Delist.ru

Методология статистического исследования развития системы социального обслуживания семьи и детей (02.10.2007)

Автор: Кучмаева Оксана Викторовна

- численность несовершеннолетних клиентов;

- численность несовершеннолетних граждан среди всего населения.

Распространенность обращений несовершеннолетних в учреждения социального обслуживания составляет 181 человек на каждую 1000 российских детей. В относительном выражении это значимо больше, чем для всего населения.

Мы можем рассчитать и проанализировать коэффициенты распространенности обращений в учреждения социального обслуживания для различных категорий семей и всех семей в целом.

При анализе распространенности обращений в учреждения социального обслуживания важной задачей статистической науки является не только количественная оценка ее уровня, но и качественная интерпретация полученных параметров. Решение данной проблемы реально только на основе специальной шкалы, позволяющей увязывать величину общего коэффициента распространенности обращений в учреждения с определенной качественной характеристикой. Подобная шкала для оценки уровня общего коэффициента распространенности обращений в учреждения социального обслуживания представлена в табл. 4.

Оценить уровень потребности в услугах учреждений социального обслуживания семьи и детей как повышенный или пониженный позволяет расчет следующего коэффициента:

- коэффициент потребности в социальных услугах для i-той группы населения;

- доля i-й категории населения среди клиентов;

- доля i-й категории среди всего населения.

< 1 – о пониженной потребности. Так, для несовершеннолетних клиентов значение данного коэффициента составит 1,43. Полученное значение коэффициента свидетельствует о повышенном уровне потребности в социальных услугах.

Таблица 4

Шкала для оценки уровня общего коэффициента распространенности обращений в учреждения социального обслуживания

Численность клиентов учреждений социального обслуживания семьи и детей на 1000 человек

населения Характеристика

менее 20 очень низкий уровень

20-50 низкий уровень

50-100 средний уровень

100-200 уровень выше среднего

200-500 высокий уровень

500 и более очень высокий уровень

Важной задачей статистического исследования выступает выявление факторов, влияющих на формирование совокупности клиентов социальных служб, лиц, нуждающихся в социальной помощи. Компонентный анализ позволил представить исходную совокупность n=44 социально-экономических факторов, влияющих на формирование потребности в социальных услугах, в агрегированном виде через значительно меньшее число некоррелированных обобщенных факторов, являющихся линейной комбинацией исходных факторных признаков. Применение метода главных компонент на основании данных по регионам России за 2005 г. позволило выделить 4 наиболее весомые главные компоненты, объясняющие 69,1% суммарной дисперсии (табл. 5).

Первая главная компонента «социальные факторы» тесно связана с такими показателями, как ожидаемая продолжительность предстоящей жизни мужчин (х12) и женщин (х13), лет, х20- охват детей дошкольными учреждениями, %, х40- наличие спортивных залов, на 10 тыс. населения. Вторая главная компонента «экономические факторы» связана с показателями х15 - уровень безработицы, % и х30 - объем платных услуг на душу населения, руб. Третья главная компонента – «социально-демографические факторы» определяется х3 - соотношение численности мужчин и женщин, (женщин на 1000 мужчин), х43 - объем расходов региональных бюджетов на социально-культурные мероприятия, млн. руб. на 1000 чел.; четвертая компонента – «экологические факторы» - х41 - объем токсичных отходов, за год тыс. тонн на 1000 человек.

Таблица 5

Вклад в общую дисперсию главных компонент

Главные компоненты f Собственное значение Относительный вклад в общую дисперсию, % Суммарный относительный вклад в общую дисперсию, %

f1 2,915 24,293 24,293

f2 2,193 18,274 42,567

f3 2,039 16,988 59,554

f4 1,151 9,595 69,149

В результате проведенной классификации регионов России по 4-м главным компонентам, определяющим экономические, социальные, демографические и экологические факторы развития регионов России, было получено 4 кластера.

Наиболее типичный – это кластер 2, в него вошел 41 регион. При относительно благополучной демографической и экологической ситуации, для этих регионов характерны сложности экономического характера и недостаточное внимание к социальной сфере. В 1 кластер вошло 30 регионов, для которых в целом при относительном экономическом благополучии характерны значительные социально-демографические и экологические проблемы. В 3 кластер вошло лишь 8 регионов, в которых при достаточно среднем экономическом положении уделяется значительное внимание развитию социальной сферы. Для 9 регионов 4 кластера характерна в целом наименее благополучная ситуация, в значительной степени определяемая их географическим положением (северные территории).

При расчете средних значений показателя «число учреждений на 1 млн. населения» для совокупности регионов, входящих в определенный кластер, мы получили значительно дифференцированные показатели. Максимальное значение (с большим отрывом) – 46,7 учреждений на 1 млн. жителей – характерно для регионов 1 кластера, минимальное – 35,2 учреждения – для регионов 4 кластера. Промежуточное положение занимают регионы 2 и 3 кластеров (36,3 учреждения и 37,4 учреждения на 1 млн. населения соответственно). В настоящее время складывается ситуация, когда развитие системы социальных служб определяется, прежде всего, экономическими возможностями региона, а не потребностью в решении социальных, демографических или экологических проблем.

?????????

????$??$???????

????$??$???????1

?????1 ???????6

?????????¤?????????

рована методика анализа факторов, влияющих на численность лиц, обслуженных отделениями социальных служб.

Актуальной задачей в области исследования деятельности учреждений социального обслуживания представляется анализ объема и структуры социальных услуг, удовлетворяющих потребность семей с детьми в социальной помощи. С учетом совокупности признаков, характеризующих оказываемые социальные услуги, их классификация может быть сформирована следующим образом (рис. 6).

Рис. 6. Классификация социальных услуг, предоставляемых социальными службами в РФ

загрузка...