Delist.ru

Методология статистического исследования развития системы социального обслуживания семьи и детей (02.10.2007)

Автор: Кучмаева Оксана Викторовна

В 20052003 г. учреждениями социального обслуживания было оказано 107,59 млн. социальных услуг. Анализ количества предоставленных социальных услуг в динамике позволяет говорить об их росте. В 20052003 г. по сравнению с 2000 г. общее количество предоставленных услуг увеличилось в 4,62,5 раза. Проведенный анализ данных дает возможность говорить о серьезных различиях в структуре и динамике оказанных услуг в разрезе видов учреждений.

На основе предложенной методологии анализа выявлена специфика структуры предоставляемых услуг. В целом в 20052003 г. из общего объема услуг 24,53% приходилось на педагогические услуги, 15,923,3% - медицинские, 30,420,6% - бытовые, 13,416,8% - экономические, 11,210,7% - психологические, 4,63% - правовые (рис. 79). Различная динамика объемов оказанных услуг различных видов в период 2000-20052003 гг. привела к изменениям в структуре общего объема оказанных услуг. Увеличилась доля педагогических (с 18,7%) и бытовых (с 16,2%) услуг, при сокращении доли экономических (с 21,0%), психологических (с 14,8%) и правовых услуг (с 5,9%). Примерно на одном уровне осталась доля медицинских услуг.

Рис. 7. Структура оказанныхКлассификация социальных услуг в РФ, 2005 г.предоставляемых социальными службами

Расчет коэффициента конкордации W по данным о темпах роста различных видов услуг за 2000-2005 гг. позволяет оценить согласованность динамики различных видов услуг в учреждениях социального обслуживания можно с помощью коэффициента конкордации W. Значение коэффициента конкордации, равное 0,4, позволяет говорить о недостаточной согласованности динамики изменений объема различного вида услуг в учреждениях социального обслуживания семьи и детей.

Рисунок 9. Структура оказанных социальных услуг, 2003 г.

В рамках данного исследования применение кластерного анализа позволило проанализировать структуру услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания семьи и детей в регионах России, определить типологические группы регионов по степени распространенности различных видов услуг, потребности населения в тех или иных услугах.

Кластеризация n=89 регионов России проводилась по k=6 показателям, характеризующим ранги распространенности тех или иных социальных услуг в регионах России в 2005 г. (х1 - экономические, х2 - медицинские, х3 - психологические, х4 - педагогические, х5 - правовые, х6 - бытовые). При этом на основании экспертной оценки объема предоставляемых услуг ранг 1 присваивался услугам, пользующимся наибольшей популярностью в регионе, ранг 6 – наименее популярным. Классификация регионов России проводилась с помощью иерархических агломеративных процедур кластерного анализа на основе метода «дальнего соседа» с использованием евклидовой метрики. На основании содержательных и статистических критериев принят вариант разбиения совокупности объектов на шесть кластеров – многомерных типических групп.

В пятый, наиболее многочисленный, кластер вошел 21 регион. Наиболее типичная ситуация, характеризующая распространенность различных видов услуг - наибольшая степень востребованности экономических и медицинских услуг, наименьшая – правовых (табл. 67).

Таблица 67.

Средние значения переменных в кластерах (ранги)

Признаки (услуги) Кластер 1 Кластер 2 Кластер 3 Кластер 4 Кластер 5 Кластер 6

экономические 1,61 4,05 4,47 2,89 1,38 5,40

медицинские 4,50 1,59 1,59 2,22 2,38 4,40

психологические 4,67 2,59 4,53 3,89 4,05 2,20

педагогические 2,44 2,00 1,82 5,89 2,90 1,80

правовые 5,50 5,82 5,82 3,89 5,33 4,80

бытовые 2,28 4,94 2,76 2,22 5,14 2,40

число регионов 18 17 17 9 21 5

Общая характерная черта для всех регионов – незначительное внимание к правовым услугам. Российские семьи не считают необходимым для себя знать свои права и обязанности, уметь грамотно с правовой точки зрения отстаивать свою позицию.

Использование в социальной сфере рыночных механизмов требует совершенствования системы социальной помощи, улучшения качества услуг, расширения их объема, четкой проработки тарифов и расценок платных услуг. Анализ абсолютных и относительных показателей позволяет оценить масштабы деятельности по оказанию платных социальных услуг. В 20052003 г. учреждениями социального обслуживания семьи и детей было предоставлено платных услуг на сумму 112,2 51 млн. рублей. Количество платных услуг растет, однако их доля в общем количестве всех предоставленных услуг крайне незначительна, в 20052003 г. – около 2лишь 1,14% общего объема услуг. Максимальная доля ((3,9,0%),%) характерна для комплексных центров социального обслуживания населения.

Выявлена специфика роста цен на платные социальные услуги. Темпы роста платных социальных услуг (6,7 раз) больше238,95%) несколько меньше, чем темпы роста общего объема услуг (4,2246,00 раза). При этом темпы роста суммы платных услуг (2000-2005 гг.) нижевыше, чем темпы роста количества платных услуг, т.е. цены на что свидетельствует о росте цен на платные услуги изменяются незначительно.учреждений. Расчет индекса цен на платные социальные услуги производился по формуле базисно-взвешенного индекса цен Э.Ласпейреса:

q0 - количество случаев получения услуги в базисном периоде;

рt, t-1(o) - цена единицы услуги в период t, t -1, 0.

Индекс показывает, как изменились потребительские расходы населения по покупку услуг в зависимости от изменения цен на них при прежнем уровне потребления. В целом в период с 2000-2005гг2003гг. индекс цен на услуги учреждений социального обслуживания составил 150,2%, что значимо ниже темпов ростат.е. цены на платные услуги учреждений социального обслуживания росли более высокими темпами, чем на платные услуги в целом, в том числе и на медицинские услуги. . Возможно, это объясняется невысокой изначальной стоимостью социальных услуг.

Коэффициент эластичности спроса на платные социальные услуги под влиянием изменения цены услуг изменение цены на оказываемые услуги в период 2000-20052003 гг. равен:

у0 и у1 – спрос на социальные услуги соответственно базисного и текущего периодов;

х0 и х1 – цена на социальные услуги соответственно базисного и текущего периодов.

Полученное значение коэффициента эластичности свидетельствует о том, что социальные услуги являются сильно эластичным, т.е. потребление социальных услуг растет быстрее повышения цен на них: при повышении цен на 1% спрос растет на 4%. Это подтверждает высокую потребность населения в услугах учреждений социального обслуживания.

В статистике социального обслуживания остро стоит проблема оценки обеспеченности населения России социальными услугами. Решение данной проблемы возможно с помощью таких показателей, как количество оказанных услуг в расчете на 1 учреждение социального обслуживания (в том числе по видам услуг и типам учреждений), количество оказанных услуг в расчете на 1 клиента (в разрезе классификации клиентов социальных служб).

В целом по совокупности учреждений социального обслуживания семьи и детей в 20052003 г. 1 учреждение в течение года оказывало 3597919289 услуг. За период с 2000 г. среднее количество услуг, оказанных одним учреждением в течение года, увеличилось на 80%. Анализ показателя в 3,3 раза.разрезе видов учреждений и оказанных услуг позволяет выявить среди учреждений лидеров по среднему количеству услуг того или иного вида, оказанных 1 учреждением.

Количество услуг, оказанных в среднем 1 клиенту так же проявляет тенденцию к росту. Это свидетельствует о распространении комплексного подхода в решении проблем лиц, обращающихся за помощью. В 20052003 г. каждому клиенту было предоставлено в среднем 11,36,8 услуги (2000 г. – 4,4 услуги). Рост показателя характерен для большинства учреждений и практически всех видов услуг.

Статистический анализ деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей по оказанию социальных услуг по предлагаемой методике позволяет оценить уровень, структуру и динамику оказываемых услуг, специфику предоставления платных социальных услуг, обеспеченность населения социальными услугами, интенсивность деятельности по оказанию социальных услуг различных видов, включая. Методы статистического анализа позволяют оценить востребованность и динамику цен на платные. социальные услуги. Применение индексного метода дает возможность выявить роль различных факторов в увеличении объема оказанных услуг.

Актуальной задачей является разработка методологии статистического анализа функционирования отделений социальных служб. Собираемая статистическая информация и возможности статистической методологии позволяют выявить распространенность различных видов отделений в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, тенденции их развития, оценить эффективность деятельности. В ходе исследования сформированы методологические основы выявления типов учреждений социального обслуживания, различающиеся стратегией развития данных типов отделений:

учреждения, нацеленные на сочетание в своей практике работы стационаров и отделений дневного пребывания;

учреждения, отдающие преимущество стационарным формам обслуживания клиентов;

учреждения, ориентированные в работе на оказание помощи в условиях отделений дневного пребывания;

учреждения, не считающие необходимым элементом деятельности создание отделений стационарных или дневного пребывания .

Развитие специализированных отделений в учреждениях обусловлено спецификой социальной ситуации и потребностями разных групп населения в определенных видах помощи. Среди специализированных отделений наибольшее распространение в настоящее время имеют отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних - в 20052003 г. они имелись в 1433 учреждениях (46,9% всех учреждений), далее следуют стационарные отделения для несовершеннолетних – 865 учреждений (28,3%), отделения реабилитации – 803 учреждения (26,3%), телефоны доверия - 336 учреждений (11,0%) и кризисные женские отделения - 142 учреждения (4,6%). Для оценки деятельности отделений могут быть применены следующие показатели: численность обслуженных лиц, размер отделения, размер очереди в отделение, время пребывания в отделении, число лиц, обслуженных 1 отделением, число лиц, обслуженных в расчете на 1 место.

В силу выявленной специфики дифференциации и динамики показателя «численность обслуженных лиц в расчете на 1 отделение» важным представляется выявление и оценка влияющих на него факторов. Применение индексного метода позволяет оценить зависимость численности лиц, обслуженных 1 отделением, от определенных факторов:

- численность лиц, обслуженных в течение года 1 отделением i-го вида;

загрузка...