Delist.ru

Теоретические и методологические основы обеспечения устойчивого регионального социально-экономического развития (на примере субъектов южного федерального округа) (02.10.2007)

Автор: Ярашева Азиза Викторовна

Существенное значение в экономике края имеет трубопроводный транспорт. В крае реализованы два крупных инвестиционных проекта общероссийского значения. Завершено строительство международного нефтепровода «Тенгиз – Новороссийск» проектной мощностью более 28 млн. тонн перекачки нефти в год. Вводится в эксплуатацию первый пусковой комплекс газопровода «Россия-Турция» («Голубой поток»), в рамках которого по дну Черного моря проложено 490 км труб, по суше – 370 км. В проект вложено 21 млрд. рублей инвестиций, мощность газопровода составляет 16 млрд. кубических метров газа.

Автомобильным транспортом всех отраслей экономики в 2006 г. перевезено 85,4 млн. тонн грузов, что на 6,2% ниже уровня предыдущего года. Снижение объемов грузовой работы вызвано сокращением количества используемого подвижного состава в связи с изношенностью, низким спроса на грузовые перевозки автотранспортом из-за несоответствия его структуры потребностям грузоотправителей, жесткой конкуренцией на рынке транспортных услуг. При этом грузооборот составил 3621 млн. тонно-км и увеличился на 19,4% за счет роста дальности перевозок грузов.

Для улучшения ситуации в отрасли разработана концепция развития автогрузовой отрасли , в которой предусмотрено:

создание в крае транспортной электронной биржи коммерческих заказов на перевозки и транспортные услуги;

формирование на базе действующих автотранспортных предприятий сети автостоянок, предоставления аварийно-технических услуг и централизованной загрузки местного и иногороднего грузового автомобильного транспорта;

проведение мониторинга грузов, перемещаемых по территории региона.

Объем перевозок пассажиров и пассажирооборот автомобильного транспорта в 2005 г. сложились ниже уровня 2004 г., соответственно, на 13,9% и 3,2% и составили 268,6 млн. человек и 3159,5 млн. пасс-км. Уменьшение объемов перевозок пассажиров вызвано введением в действие Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и Закона Краснодарского края от 15 декабря № 808-КЗ о монетизации льгот. Отмена натуральных льгот и введение оплаты за проезд для льготных категорий пассажиров снизили подвижность этой категории населения, что привело к ухудшению финансовых результатов организаций, ведущих городские и пригородные автомобильные перевозки. Однако их социальная значимость не позволяет сократить количество рейсов и маршрутов с целью снижения затрат, установленный уровень тарифов на них ниже себестоимости. Возникающая при этом межтарифная разница не всегда своевременно компенсируется муниципальными бюджетами. Одновременно с этим происходит рост затрат на горюче-смазочные материалы в связи с увеличением их стоимости. Результат: нерентабельная деятельность пассажирских автотранспортных предприятий, отсутствует возможность обновления их подвижного состава, изношенность которого составляет не менее 80%.

С учетом интеграции России в мировую транспортную систему транспортный комплекс Краснодарского края должен стать важным ее звеном. Вместе с тем существующий уровень развития транспортной инфраструктуры не соответствует современным требованиям. Важнейшим недостатком является высокий износ основных производственных фондов. Значительная их часть эксплуатируется за пределами нормативного срока службы. Вследствие этого существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта, растут транспортные издержки народного хозяйства. Доля убыточных организаций, предприятий в отрасли в 2006 г. составила 30,7%, сумма убытков этих предприятий – 122,3 млн. рублей.

Для роста транспортного потенциала края требуется:

реконструкция и расширение существующих перегрузочных мощностей, особенно в портах Новороссийска, Туапсе, Темрюка;

увеличение пропускной способности припортовых железнодорожных станций в городах Новороссийск, Туапсе, Ейск;

расширение локомотивного, вагонного и путевого хозяйств, в связи с возрастанием спроса на большегрузный транспорт (до 40 тонн);

обновление устаревшего малотоннажного парка грузовых автомобилей для увеличения объемов грузоперевозок автомобильным транспортом;

обеспечение подвижного состава современными автотранспортными средствами;

совершенствование налогового и таможенного законодательства Российской Федерации (в противном случае это вынуждает судовладельцев регистрировать транспортный флот под флагами иностранных государств, что приводит к потере налогооблагаемой базы края);

строительство в портах Новороссийск и Туапсе специализированных комплексов для переработки угля, удобрений, зерна, контейнерных грузов, жидких химических грузов в целях удовлетворения потребностей государства в перевозках внешнеторговых грузов и увеличения возможностей переключения потоков российских грузов с портов Украины на порты Краснодарского края;

увеличение пропускной способности припортовых железнодорожных станций, которые в настоящее время не соответствуют перерабатывающим мощностям морских портов;

реконструкция и строительство автомобильных дорог как федерального, так и регионального значения, переоснащение специализированных автотранспортных предприятий, так как износ подвижного состава грузового автотранспорта в крае составляет 80-85%).

Решающее значение для функционирования экономики, стабильности макро- и микроклимата и обеспечения устойчивого экономического роста в регионе имеет институциональная структура финансовой системы и регулирование денежных потоков между ее различными институтами. После реформ, осуществивших переход к рыночному хозяйству предприятия и коммерческие организации оказались в качественно новом экономическом положении, которое определяется следующими условиями:

во-первых, предприятия получили институциональную самостоятельность в поведении на рынке, к которой они не были готовы;

во-вторых, они оказались неподготовленными к новым условиям рыночного ценообразования;

в-третьих, в результате перехода к рыночным отношениям возникла сильная дифференциация в уровне доходности конкретных предприятий;

в-четвертых, финансовый менеджмент на подавляющем большинстве предприятий оказался неподготовленным к новым условиям хозяйствования и ориентации на рынке.

Доля убыточных предприятий в ЮФО устойчиво держится в среднем на отметке около 50%. С проблемой убыточности предприятий и организаций непосредственно связана проблема ликвидности их финансов. Резко возросла кредиторская задолженность, сумма которой находится в весьма сильной зависимости от масштабов экономического развития региона и, прежде всего от уровня развития промышленного производства и валового регионального продукта.

Оздоровление финансов предприятий изучаемого региона требует принятия решительных мер по активизации инвестиционных устремлений, которые должны составить основу финансовой региональной политики. В целом объем инвестиций в основной капитал в Краснодарском крае постоянно растет с 1998 г.

Таблица 6

Объем инвестиций в основной капитал

(млн. руб.)

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Краснодарский край 12090 26243 54734 63395 74655 70426 88649.2 109978.8

Однако финансово-хозяйственная деятельность в крае требует оздоровления. В мобилизации инвестиционной активности предприятий большую роль может сыграть изменение экономического менталитета, экономического поведения руководства предприятий и их объединений. Речь идет о переходе с производственного на маркетинговый, рыночный подход. На условиях свободной конкуренции необходимо провести следующие мероприятия:

создать маркетинговые службы, изучающие конъюнктуру и перспективы рынка, научиться планировать ликвидность и т.п.;

разработать систему мер по более полному привлечению предприятиями кредитных ресурсов на техническое перевооружение предприятий и организацию выпуска продукции, способной конкурировать с лучшими мировыми фирмами, включающую механизмы и условия кредитования - под залог имущества предприятия, под залог нематериальных активов и акций, под залог земельных участков;

в целях пополнения бюджета увеличть собираемость налогов и других платежей в бюджет;

в целях становления и развития производства на новых предприятиях ввести ряд налоговых льгот; принять законодательные акты, определяющие принципиальную политику в области местных налогов, устанавливаемых органами власти субъектов и местного самоуправления;

с целью совершенствования взаимодействия федерального и региональных бюджетов в региональном бюджете увеличивать ту часть, которая остается у региональных органов власти, соответственно расширяя их функции в экономической и социальной сферах;

в целях стимулирования рационального использования природных богатств необходимо совершенствовать систему платежей за использование природных ресурсов;

активизировать образование государственных целевых бюджетных фондов: дорожного фонда, экологического фонда, фонда безопасности движения и охраны окружающей среды;

в использовании бюджетных средств необходимо обратить особое внимание на эффективность их применения и контроль за адресным их поступлением к получателю в установленные сроки с использованием строго по назначению. Эффективному использованию бюджетных средств будет способствовать их концентрация по приоритетам.

В этой связи необходимо:

загрузка...