Delist.ru

Теоретические и методологические основы обеспечения устойчивого регионального социально-экономического развития (на примере субъектов южного федерального округа) (02.10.2007)

Автор: Ярашева Азиза Викторовна

угрозой техногенных и экологических катастроф;

низким уровнем среднего денежного дохода на душу населения, объема промышленного производства на душу населения и рентабельности активов организаций промышленности.

В связи с этим, следует отметить крайнюю необходимость в рамках региональной политики проведения мероприятий для интенсивного промышленного развития .Промышленный комплекс края сформировался преимущественно под влиянием аграрной специализации. Среди отраслей промышленности по доле в объеме производимой продукции выделяются пищевая (винодельческая, мясная, рыбная и др.), на которую приходится 40% от общего объема промышленной продукции, легкая промышленность (шерстяная, хлопчатобумажная, швейная, кожевенно-меховая), машиностроение и металлообработка (приборостроение, станкостроение, инструментальная, сельскохозяйственное машиностроение и др.), нефтехимическая и деревообрабатывающая. Доля пищевой, топливной промышленности, энергетики, машиностроения и металлообработки, лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также промышленности строительных материалов в общем объеме промышленного производства края составляет 90,8%. Темпы роста промышленного производства региона за последние три года составили в среднем около 7 % . Рост был обеспечен в основном за счет обрабатывающих производств где отмечен высокий темп роста – 110%. Добыча полезных ископаемых составила 100,8 % от уровня 2004 г., а производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 95,4 %.

Диаграмма 1

Отдельные подотрасли пищевой промышленности (молочная, мясная, мукомольно-крупяная и другие) также определяют специализацию промышленного производства в силу значительных объемов продукции, вывозимой за пределы региона. Перед промышленностью края стоит трудная и ресурсоемкая задача коренного преобразования структуры в направлении снижения в важнейших макроэкономических показателях доли добывающих отраслей, повышения структурообразующей роли обрабатывающих отраслей, изменения на этой основе структуры экспорта-импорта в сторону преобладания высокотехнологичной продукции, расширения производства товаров конечного спроса посредством активной импортозамещающей политики.

Решение проблем развития промышленности края требует использования экономического механизма, адекватного конкретным условиям его социально-экономического развития. Процесс перехода экономики края к устойчивому развитию в современной ситуации существенно осложняется финансовыми проблемами. Необходимо также учитывать, что переход к экономическому росту в промышленности не может решить всех проблем перехода региона к устойчивому развитию. Существует также реальная опасность, что доминирование в структуре промышленности отраслей, представляющих первичную переработку, может сформировать относительно более низкий и, следовательно, экономически и экологически более уязвимый тип устойчивости.

В качестве базового приоритета индустриальной политики выступает эффективное использование естественных преимуществ округа и, в первую, очередь потенциала природных ресурсов. Запасы природных ресурсов, приграничное и приморское положение Краснодарского края как единственного региона страны, имеющего выход к Черному морю, должны служить базой для индустриальной политики.

В диссертационном исследовании предложены следующие принципы, на которых необходимо строить индустриальную политику Юга России:

Совершенствование государственного управления промышленностью макрорегиона за счет рационального сочетания индикативных методов и рыночного механизма.

Обновление основных производственных фондов.

Совершенствование организационно-правовых форм предприятий и производственного менеджмента.

Стимулирование инновационной деятельности и внедрение созданных в макрорегионе научно-технических разработок в промышленное производство (в частности в пищевой промышленности), создание условий для повышения конкурентоспособности продукции Юга России за счет внедрения международных стандартов.

Создание бизнес-планов инвестиционных проектов и перспективных планов как отдельных субъектов макрорегиона, так и крупных корпораций.

Подготовка квалифицированных специалистов (инженерно-управленческих и рабочих кадров).

Становление и развитие крупных корпоративных структур, обеспечивающих конкурентоспособность промышленной продукции.

Повышение роли федеральных и региональных органов власти в поддержке развития местной промышленности.

Создание и укрепление общественных объединений предпринимателей, налаживание механизма взаимодействия органов исполнительной власти с субъектами бизнеса.

Развитие межотраслевой кооперации.

Эффективность индустриальной политики связана с поиском вариантов оптимальной структуры промышленности, складывающейся из инвестиционных проектов, из приоритетов государства и других условий экономической среды. Они обусловливают реальные процессы в стране и в регионе, которые в конечном итоге приводят к тем или иным последствиям, оцениваемым системой критериев устойчивости (в частности уровень занятости населения).

В системе обеспечения устойчивого развития экономики Южного федерального округа важное место принадлежит аграрной сфере. Проблема устойчивости сельского хозяйства должна базироваться на ведении адаптивного растениеводства с учетом сортовых биологических особенностей растений специфичной для региона культуры земледелия. В животноводстве – это необходимость использования приспособленных к климатическим условиям пород скота. Быстроменяющаяся конъюнктура рынка ведет к недоиспользованию производственного потенциала, к снижению объемов производства для личных потребностей, к доминированию торговой политики крупных продовольственных монополий над проблемами продовольственной безопасности.

Обеспечение устойчивости предполагает государственное регулирование паритетности ценового обмена, усиление финансово-кредитного воздействия на ключевой момент устойчивости АПК – повышение плодородия почв, широкое использование интеграции крупных перерабатывающих предприятий области с сельскохозяйственными. Устойчивость предполагает систему приоритетов для концентрированного использования ограниченных инвестиций, а также для поддержки отечественного товаропроизводителя за счет льготного кредитования, формирования лизинговых фондов, совершенствования налогообложения, формирования кооперативных объединений, квотирования и др.

Таким образом, устойчивость применительно к аграрной сфере можно охарактеризовать, как способность отрасли противостоять отрицательному воздействию различных факторов, предотвращать резкие спады производства пользующейся спросом у потребителей продукции. Формирование устойчивого сельского хозяйства, обеспечивающего продовольственную безопасность региона, в растениеводстве должно базироваться на решении зерновой проблемы, в основном при всемерном государственном протекционизме, оказании реальной поддержки фермерским и личным подсобным хозяйствам. Устойчивость в животноводстве предполагает на основании укрепления кормовой базы стабилизацию производства мяса и молока на уровне, обеспечивающем как минимум нормативное потребление населением этих продуктов питания и ритмичную работу перерабатывающих производств.

Одним из наиболее приспособленным к развитию отраслей сельского хозяйства в Южном федеральном округе является Краснодарский край, располагающий плодородными черноземами, благодаря которым краевой агропромышленный комплекс стал крупнейшим производителем и поставщиком сельскохозяйственной и пищевой продукции. Кубань прочно занимает ведущее место в РФ по сравнению с другими ее субъектами по такому показателю как посевные площади основных выращиваемых культур.

Таблица 2

Посевные площади основных сельскохозяйственных культур

в хозяйствах всех категорий

(тысяч гектаров)

Субъект РФ Зерновые и зернобобовые культуры (включая кукурузу) Подсолнечник на зерно Сахарная свекла (фабричная) Картофель Овощи

2006г. в % к 2005г. 2006г. в % к 2005г. 2006г. в % к 2005г. 2006г. в % к 2005г. 2006г. в % к 2005г.

Российская Федерация 43,8 98,7 6,1 110,8 1 123,7 3 96,8 0,8 101,4

Южный федеральный округ 9361,4 99,8 3011,4 108,7 211,9 132,4 315,7 98,7 255,5 101,2

Республика Адыгея 87,5 97,6 52,1 109,3 0,1 в 3,8р. 5,9 103,2 6,7 104,1

Республика Дагестан 129,3 82,4 6,9 131,5 - - 23,5 100,2 37,2 99,8

Республика Ингушетия 29,9 75,6 6,3 67,5 0,3 51,4 3,8 87,4 1,2 112

Кабардино-Балкарская Республика 170,4 85,6 35,3 140,4 - - 13,4 108,9 16,3 99,3

Республика Калмыкия 190,1 97,4 30,7 97,4 0,8 - 0,9 111,2 1,4 102,2

Карачаево-Черкесская Республика 52,8 92 10,1 106,2 9,7 166,1 15,9 83,7 2,4 104,4

Республика Северная Осетия-Алания 89,4 90,9 5,2 108,9 - - 8 106 3,7 100,8

Чеченская Республика 105,2 96,3 1,1 43,5 1,7 97 4 100,4 8 93,5

Краснодарский край 1959,1 100,9 530,4 93,1 159 126,1 82,5 98,2 64,9 110

загрузка...