Delist.ru

Материальная культура и быт средневекового населения Пермского Предуралья (02.10.2007)

Автор: Крыласова Наталья Борисовна

Крыласова Наталья Борисовна

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И БЫТ СРЕДНЕВЕКОВОГО НАСЕЛЕНИЯ ПЕРМСКОГО ПРЕДУРАЛЬЯ

07.00.06 – археология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Санкт-Петербург

Работа выполнена в Институте истории материальной культуры РАН.

Официальные оппоненты:

Белорыбкин Геннадий Николаевич, д.и.н., профессор, зав. кафедрой Истории древнего мира, средних веков и археологии исторического факультета Пензенского государственного педагогического университета им.В.Г.Белинского.

Никитина Татьяна Багишевна, д.и.н., зам. директора Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории при Правительстве республики Марий Эл.

Савинов Дмитрий Глебович, д.и.н., профессор кафедры археологии исторического факультета С-Петербургского Государственного университета.

Ведущая организация: Институт археологии РАН

Защита состоится «___»________200 г. в 14 часов на заседании Диссертационного Совета Д.002.052.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте истории материальной культуры РАН по адресу: Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории материальной культуры.

Автореферат разослан «__» _____________ 200 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

канд.ист.наук П.Е.Нехорошев

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Первостепенной потребностью людей во все времена является обеспечение своей жизнедеятельности. Конечно, деятельность людей не ограничивается только удовлетворением этих первостепенных жизненных потребностей, но жизнедеятельность является непременным условием любой другой человеческой деятельности. Материальная культура жизнеобеспечения включает в себя, в первую очередь, пищу, жилища и одежду. Эти три основных компонента вместе с их составляющими (утварью, мебелью, предметами гигиены, разного рода амулетами и пр.) образуют бытовое вещное пространство, в котором протекает повседневная жизнь человека.

По разным объективным и субъективным причинам культура быта мало привлекала внимание исследователей. Вместе с тем, в ней находят отражение и особенности хозяйственно-производственной деятельности, и нормы социальной организации, художественно-эстетические воззрения, этические и идеологические представления, психологические особенности, традиции и стереотипы древнего населения, и многое другое. Поэтому изучение системы быта и отдельных категорий бытовых предметов представляется весьма актуальным.

В качестве объекта исследования выступают конкретные археологические объекты: остатки животной и растительной пищи, жилищ, очагов и хозяйственных ям, комплексы погребений, содержащие совокупности элементов костюма, и, наконец, набор разнообразных предметов, использовавшихся в быту средневекового населения Пермского Предуралья. Отметим, что в ходе исследования внимание уделялось не только морфологическому анализу предметов быта, но и особенностям их использования, их символическому значению, месту в общей системе бытового уклада. Таким образом, анализ археологических материалов проводился с позиции этнографического изучения культуры повседневности,

что выводит исследование за рамки чисто археологического, подавая ему комплексный археолого-этнографический характер.

Предметом исследования является материальная культура повседневности (культура быта, культура жизнеобеспечения).

Территориальные рамки исследования охватывают Пермское Предуралье, где в период средневековья существовали ломоватовская, а затем родановская археологические культуры. В археологической литературе для обозначения данной территории традиционно используется термин «Верхнее Прикамье», что с точки зрения физической географии неверно, поскольку Верхнее Прикамье включает лишь земли бассейна верховьев р. Камы от истоков до впадения в нее р. Вишеры, а территории рассматриваемых культуры простираются гораздо дальше к югу.

Значительное природное разнообразие, возникшее в результате взаимодействия региональных особенностей климата, геологического строения, рельефа и растительного покрова, еще с глубокой древности делало Пермское Предуралье привлекательным для человека экологическим районом. Здесь существовала достаточно благоприятная для обитания и хозяйствования культурно-природная среда, сочетающая как возможности для обеспечения относительно высокого уровня жизни, так и прочные культурные и экономические традиции населения.

Хронологические рамки исследования включают весь период средневековья с V по XV век. Хотя следует оговориться, что основная масса привлеченных в качестве источников материалов укладывается в период VII–XIII веков. Это объясняется тем, что в V–VI вв. произошел приток инородного населения на территорию Пермского Предуралья. Облик материальной культуры жизнеобеспечения в этот период имел весьма размытые черты, устойчивые традиции организации быта еще не выработались. И лишь к VII в. формируется традиционная бытовая культура с яркими характерными чертами, свойственными средневековому населению

данной территории. Период же с XIV по XV вв. остается пока очень слабо изученным в силу того, что памятников этого времени известно крайне мало. Как показывают письменные источники, к моменту прихода русских территория была очень слабо заселена, т.о., можно предполагать, что в результате каких-то процессов в XIII–XIV вв. Пермское Предуралье в значительной степени обезлюдело.

На протяжении исследуемого периода в Пермском Предуралье выделяется две археологические культуры: ломоватовская (V–IX вв.) и родановская (IX–XV вв.). Новые материалы исследований средневековых памятников, полученные во время раскопок Камской археолого-этнографической экспедиции Пермского государственного педагогического университета (КАЭЭ ПГПУ) и Пермского филиала Института истории и археологии УрО РАН, все более убедительно свидетельствуют о нецелесообразности проведения границы между двумя основными средневековыми культурами в IX веке. Вероятно, эта граница должна быть перенесена на рубеж XI–XII веков, когда действительно происходят коренные перемены в хозяйстве, культуре и социальных отношениях населения Пермского Предуралья (происходит переход к пашенному земледелию, распространяется профессиональное ремесло, ориентированное на рынок, уменьшаются размеры жилищ, появляются новые формы посуды, горизонтальный ткацкий станок и множество иных новшеств). С одной стороны, эти изменения могли быть результатом естественных эволюционных процессов, возникновения крупных городищ (протогородов), где начала формироваться культура нового городского облика, но, с другой стороны, множество фактов свидетельствуют и о притоке в этот период переселенцев с запада, которые могли оказать существенное влияние на изменение культурных традиций.

Цель исследования: исследование специфики организации быта у средневекового населения Пермского Предуралья.

Задачи исследования: 1) обобщение материалов по основным компонентам культуры жизнеобеспечения (пища, жилище, костюм, предметы гигиены, детские игрушки как отражение бытовой действительности);

2) выделение и детальный анализ отдельных категорий бытовых предметов;

3) определение функционального назначения бытовых вещей (включая иррациональное использование);

4) датировка и выяснение особенностей эволюции элементов бытовой культуры;

5) выявление проявлений в разных сторонах быта этнического взаимодействия с родственными культурами финно-угров и Северной Русью;

6) выяснение специфики бытового уклада, свойственного жителям Пермского Предуралья.

Источниками для проведения исследования послужили преимущественно археологические материалы. Среди них основными являются материалы археологических коллекций, хранящихся в фондах кабинета археологии Пермского государственного университета (ПГУ); Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья Пермского государственного педагогического университета (МАЭ ПГПУ); музеев Пермского края: Пермском областном краеведческом музее (ПОКМ, с марта 2007 г. – Пермский краевой музей – ПКМ), Коми-пермяцком окружном краеведческом музее им. П.И. Субботина-Пермяка (КПОКМ), Чердынском краеведческом музее (ЧКМ), Березниковском художественно-историческом музее им. И.Ф. Коновалова (БХИМ), Соликамском краеведческом музее (СКМ), Ильинском краеведческом музее (ИКМ), Гайнском краеведческом музее, народном музее с. Майкор, школьном музее с. Рождественск; а также в фондах Свердловского краеведческого музея (СОКМ); Государственного Эрмитажа. Следует отметить, что многие вещи, хранящиеся в музеях,

происходят из бывших частных коллекций, собранных в XIX – начале XX вв., некоторые из них депаспортизированы, что создает определенные трудности при анализе материала. Тем не менее, для создания более полной картины всего разнообразия предметов быта, представленных в Пермском Предуралье, эти экземпляры также учитывались. Автор благодарит А.М. Белавина, Г.Т. Ленц, А.В. Данича, В.В. Мингалева, К.Г. Карачарова за предоставленную возможность использования неопубликованных материалов.

Часть источников было получено из публикаций в разного рода статьях, монографических исследованиях, каталогах. Привлечены материалы отчетов о раскопках средневековых памятников в Пермском Предуралье В.А. Оборина, В.Ф. Генинга, Р.Д. Голдиной, Ю.А. Полякова, В.П. Бочкаревой, А.М. Белавина, Г.Т. Ленц, А.В. Данича, Н.Б. Крыласовой и др. (РА ИА РАН), записи из Дневника Теплоуховых (РА ИИМК РАН), материалы о раскопках в Пермской области М.В. Талицкого (ФА ИИМК РАН).

В процессе исследования были использованы материалы около девяти десятков памятников (поселений, могильников, святилищ, местонахождений). Наиболее информативными являются коллекции из памятников, изучавшихся в процессе раскопок последних 25 лет Камской археолого-этнографической экспедиции Пермского государственного педагогического университета (КАЭЭ ПГПУ). В их число входят результаты многолетних стационарных исследований Рождественского археологического комплекса в Карагайском районе (X–XIV вв.), городища Анюшкар в Ильинском районе (IX–XIII вв.), археологического комплекса Телячий Брод в Чусовском районе (VII–VIII, XII–XIV вв.), Огурдинского могильника в Усольском районе (к. X–XI вв.), Запосельского и Чашкинского II селищ в Соликамском районе (VIII–XII вв.) и других. Ряд данных исследований проводился под непосредственным руководством автора работы.

загрузка...