Delist.ru

Методология статистического исследования развития системы социального обслуживания семьи и детей (02.10.2007)

Автор: Кучмаева Оксана Викторовна

- общая численность лиц, обслуженных в течение года отделением i-го вида;

- количество отделений i-го вида.

- средняя численность лиц, обслуженных в течение года в расчете на 1 место в отделении i-го вида;

- средний размер отделения i-го вида.

В этом случае мы можем выявить зависимость интенсивности работы отделений (численность лиц, обслуженных 1 отд.) от таких параметров, как средняя численность лиц, обслуженных в течение года в расчете на 1 место, средний размер отделения, оценить зависимость от интенсивных и экстенсивных факторов.

Шестая глава исследования «Методологические вопросы статистического анализа эффективности деятельности системы социального обслуживания населения» посвящена особенностям методологии статистического анализа эффективности социального обслуживания населения, оценке доступности и обеспеченности населения услугами учреждений социального обслуживания семьи и детей, возможности применения стандартов социального обслуживания в качестве критериев эффективности деятельности; предложены методологические подходы к статистическому анализу распространенности учреждений социального обслуживания семьи и детей в регионах России, представлены результаты апробации применения статистических методов к определению прогнозных характеристик деятельности социальных служб.

Эффективность относится к числу интегральных показателей любой деятельности, и характеризует ее социальную или личностную значимость. Мы полагаем, что проблема непосредственно экономической эффективности при анализе деятельности в сфере социального обслуживания далеко не полностью отражает результативность деятельности. Понятие «эффективности» деятельности в сфере социального обслуживания можно выразить как максимально возможное достижение цели по удовлетворению потребностей населения (клиента социальной службы) в помощи с учетом ограничений на затраты.

Измеряемость и сравнимость результатов деятельности социальных служб представляет собой серьезную проблему. Большинство направлений деятельности в социальной работе связаны с необходимостью решения проблем, возобновляемых в каждом следующем поколении. Наиболее оптимальный путь определения эффективности деятельности в сфере социального обслуживания – это сравнение получаемых результатов с ранее выдвигавшимися целями и установленными нормативами деятельности. Чем ближе достигнутый результат деятельности к поставленной цели, тем выше ее эффективность.

Показатели эффективности деятельности учреждений социального обслуживания неизбежно должны носить комплексный характер. Количественные параметры позволяют оценивать результат путем соотнесения финансовых, материальных, временных и других затрат с уровнем реализации стратегических и тактических целей. В случае опоры на качественные показатели достигнутый результат сопоставляется с общепринятым уровнем, качеством обслуживания, которое признается нормальным.

При определении эффективности деятельности в сфере социального обслуживания необходимо пользоваться органично связанными группами показателей, выделяя микро-, мезо- и макроуровни деятельности. В отношении деятельности учреждений социального обслуживания на макроуровне наиболее общим критерием ее эффективности можно считать стабилизацию социального здоровья общества, его постепенное улучшение. К этой группе относятся показатели динамики отдельных социальных девиаций.

Вторая группа показателей - статистические данные о состоянии и динамике развития системы социальных служб, доступности и распространенности их услуг. На мезоуровне речь идет о результатах работы конкретных учреждений социального обслуживания семьи и детей по удовлетворению потребностей обратившихся в социальных услугах. При этом могут быть использованы характеристики, измеряемые в ранговых шкалах (степень соответствия нормативам обеспеченности), а так же дихотомические переменные (соответствие или несоответствие нормативам).

При оценке эффективности деятельности системы учреждений социального обслуживания путем сопоставления фактических значений показателей деятельности с установленными нормативами можно воспользоваться следующим показателем:

- фактические и нормативные значения n–го показателя эффективности;

n - число локальных показателей эффективности.

Третья группа показателей – оценка качества услуг со стороны потребителей и соответствия оказанных услуг действующим стандартам (на микроуровне). С При этом с точки зрения эффективности принципиально важно, чтобы запросы клиента были удовлетворены вовремя, с высоким качеством и в полном объеме, все необходимые социальные услуги были ему доступны и оказаны на высоком профессиональном уровне.

Для оценки эффективности на мезоуровне может быть предложена группа показателей, непосредственная оценка которых показателей производится в баллах. Сравнение эффективности деятельности различных учреждений производится на основании суммирования баллов отдельных показателей, информация для расчета которых может собираться в рамках статистической отчетности ежегодно. В данном случае максимальная сумма баллов составляет 85, минимальная – 0 баллов:

Предложенная система показателей для оценки эффективности деятельности учреждений на мезоуровне охватывает такие параметры деятельности, как нагрузка на социального работника; соотношение фактической и нормативной наполняемости отделений, продолжительность обслуживания, повышениедеятельность по повышению профессионального уровня работников, уровень текучести персонала в учреждениях; качество обслуживания (удовлетворенность оказанной помощью). Динамика таких оценок даст возможность выявить тенденцию изменения эффективности деятельности исследуемой социальной службы.

Обобщение и использование совокупности методов оценки даёт возможность производить комплексную оценку эффективности учрежденийконкретного учреждения социального обслуживания. Предлагаемая методика статистического исследования эффективности деятельности в сфере социального обслуживания использует методы анализа динамических рядов, корреляционно-регрессионного и индексного анализа, нормативную оценку и позволяет исследовать эффективность социального обслуживания населения на основе системы качественных и количественных показателей на микро-, мезо- и макроровнях (рис. 811).

Определяя уровень доступности услуг, необходимо в первую очередь обращать внимание на нуждающиеся категории населения (нетрудоспособные, малообеспеченные, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации). Можно выделить следующие компоненты доступности учреждений социального обслуживания: количество учреждений на территории; транспортная доступность; время ожидания услуги; время работы учреждений; информационная доступность; наличие достаточного количества профессиональных кадров.

Рис. 8. Алгоритм анализа эффективности деятельности учреждений социального обслуживания населения

Для оценки уровня обеспеченности услугами учреждений целесообразно использовать показатели, позволяющие оценить обеспеченность различных категорий населения услугами социальных служб в целом, социальными работниками, а также различными специализированными отделениями учреждений.

Рисунок 11. Система анализа эффективности деятельности учреждений социального обслуживания

Статистический анализ соответствия развития сети социальных службучреждений социального обслуживания действующим нормативам обеспеченности является одним из важнейших вопросов в оценке обеспеченности населения социальными услугами. С учетом соблюдения принципа нормативной обеспеченности показатель обеспеченности социальными службамиучреждениями социального обслуживания может быть представлен следующим образом:

- коэффициент нормативной обеспеченности учреждениями социального обслуживания i-го вида;

- фактическое и нормативное число учреждений социального обслуживания i-того вида;

- нормативное количество учреждений социального обслуживания i-го вида.

), мы можем получить необходимое (нормативное) количество учреждений социального обслуживания:

Действующие нормативы пока носят достаточно фрагментарный характер. Если ориентироваться на действующие социальные нормативы, в которых указано, что норматив обеспеченности территориальными центрами социальной помощи семье и детям составляет 1 на 50 тыс. жителей, то потребность в них удовлетворена сейчас только на 18%.

Можно предложить следующую шкалу для оценки обеспеченности учреждениями социального обслуживания (табл. 7).

Таблица 7

Шкала для оценки уровня обеспеченности населения учреждениями социального обслуживания семьи и детей (% от нормативного числа учреждений)

Доля от нормативного числа учреждений, (%) Характеристика

свыше 100% повышенный уровень обеспеченности

100% оптимальный уровень

70-90% уровень выше среднего

50-60% средний уровень

30-40% уровень ниже среднего

менее 30% низкий уровень

Динамичный рост количества большинства видов учреждений привел и к росту показателя числа учреждений в расчете на 1 млн. человек (табл. 8). 8).

За период с 1994 г. к 20052003 г. показатель увеличился с 0,72 до 24,121,07 учреждения на каждый миллион россиян (в 33,5 раза29 раз). Однако сложившийся уровень обеспеченности услугами учреждений, безусловно, нельзя назвать достаточным.

загрузка...