Delist.ru

Методология статистического исследования развития системы социального обслуживания семьи и детей (02.10.2007)

Автор: Кучмаева Оксана Викторовна

центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей 107,37 113,89 70,40 111,1

реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями 105,22 125,00 99,74 212,28

отделения по работе с семьей и детьми в центре социального обслуживания 181,35 112,95 105,82 111,09

другие учреждения социального обслуживания семьи и детей 88,16 127,98 91,49 139,75

Всего: 108,1 128,16 81,72 122,5

На протяжении 1995-2005 гг. мы можем проследить рост среднесписочной численности в целом от 15 до 40 человек в расчете на 1 учреждение.

Обеспеченность населения услугами социальных работников является одним из важнейших индикаторов, позволяющих оценить доступность или недоступность для значительной части россиян социальных услуг. Показатели обеспеченности могут быть рассчитаны в разрезе целевых групп населения, в отношении категорий работников, оценки соответствия нормативам. Обеспеченность кадрами работников социальных служб может трактоваться по-разному в зависимости от степени широты охвата работников. В широком смысле слова под обеспеченностью понимается удовлетворенность запросов во всех категориях кадров, включая социальных работников, специалистов по медицине и психологии, сотрудников аппарата управления. В узком смысле слова обеспеченность кадрами сводится к удовлетворенности запросов в категориях работников, которые принимают непосредственное участие в оказании социальных услуг различным категориям населения.

Обеспеченность населения услугами социальных работников является одним из важнейших индикаторов, позволяющих оценить доступность или недоступность для значительной части россиян социальных услуг. Показатели обеспеченности могут быть рассчитаны в разрезе целевых групп населения, в отношении категорий работников, оценки соответствия нормативам. Обеспеченность кадрами работников социальных служб может трактоваться по-разному в зависимости от степени широты охвата работников. В широком смысле слова под обеспеченностью понимается удовлетворенность запросов во всех категориях кадров, включая социальных работников, специалистов по медицине и психологии, сотрудников аппарата управления. В узком смысле слова обеспеченность кадрами сводится к удовлетворенности запросов в категориях работников, которые принимают непосредственное участие в оказании социальных услуг различным категориям населения.

Получить представление о состоянии обеспеченности кадрами социальных служб как населения в целом, так и клиентов, воспользовавшихся услугами учреждений социального обслуживания, позволяет применение следующих показателей:

- коэффициент обеспеченности j-й группы населения работниками учреждений социального обслуживания;

- коэффициент обеспеченности клиентов работниками учреждений социального обслуживания;

- средняя списочная численность работников i–го вида учреждений социального обслуживания;

- средняя численность j–й социально-демографической группы населения;

- численность клиентов j–й социально-демографической группы населения, обслуженных учреждением социального обслуживания за определенный период.

Используя данные о нормативах нагрузки и численности потенциальных клиентов, мы можем получить требуемую численность кадров социальных работников:

– нормативная нагрузка (численность потенциальных клиентов) на одного социального работника.

Например, исходя из действующих нормативов, в 2005 г. численность специалистов по социальной работе центров социальной помощи семье и детям превышает требуемую на 20,1%.

Большой интерес в исследовании использования работников сферы социального обслуживания вызывают показатели нагрузки на кадры социальных работников. Высокие значения показателей нагрузки для социальных работников обусловлены высокими темпами роста численности клиентов, превышающими темпы роста числа самих учреждений. В целом после роста показателя «количество обслуженных семей, приходящихся на 1 работника» его значение в 2005 г. остановилось на уровне 22 семей. В течение года каждый социальный работник обслуживал в 1995 г. 99 клиентов, в том числе 54 несовершеннолетних, в 2005 г. – 86 и 37 соответственно.

В качестве обобщающих характеристик, позволяющих оценить структурные различия в параметрах деятельности социальных служб, в работе использовались индекс Салаи и интегральный коэффициент структурных различий. Структура вакансий по видам учреждений близка к распределению общей численности работников по видам учреждений (интегральный коэффициент структурных различий равен 0,135). Фактически учреждения при большей численности работников испытывают и относительно большие трудности с подбором персонала. Однако потребность в дополнительном персонале не определяется численностью обслуженных клиентов (интегральный коэффициент структурных различий равен 0,69, что свидетельствует о серьезных различиях в структурах вакансий и обслуженных клиентов в разрезе видов учреждений).

Безусловную важность для оценки кадрового потенциала учреждений социального обслуживания имеет анализ количества и доли специалистов среди всех работников учреждений. Высокая доля лиц, работающих по договору, может свидетельствовать о более низком уровне профессионализма кадрового потенциала определенного вида учреждений.

Несмотря на значительный рост численности специалистов и довольно противоречивую динамику численности лиц, работающих по договору, их доля в общей численности работников учреждений за анализируемый период в целом практически не изменилась. Так, доля специалистов колебалась в пределах 50% и составила в 2005 г. 43,6 %.

На динамику доли специалистов среди всех работников по совокупности учреждений социального обслуживания может влиять и изменение структуры этих учреждений, так как доля специалистов существенно различается в зависимости от вида учреждений. Для проверки этой гипотезы можно использовать систему индексов:

Jdспец - индекс доли специалистов в общей численности работников учреждений;

J спец - индекс, показывающий изменение доли специалистов за счет изменения средней списочной численности специалистов в i-тых учреждениях социального обслуживания;

Jссч - индекс, показывающий изменение доли специалистов за счет изменения средней списочной численности всех работников в i-тых учреждениях социального обслуживания;

Jучр - индекс, показывающий изменение доли специалистов за счет изменения количества учреждений социального обслуживания;

ССЧспец.i – средняя списочная численность специалистов в i-том учреждений социального обслуживания в период t =0, 1.

CCЧ общ.i – средняя общая численность всех работников учреждений социального обслуживания в период t =0, 1.

К – количество учреждений в период t=0, 1.

d – доля специалистов в общей численности работников учреждений социального обслуживания в период t=0, 1.

Важной характеристикой кадрового состава, профессионального уровня работников учреждений и его роста является доля среди них тех, кто повысил квалификацию в течение года. Показатель позволяет оценить и примерное число лет, в течение которых свою квалификацию повысят все работники:

dп.к. – доля работников, повысивших квалификацию в течение года;

Тп.к. – период времени, в течение которого все работники учреждений повысят свою квалификацию.

В среднем по совокупности в настоящее время 8,5% работников учреждений социального обслуживания семьи и детей в целом по Российской Федерации повысили в 2005 году свою квалификацию. Это означает, что все работники этих учреждений повысят по одному разу свою квалификацию за 15 лет. Социальная ситуация меняется крайне динамично, и существующий уровень повышения квалификации работников явно недостаточен.

Безусловную важность для оценки кадрового потенциала учреждений социального обслуживания имеет анализ количества и доли специалистов среди всех работников учреждений. Несмотря на значительный рост численности специалистов и довольно противоречивую динамику численности лиц, работающих по договору, их доля в общей численности работников учреждений за анализируемый период в целом практически не изменилась. Так, доля специалистов колебалась в пределах 50% и составила в 2005 г. 43,6 %.

На динамику доли специалистов среди всех работников учреждений социального обслуживания может влиять и изменение структуры этих учреждений, так как доля специалистов существенно различается в зависимости от вида учреждений. Для проверки этой гипотезы можно использовать систему индексов:

Jdспец - индекс доли специалистов в общей численности работников учреждений;

J спец - индекс, показывающий изменение доли специалистов за счет изменения средней списочной численности специалистов в i-х учреждениях социального обслуживания;

Jссч - индекс, показывающий изменение доли специалистов за счет изменения средней списочной численности всех работников в i-х учреждениях социального обслуживания;

Jучр - индекс, показывающий изменение доли специалистов за счет изменения количества и структуры учреждений социального обслуживания;

загрузка...