Delist.ru

Методология статистического исследования развития системы социального обслуживания семьи и детей (02.10.2007)

Автор: Кучмаева Оксана Викторовна

ССЧ i спец – средняя списочная численность специалистов учреждений социального обслуживания в период t =0, 1.

CCЧi общ. – средняя общая численность всех работников в i-том учреждении социального обслуживания в период t =0, 1.

Кi – количество учреждений в период t=0, 1.

d – доля специалистов в общей численности работников учреждений социального обслуживания в период t=0, 1.

В целом можно выделить следующие этапы анализа кадровой обеспеченности учреждений социального обслуживания семьи и детей: численность и структура персонала; динамика численности отдельных категорий работников; оценка эффективности использования персонала; обеспеченность населения и отдельных социально-демографических групп услугами социальных работников; показатели интенсивности труда работников, включая показатели нагрузки; специфика оплаты труда отдельных категорий работников.

Глава четвертая «Методология статистического исследования численности и структуры клиентов учреждений социального обслуживания» посвящена особенностям применения методологии статистического исследования к анализу динамики численности и структуры клиентов учреждений, в том числе семей разных типов, представлена классификация клиентов социальных служб, разработаны показатели оценки выраженности причин обращения за помощью, предложены методологические рекомендации по статистической оценке распространенности обращений клиентов в социальные службы.

Особенностью классификации клиентов выступает разнообразие видов учреждений, категорий клиентов, оказываемых услуг. По нашему мнению, краткая классификация совокупности клиентов учреждений социального обслуживания может быть сформирована следующим образом (рис.5).

Рисунок 5. Классификация клиентов социальных служб

Существующая проблема неоднородности совокупности клиентов учреждений социального обслуживания семьи и детей частично может быть решена на основе использования условного метода расчетов на основе использования переводных коэффициентов для получения условной общей численности клиентов. В качестве основы для расчета переводных коэффициентов могут быть использованы данные о продолжительности и частоте получения услуг, а так же среднем размере семьи.

, - условная численность клиентов социальных служб;

- условная и - фактическая численность клиентов социальных служб;

- переводной коэффициент;

- фактический параметр численности клиентов социальных служб;

- параметр, принятый за базу сравнения.

Рисунок 5. Классификация клиентов социальных служб

Рисунок 5. Классификация клиентов социальных служб

Рисунок 5. Классификация клиентов социальных служб

Рисунок 5. Классификация клиентов социальных служб

Рисунок 5. Классификация клиентов социальных служб

Особенностью классификации клиентов выступает разнообразие видов учреждений, категорий клиентов, оказываемых услуг. По нашему мнению, краткая классификация совокупности клиентов учреждений социального обслуживания может быть сформирована следующим образом (рис.5).

Рисунок 5. Классификация клиентов социальных служб

Анализ показателей динамики свидетельствует, что численность обслуженных лиц возросла за период 1995-2005 гг. в 8 раз. Ежегодный прирост численности контингента составлял около 24%. Как показало применение индексного метода, рост численности клиентов определяется как изменением количества учреждений, так и изменением числа клиентов, обслуженных в среднем одним учреждением.

В контексте целей и социальной значимости деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей отдельного внимания требует анализ численности несовершеннолетних клиентов. В настоящее время практически каждый третий клиент находится в возрасте до 18 лет. При этом темпы роста численности несовершеннолетних клиентов значительно опережают показатели для совершеннолетних граждан (рис. 5).

Важным направлением статистического анализа деятельности учреждений социального обслуживания выступает исследование численности и структуры семей, воспользовавшихся услугами учреждений. Предоставление услуг семьям имеет свою безусловную специфику: в этом случае преодоление трудной жизненной ситуации осуществляется всеми членами семьи в сотрудничестве с социальными работниками. В рамках исследования рассмотрена демографическая типология обслуженных семей, апробирована методика индексного анализа для выявления роли факторов, влияющих на изменение общего количества обслуженных семей.

Рис. 5. Темпы роста численности обслуженных клиентов социальных служб в РФ, в том числе несовершеннолетних, % к предыдущему году

Значимым для разработки актуальной семейной политики представляется и то, насколько велика доля социально незащищенных категорий семей в общем количестве семей, обратившихся за помощью в центры социального обслуживания населения. Среди всех обслуженных семей доля малообеспеченных составляет 46,7%, неполных – 26,5%, многодетных – 13,2%, с детьми-инвалидами – 12,2%, беженцев – 0,3%. Сложность здесь представляет тот факт, что отдельные семьи могут попасть в разные категории одновременно (например, многодетная семья беженцев, являющаяся малообеспеченной), однако данные учета не позволяют оценить масштабы такого явления.

В ходе диссертационного исследования предложена методология анализа распространенности обращений клиентов в социальные службы, сформирована система показателей, характеризующих степень распространенности обращений за помощью в социальные службы. Под распространенностью обращений за помощью в социальные службы мы понимаем степень охвата населения услугами учреждений социального обслуживания. Для ее количественной характеристики применяются абсолютные и относительные показатели. Численность клиентов учреждений отражает масштабы деятельности системы учреждений социального обслуживания, однако на определенный момент времени. Однако она обладает низкой информативностью и непригодна для сравнительного анализа.

Общий коэффициент распространенности обращений в учреждения социального обслуживания семьи и детей показывает, сколько клиентов учреждений социального обслуживания приходится на каждую 1000 человек населения:

– общий коэффициент распространенности обращений в учреждения социального обслуживания;

– численность клиентов учреждений социального обслуживания;

S – численность населения.

В 2005 г. общий коэффициент распространенности обращений в учреждения социального обслуживания был равен 83,4 ‰, то есть из каждой 1000 человек населения 8380 в течение года обратились за помощью.

Достоинствами данного показателя являются простота расчета и познавательная ценность, далеко не все население одинаково нуждается в услугах учреждений социального обслуживания. В качестве знаменателя в этом показателе целесообразно использовать численность лиц, нуждающихся в услугах учреждений социального обслуживания семьи и детей. Однако выделить эту категорию, оперируя данными статистического учета, можно только по материальному положению. В то же время потребность помощи может не быть связана с уровнем доходов. Определение численности потенциальных клиентов требует проведения специальных выборочных обследований.

При характеристике распространенности обращений за помощью в учреждения социального обслуживания не всего населения, а лишь определенной его части, приемлемы частные коэффициенты:

- коэффициент распространенности обращений в социальные службы для i-той группы клиентов;

- численность i-той группы клиентов;

- численность i-той группы среди всего населения.

Так, частный коэффициент для несовершеннолетних составил:

‰, где:

- коэффициент распространенности обращений в социальные службы для несовершеннолетних клиентов;

загрузка...