Delist.ru

Теоретические и методологические основы обеспечения устойчивого регионального социально-экономического развития (на примере субъектов южного федерального округа) (02.10.2007)

Автор: Ярашева Азиза Викторовна

Ставропольский край 1964,9 100,7 310 115,2 25,2 130,7 35,7 91,4 18,6 91,4

Астраханская область 28,7 102 - - - - 9,8 106,5 16,8 101

Волгоградская область 2027,8 101,2 738,1 113,6 0,4 в 3,5р. 41,9 100,1 25,2 98,3

Ростовская область 2526,4 100,6 1285,1 112,1 14,6 232,1 70,4 102,6 53,1 98,9

Источник: Агропромышленный комплекс Кубани. Стат. сб. Краснодар, 2006.

Агропромышленный комплекс Краснодарского края в существенной мере определяет состояние экономики региона, занятость населения и уровень его жизни. В рассматриваемой отрасли трудится около 25% всех занятых в крае (более чем 20 тыс. сельхозпредприятий), на долю которых приходится 16,5% валового регионального продукта. Хотя край имеет только 2% сельскохозяйственных угодий и 3% пахотных земель России, он производит свыше 100 различных видов сельскохозяйственных культур. В крае выращивается 9,7% российского зерна (в т.ч. 84% производства риса), 23% всего объема подсолнечного масла (1/3 российского растительного масла), 5,5% производства мяса, 34% – сахара, 14,6% – виноградного вина, которые являются сырьевой базой для пищевой промышленности, дающей более 45% общего объема промышленного производства края, то есть почти 1/2 ВРП. Основными производителями сельхозпродукции являются крупные коллективные хозяйства различных форм собственности, на долю которых приходится более 60 % объема валовой продукции сельского хозяйства. По валовой сельскохозяйственной продукции край занимает первое место в Российской Федерации. Специализация Краснодарского края в растениеводстве – зерновые культуры, среди которых преобладают озимая пшеница, рис и кукуруза. Край дает 27 % общероссийского производства консервов и большую часть крупы. Животноводство специализируется на молочно-мясном скотоводстве и свиноводстве.

Таблица 3

Объем производства в сельском хозяйстве

в январе-декабре 2006 и I половине 2007 года

(по всем сельхозпроизводителям)

Объем производства продукции сельского хозяйства, в действующих ценах, млн. руб. (оценка) Индекс сельскохозяйственного производства, в %

2006 I пол. 2007 2005 I пол. 2006

Республика Адыгея 4714,9 822,5 104,9 105,0

Республика Дагестан 29604,7 4915,5 105,8 108,2

Республика Ингушетия 2416,5 1041,3 100,3 105,5

Кабардино-Балкарская Республика 15318,9 3892,2 100,4 101,1

Республика Калмыкия 4929,5 1328,7 103,6 119,0

Карачаево-Черкесская Республика 8200,2 1752,7 102,5 113,9

Республика Северная Осетия-Алания 9631,5 1706,1 103,1 103,2

Чеченская Республика … … … …

Краснодарский край 116352,4 36315,6 103,5 104,7

Ставропольский край 52622,7 8118,3 100,1 109,6

Астраханская область 9521,7 1810,4 106,5 102,5

Волгоградская область 35557,1 5749,1 96,3 106,1

Ростовская область 67150,9 18243,2 100,6 106,9

Однако, несмотря на указанные результаты и потенциальные возможности, в крае имеются негативные тенденции, для преодоления которых в аграрном секторе исследуемого региона предлагается следующий комплекс мер:

постоянное наращивание инвестиций для обеспечения интенсивного развития производства, что требует усиления государственного регулирования в аграрной сфере, создания условий для гарантийной реализации произведенной продукции и сокращения потерь;

дальнейшее развитие орошаемого земледелия, для чего необходимы значительные капитальные вложения (производство риса и бахчевых культур);

своевременные поставки техники, так как нарушение графика выполнения агротехнических работ дестабилизирует процесс устойчивого развития сельского хозяйства;

введение государственного квотирования закупок зерна для региональных и федеральных нужд по гарантированным ценам;

авансирование закупок зерна в размере 50% стоимости закупаемой продукции с выдачей его до начала сева с обеспечением выделения сельхозпроизводителям льготных долгосрочных кредитов с уплатой по ним 4-5% годовых; введение практики беспроцентных кредитов на минеральные удобрения;

обеспечение (учитывая нарастающий диспаритет цен) для производителей зерна, компенсации затрат в части стоимости приобретаемых минеральных удобрений, средств защиты растений, горюче-смазочных материалов, сельскохозяйственной техники и электроэнергии;

принятие срочных мер по созданию биржи зерна, что способствовало бы развитию сельскохозяйственного продовольственного рынка и ликвидации сети посредников на пути продвижения сельскохозяйственной продукции к потребителю, что на практике приводит к росту затрат и, соответственно, цен;

создание службы страхования урожая сельскохозяйственных культур;

обеспечение государственной поддержки всех форм хозяйствования и собственности, не только крупных, но и средних и мелких хозяйств, в целях повышения их эффективности;

укрупнение мелких хозяйствующих субъектов и активизация создания добровольных союзов, ассоциаций и кооперативов по интересам.

Наряду с промышленностью и сельским хозяйством приоритетным направлением развития экономики Южного федерального округа является туристско-рекреационная сфера. Развитие этого сектора в интересах населения и при условии сохранения природной среды выступает не только как фактор, воздействующий на демографическое развитие. В связи с переходом России на рыночную систему отношений и международного разделения труда рекреационно-ориентированный сектор экономики может стать важным источником получения доходов, способом увеличения инвестиционной привлекательности конкретного региона. Таким образом, с одной стороны, развитие этого сектора способствует решению задач производственной и социальной инфраструктуры. С другой стороны, выступает серьезным фактором восстановления здоровья населения и преодоления негативной демографической ситуации.

Туристско-рекреационный комплекс Краснодарского края является одним из самых мощных в нашей стране. Регион занимает одно из лидирующих мест в обслуживании курортников – 23,2% потока всех отдыхающих россиян. Увеличение потока отдыхающих и туристов, прибывающих в Краснодарский край, за последние годы создал предпосылки для интенсивного развития санаторно-рекреационной и туристской сферы, адекватного использования материально-технической базы, обеспечения занятости, значительного увеличения поступлений в бюджет выручки от обслуживания рекреантов.

Диаграмма 2

Стратегической целью развития курортов является создание на территории края современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных рекреационных и туристических услугах. Достижение этой цели предполагается реализацией следующих приоритетных направлений: развитие туристического потенциала края; расширение лечебной составляющей курортов; создание соответствующей инфраструктуры на побережье; поддержка и развитие въездного, внутреннего и социального туризма; формирование современной маркетинговой стратегии продвижения курортно-туристического продукта на внутреннем и международном рынках; совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей правоотношения в курортном бизнесе, в том числе связанные с использованием индивидуальных домовладений для предпринимательской деятельности в сфере оказания санаторно-курортных услуг; совершенствование лицензирования санаторно-курортных организаций, сертификации и аттестации медицинских работников комплекса; внедрение международной системы сертификации услуг в области туризма, в том числе услуг, предоставляемых малыми средствами размещения (частные гостиницы).

загрузка...