Delist.ru

Теоретические и методологические основы обеспечения устойчивого регионального социально-экономического развития (на примере субъектов южного федерального округа) (02.10.2007)

Автор: Ярашева Азиза Викторовна

Ставропольский край 5755,1 103,1

Астраханская область 3354,7 100,9

Волгоградская область 8808,5 117,8

Ростовская область 15685,2 123,6

Наиболее высокие темпы ввода жилья достигнуты в городах: Анапа, Горячий Ключ, Краснодар, Тихорецк, в районах: Кавказском, Калининском, Славянском, Ленинградском, Щербиновском. По состоянию на 1 января 2006 г. средняя фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади жилых домов (типовые квартиры, первичный рынок) сложилась на уровне 17,9 тыс. рублей или почти на 36 %, чем в 2004 г.

Таблица 5

Ввод в действие зданий жилого и нежилого назначения

(в I полугодии 2006 года) .

Количество зданий, единиц Общий строительный объем зданий, тыс.м3 Общая площадь зданий,

тыс. м3

Российская Федерация 56775 83256,6 21229,3

Южный федеральный округ 12861 12285,8 3288,5

Республика Адыгея 102 40,2 14,0

Республика Дагестан 1247 461,5 271,6

Республика Ингушетия 136 39,5 12,2

Кабардино-Балкарская Республика 545 363,4 106,0

Республика Калмыкия 116 71,4 17,8

Карачаево-Черкесская Республика 154 100,2 26,3

Республика Северная Осетия-Алания 236 315,3 65,8

Чеченская Республика - - -

Краснодарский край 4322 4361,5 1102,0

Ставропольский край 1522 1823,3 481,3

Астраханская область 667 657,7 180,1

Волгоградская область 559 741,2 182,4

Ростовская область 3255 3310,6 829,0

В строительном комплексе Краснодарского края за последние годы, несмотря на значительное улучшение в целом показателей работы, остаются важные нерешенные проблемы. Для их преодоления предложено:

перейти на новую сметно-нормативную базу;

ввести единую систему государственного заказчика в крае;

повысить эффективность работы муниципальных служб заказчика;

обновить кадры, в том числе устранить недостаток квалифицированных рабочих строительных специальностей;

принять генеральные планы поселений в городах и районах края (такие имеются только в Краснодаре, Новороссийске и Геленджике), отвечающие современным требованиям, что позволит разработать градостроительную документацию по застройке территорий, прекратить хаотичную застройку поселений и сократить сроки выделения земельных участков на строительство объектов;

принять государственный градостроительный кадастр Краснодарского края, из-за отсутствия которого не сформирована информационная база данных для осуществления градостроительной деятельности.

Важнейшей составляющей производственной инфраструктуры Краснодарского края является транспортный комплекс. На его долю приходится 17% валового регионального продукта и 13% налоговых поступлений во все уровни бюджета. Краснодарский край занимает 31-е место по России (322 км на 1000 км 2) по густоте автодорог общего пользования с твердым покрытием и 10-е место (27,5 км на 1000 км 2) по густоте железнодорожных путей общего пользования. Эти характеристики не меняются уже на протяжении последних 18 лет.

Основными составляющими транспортного комплекса края можно назвать морские порты, обеспечивающие прямой выход через Азовское и Черное моря на международные внешнеторговые пути, перерабатывающие до 40% внешнеторговых российских и транзитных грузов морских портов России, обслуживающие около трети российского нефтяного экспорта. В исследуемом регионе функционируют восемь портов, перерабатывающих в год более 100 млн. тонн грузов, в том числе около 80 млн. тонн наливных грузов. К числу ведущих портов и портовых комплексов относятся крупнейший в России порт Новороссийск и глубоководный порт Туапсе. Порты Кавказ, Темрюк и Ейск принимают и обрабатывают суда смешанного типа плавания «река – море» и морские суда грузоподъемностью до 5 тыс. тонн. Порт Кавказ специализируется на обслуживании паромной переправы, обеспечивающей перевозки пассажиров и автотранспорта на линии Крым-Кавказ, а также осуществляет перевалку светлых нефтепродуктов. Порты Сочи, Анапа, Геленджик специализированы на обеспечении пассажирских перевозок, обслуживании туристов и переработке небольших объемов генеральных грузов. Так, в 2006 г. морским флотом перевезено 1480,8 тыс. тонн грузов, что составляет 145,7% к уровню 20045 г., грузооборот выполнен в объеме 5,2 млрд. тонно-км или на 13% ниже, чем в 2005 г. Динамика пассажирских перевозок отрицательна: перевозка пассажиров и пассажирооборот снижены, соответственно, на 9,7% и 10,9%. Это вызвано падением спроса отдыхающих на прибрежные морские прогулки из-за значительного износа прогулочных судов.

В морских портах края в 2006 г. переработано 147 млн. тонн внешнеторговых грузов, прирост к уровню 2005 г. составил 10,4%, в том числе объем перевалки наливных грузов составил 107,1 млн. тонн (прирост – 4,9%), сухих грузов – 39,9 млн. тонн (прирост составил 28,7%).

Краснодарский край также и крупный железнодорожный центр Юга России. Эксплуатационная длина железных дорог на его территории составляет более 2,2 тыс. км, и более половины из них электрифицированы. По территории края проходят важнейшие железнодорожные маршруты федерального значения, которые ориентированы в сторону курортов Черного и Азовского морей и морских международных портов края. В номенклатуре перевозимых грузов преобладают нефть, нефтепродукты, лес, лесоматериалы, зерно, сахар, строительные грузы, оборудование. Объем отправления грузов в 2006 г. составил 27,7 млн. тонн, что более чем на четверть выше уровня 2005 г. В 1,6 раза увеличились объемы погрузки нефти и нефтепродуктов, хлебных грузов, на 12 % – строительных грузов. Грузооборот вырос на 11% и достиг 27,5 млрд. тонно-км. Рост объемов выгрузки нефти и нефтепродуктов составил 17,7%, строительных грузов – 6%, лесных – 14,7%, черных металлов – 15,7%, хлебных грузов – 2,6 раза. С железнодорожных станций края отправлено 16,7 млн. пассажиров, что на 14,9 % выше уровня 2005 г. Пассажирооборот составил 5,3 млрд. пасс-км, прирост – 17%.

Воздушный транспорт в Краснодарском крае представлен тремя международными аэропортами федерального значения (Краснодар, Сочи, Анапа), которые обеспечивают пассажирские и грузовые перевозки и способны принимать современные типы самолетов. Суммарная пропускная способность аэропортов составляет 1650 пассажиров в час и 480 тонн груза в сутки. В крае имеется 130 посадочных площадок для выполнения авиационных работ. Деятельность воздушного транспорта характеризуется неудовлетворительной динамикой перевозки пассажиров. В 2006 г. собственным парком воздушных судов перевезено 528,4 тыс. пассажиров (98,1% к уровню 2005 г.), пассажирооборот составил 794,9 млн. пасс-км (97,2%). Основными причинами уменьшения объемов перевозок стали:

снижение спроса населения на пассажирские перевозки, вызванное ростом тарифов, что в свою очередь связано с увеличением цен на авиатопливо (с августа стоимость авиационного керосина выросла более чем в 1,5 раза);

сокращение количества эксплуатируемых воздушных судов (2 воздушных судна Як-42 ОАО «Авиационные линии Кубани» не эксплуатировались с января по сентябрь в связи с ремонтом);

прекращение полетов с мая 2005 г. авиакомпанией «Черномор-Авиа» в связи со сменой собственника и последующей ликвидацией компании.

загрузка...