любителей или читателей библиотек позволяет понять соотношение импульсов идущих из правительства и исходящих от самих горожан. Еще более важная задача – попытаться выяснить мотивацию инициаторов и активных участников местной культурной жизни. Поэтому в центре исследования не история появления и развития учреждений культуры в провинции, но культура горожан, их социокультурные представления: о«себе» и о «других», о власти и самоуправлении, о городском социуме и сословном строе, о труде и богатстве, о счастье и других жизненных ценностях. Важная роль отводится изучению практик самоидентификации и формированию городской идентичности, проявлявшихся как в письменных текстах, адресованных власти или предназначавшихся близким людям, а иногда и самому автору, так и утверждавшихся посредством невербальных средств: в городском костюме и во всем внешнем облике горожан. Эти представления и поиски собственной идентичности рассматриваются в связи с практиками участия в управлении делами города. Поскольку тема «культура провинции» является весьма обширной, ее представление в диссертации ограничивается светской культурой русского населения, основными носителями которой были купцы, мещане и чиновники. За пределами исследования остались такие важные аспекты темы как конфессиональные практики горожан, роль и место православной церкви в развитии провинциальной культуры, культура старообрядцев. Отказ от обращения к вышеназванным сюжетам определился стремлением рассмотреть, прежде всего, социокультурные институты и социокультурные практики в контексте процессов секуляризации личности и общества, которые были ядром новой культуры. Другим фактором, повлиявшим на отказ от анализа вышеназванных проблем, стало появление в последние годы работ (В.В.Керов, А.И.Мальцев и др.), посвященных различным аспектам истории официальной православной церкви и старообрядческих конфессий. Хронологические границы исследования: вторая половина 1780-х гг. – начало 1860-х. Нижняя грань изучения берет свой отчет с момента реализации Городового положения 1785 г. и начала осуществления школьной реформы, призванной создать единую систему общеобразовательной школы. Верхняя грань – начало эпохи Великих реформ, среди которых и городская реформа 1870 г. В это же время происходило и реформирование системы школьного образования, сопровождавшееся расширением сети мужских и женских учебных заведений. |