Delist.ru

Методология статистического исследования развития системы социального обслуживания семьи и детей (02.10.2007)

Автор: Кучмаева Оксана Викторовна

- Всероссийской научно-практической конференции «Семья и дети в современной России», Москва, 2006 г.;

- Всероссийской научно-практической конференции Байкальские экономические чтения, Улан-Удэ, 2006 г.2006 г.;

- Всероссийской научно-практической конференции «Молодая семья - настоящее и будущее России», Улан-Удэ, 2007 г.

Публикации. Результаты исследования опубликованы в 75 научных работах общим объемом 133,43 п.л. (авторских 79,4 п.л.), в том числе в трех монографиях объемом 29,75 п.л. и 12 .учебных пособиях общим объемом 72,43 п.л. (авторских 44,05 п.л.).

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, шести глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 204 наименования, и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи, объект и предмет, теоретическая и методологическая основа исследования, определены научная новизна и практическая значимость результатов исследования.

В первой главе «Концептуальные основы статистики социального обслуживания как отрасли статистической науки и практики» раскрыты актуальные задачи и обоснованы методологические подходы к проведению статистического анализа деятельности учреждений в сфере социального обслуживания, обоснована необходимость выделения статистики социального обслуживания как отдельной отрасли социальной статистики, выявлены проблемы формирования информационной базы и системы показателей статистического анализа социального обслуживания семьи и детей, проведена оценка степени достоверности и полноты информационной базы исследования деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Социальное обслуживание включает в себя деятельность специализированных служб по социальной поддержке, оказанию социальных услуг и материальной помощи, проведению адаптации и реабилитации граждан (в том числе несовершеннолетних) и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Усложнение системы социального обслуживания семьи и детей требует создания соответствующей системы статистического учета и анализа населения, пользующегося услугами учреждений социального обслуживания, кадров учреждений, оказывающих квалифицированные социальные услуги и их материально-технической базы. Масштабы и значимость социального обслуживания предопределили необходимость выделения такой отрасли социальной статистики, как статистика социального обслуживания. Схематично место учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе социальной статистики определено на рис. 1.

Рис. 1. Место учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе социальной статистики

Комплексность исследований в сфере социального обслуживанияКомплексность исследований в сфере социального обслуживания обусловлена охватом трех взаимосвязанных сегментов: массив клиентов социальных служб; инфраструктура учреждений социального обслуживания, классифицируемых по типам; номенклатура социальных услуг, делящихся по шести видам: экономические, медицинские, правовые, психологические, педагогические и бытовые.

Статистическая информация о деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей представляет собой совокупность сведений социального и экономического характера, на основании которых осуществляется учет, планирование, анализ и управление деятельностью системой этих учреждений в целом. Для проведения анализа необходимо создание комплексного массива информации, характеризующего все стороны деятельности этих учреждений. Статистика социального обслуживания основывается, прежде всего, на данных статистической отчетности (государственной и ведомственной) и специальных выборочных исследований, а так же данных оперативного и бухгалтерского учета. Для расчета ряда показателей используются данные переписей и микропереписей населения.

Статистическое исследование развития социального обслуживания в нашей стране в настоящее время сопряжено с проблемой ограниченности информационной базы. Совершенствование статистической отчетности учреждений социального обслуживания семьи и детей должно идти по пути обеспечения контроля и оценки объема социальной поддержки, предоставляемой различным категориям населения, выявления потребностей в формах социальной помощи и ее достаточности. Представляется необходимым предпринять следующие шаги в направлении совершенствования статистической отчетности учреждений социального обслуживания семьи и детей: охват всех видов учреждений вне зависимости от ведомственной принадлежности и формы собственности; учет технического состояния учреждений, их материально-технической базы и затрат на функционирование; а так же квалификации кадров работников; определение объема и структуры платных социальных услуг; обеспечение сопоставимости показателей, характеризующих социальные службы, оказывающие услуги различным категориям населения (семье, детям, пожилым гражданам, инвалидам и др.).

Необходимость объективной оценки всех сторон функционирования системы социального обслуживания обуславливает потребность в разработке комплексной системы показателей деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей. Эти показатели призваны отразить состояние, развитие и эффективность социального обслуживания на различных уровнях, во времени и в пространстве. Предлагаемая система показателей статистики социального обслуживания семьи и детей (рис. 2) позволяет охватить все наиболее важные направления развития учреждений социального обслуживания семьи и детей, эффективность их деятельности, отразить место и роль в социальной политике общества.

Важное место в методологии статистического исследования системы учреждений социального обслуживания семьи и детей занимает определение их места в системе статистических классификаторов. Это позволяет определить позицию учреждений в системе государственной статистики, которая строится на основе комплекса статистических стандартов, регламентирующих процессы сбора, обработки и представления статистических данных. Наиболее полно учреждения социального обслуживания семьи и детей представлены в ОКВЭД. В остальных классификаторах информация об учреждениях и предоставляемых ими услугах представлена фрагментарно, при этом, в основном, упор делается на оказание медицинской помощи. В настоящее время необходимо скорректировать формы статистической отчетности с учетом ОКВЭД, а так же увязать позиции классификаторов с действующим законодательством в социальной сфере, стандартами социального обслуживания семьи и детей, касающихся видов оказанных услуг.

Рис. 2. Система показателей статистики социального обслуживания семьи и детей

Во второй главе «Методологические подходы к статистическому анализу системы учреждений социального обслуживания семьи и детей» проведен статистический анализ особенностей развития системы социального обслуживания семьи и детей в РФ, финансовой деятельности и материальной обеспеченности учреждений социального обслуживания, разработаны методические подходы к оценке региональной дифференциации сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, построена модель зависимости числа учреждений социального обслуживания семьи и детей от ряда социально-экономических факторов.

Осуществление радикальных экономических реформ в современной России и реализация адекватной социальной политики потребовали применения новых социальных технологий, в том числе создания системы социального обслуживания населения. Анализируя тенденции развития социального обслуживания семьи и детей в последние годы, в качестве одной из позитивных и наиболее устойчивых следует назвать динамичный рост числа социальных служб, большую приближенность к запросам и потребностям различных социально-демографических групп населения, значительную региональную специфику, расширение спектра оказываемых услуг. К началу 2006 года количество учреждений социального обслуживания семьи и детей в Российской Федерации достигло 3344, увеличившись почти в 3,2 раза по сравнению с 1995 годом и на 9,2% за последние 3 года. Вместе с тем нельзя не отметить явное замедление темпов роста числа учреждений как в целом по России, так и в ряде субъектов РФ. Структура учреждений социального обслуживания семьи и детей представлена на рис. 3.

Рис. 3. Структура учреждений социального обслуживания семьи и детей в РФ, 2005 г., %

Первенство в структуре учреждений в настоящее время принадлежит социально-реабилитационным центрам для несовершеннолетних (21% в 2005г.). Второе место занимают центры социальной помощи семье и детям (17%). На третье место в 2005г. вышли социальные приюты для детей и подростков (15%) и комплексные центры по обслуживанию семьи и детей (15%).

Важным аспектом статистического анализа материально-технической базы учреждений социального обслуживания семьи и детей выступает разработка методологии анализа финансирования деятельности социальных служб.

Важным аспектом статистического анализа материально-технической базы учреждений социального обслуживания семьи и детей выступает разработка методологии анализа финансирования деятельности социальных служб. Исходя из потребностей аналитического обеспечения деятельности по финансированию учреждений социального обслуживания, контроля расходов и оценке их эффективности, мы можем говорить о следующих направлениях статистического исследования финансирования деятельности: анализ структуры расходов на содержание учреждения социального обслуживания в разрезе видов учреждений, источников финансирования и статей расходов; исследование абсолютных и относительных показателей динамики финансирования; анализ финансирования деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей в рамках реализации целевых программ и влияние реализации программ на развитие сети учреждений; определение региональной дифференциации объемов и структуры финансирования, а также факторов, влияющих на объем финансирования.

Объем финансирования в расчете на 1 учреждение за счет реализации программы «Социальное обслуживание» увеличился за период 1998-2002 гг. с 2496 рублей в 1998 г и 6429 рублей в 1999 г. до 30977 рублей в 2002 г. Величина показателя «объем финансирования в расчете на 1 клиента» составила соответственно 1,22 рубля, 2,34 рубля и 9,85 рубля. Представленные расчеты свидетельствуют о недостаточности финансирования сферы социального обслуживания, хотя темп роста объема финансирования в расчете на 1 учреждение за период 1999-2002 гг. составил 4,8 раза, объема финансирования в расчете на 1 клиента – 4,2 раза. Сравнение этих показателей позволяет утверждать, что увеличение финансирования несколько в большей степени коснулось улучшения положения учреждений, чем затрат на обслуживание клиентов. К сожалению, в настоящее время целевая программа «Социальное обслуживание» не реализуется, что негативным образом сказывается как на развитии сети учреждений, так и на возможностях статистического анализа показателей объемов финансирования.

Безусловно, важным показателем в оценке финансовых параметров деятельности выступает показатель себестоимости. Имеющиеся данные не позволяют дифференцированно оценить финансовые затраты на услуги различного вида, так как есть только сведения об общем объеме бюджетного финансирования. В настоящее время отсутствует какой-либо количественный показатель, который характеризовал бы гарантии в сфере предоставления социальных льгот. Это делает практически невозможным реальный обсчет расходов на финансирование деятельности учреждений социального обслуживания.

Несмотря на динамичное развитие сети учреждений социального обслуживания характерной чертой состояния российской системы социальных служб выступает значительная региональная дифференциация. При анализе региональной дифференциации сети учреждений важной задачей выступает отбор показателей, позволяющих дать объективную и достоверную картину распространенности сети учреждений в регионах. Анализируемые показатели должны давать возможность количественно оценить распространенность сети учреждений и быть доступны в режиме мониторинга, что позволит принимать оперативные управленческие решения на основе результатов проведенного анализа.

В ходе исследования выявлены типологические группы регионов по обеспеченности учреждениями и кадрами социальных служб. Исходя из уровня показателя, характеризующего ситуацию в конкретном регионе, а так же сравнения его со среднероссийским уровнем, можно предложить шкалы для оценки показателей, характеризующих распространенность сети учреждений. В частности, для обеспеченности населения учреждениями социального обслуживания предложена следующая шкала (табл. 1). Аналогичные группировки проведены по таким показателям, как количество работников учреждений в расчете на 100 000 населения, количество работников на 1 учреждение, темпы роста числа учреждений.

Таблица 1.

Группировка регионов РФ по обеспеченности населения учреждениями социального обслуживания семьи и детей в 2005 г.

Число учреждений

в расчете на 1000000. населения Количество регионов Оценка уровня

0,24-5,00 6 Очень низкий

5,01-10,00 5 Низкий

10,01-20,00 26 Средний

20,01-40,00 32 Выше среднего

40,01-60,00 10 Высокий

60,01 и выше 9 Очень высокий

Анализ полученных группировок показывает, что в 2005 г. распространенность учреждений социального обслуживания во многих регионах была, к сожалению, ниже общероссийского. Так, в 2005 г. в 39 регионах ниже, чем в целом по России, обеспеченность населения учреждениями социального обслуживания семьи и детей (среднероссийский уровень показателя – 22,9 учреждение на 1 млн. населения). В 44 регионах число работников учреждений социального обслуживания семьи и детей по отношению к численности населения региона меньше, чем в среднем по России (96,0 работников на 100 тыс. населения), в 58 - обеспеченность учреждений социального обслуживания семьи и детей работниками (42,4 работника на 1 учреждение). Пока лишь в 19 российских территориях обеспеченность населения учреждениями социального обслуживания семьи и детей можно охарактеризовать как «высокую» и «очень высокую». Это же относится к 54 регионам в контексте наличия работников учреждений социального обслуживания семьи и детей в расчете на 100 тыс. населения и к 32, когда речь идет о количестве работников, приходящихся на 1 учреждение.

Применение методов многомерной классификации позволяет оценить особенности регионального развития систем социального обслуживания, выявить однородные типологические группы регионов со схожими моделями функционирования социальных служб, наиболее эффективные модели деятельности, опыт которых можно рекомендовать для распространения, оценить динамику происходящих изменений. В рамках диссертационного исследования многомерная классификация проводилась по 73 регионам России. Аномальными наблюдениями в 2005 г. явились Еврейский автономный округ, Корякский автономный округ, Республика Ингушетия, Курская область вследствие отсутствия данных для расчета ряда параметров. В Ненецком автономном округе, г. С.-Петербурге, Республике Мордовии, ХМАО, Алтайском крае значения ряда показателей значимо превосходят значения для других регионов (в частности, численность обслуженных лиц в расчете на 1 отделение). Классификация проводилась с помощью иерархических агломеративных процедур кластерного анализа на основе методом Уорда с использованием Евклидовой метрики по шести показателям:

х1 - доля учреждений, имеющих стационарные отделения, %;

загрузка...