Delist.ru

Теоретические и методологические основы обеспечения устойчивого регионального социально-экономического развития (на примере субъектов южного федерального округа) (02.10.2007)

Автор: Ярашева Азиза Викторовна

внешнеэкономического регионального сотрудничества (К.А. Блохин, Э. В. Искренко, В.В. Кашицын, М.Е. Листопад, О.В. Фетисова и др.);

социально-экономических проблем Юга России (Г.Г. Вукович, Л.Н. Дробышевская, Н.П. Иванов, О.В. Иншаков, А.А. Кизим, Е.А. Корчагина, И.В. Митрофанова, Н.Н. Малашихина, Е.С. Николаева, Л.В. Попова, Х.М. Психомахов, С.В. Ратнер, И.В. Шевченко и др.).

В диссертации автор опирался на научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, работающих над комплексным решением проблем социально-экономического развития. Среди них работы Л.И. Абалкина, А.Г. Аганбегяна, С.Д. Валентея, С.Ю. Глазьева, Т.В. Грицюка, В.П. Горегляда, О.Г. Дмитриевой, В.В. Ивантера, Я.Я. Кайля, Б.Н. Кузыка, Д.С. Львова, В.И. Маевского, В.Л. Макарова, Н.А. Новицкого, Д.Е. Сорокина, Дж. Кейнса, А. Маршалла, Дж. Стиглица, Й. А. Шумпетера и др. В их работах на основе богатого фактического материала излагаются основные задачи и перспективы развития страны по пути становления рыночной экономики. Особое внимание уделяется таким фундаментальным проблемам, как стратегия социально-экономического развития, темпы экономического роста, его условия и факторы, активизация рыночных реформ и социальные преобразования и т.д.

Тем не менее, решение проблем обеспечения устойчивости развития экономики применительно к конкретному региону страны (Южному федеральному округу) требует разработки механизма обеспечения устойчивости, учитывающего экономический, инвестиционный и экологический потенциал исследуемой территории.

Цели и основные задачи исследования. Целью диссертации является разработка теоретических, методологических и практических социально-экономических проблем управления устойчивым развитием территории Южного федерального округа и его регионов как многоуровневой системы, обоснование приоритетов государственного регулирования с учетом всех форм собственности и форм хозяйствования. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

Проанализировать отечественный опыт реализации политики федерального центра по отношению к региону как стратегии территориального развития, а также региональных властей по отношению к своему субъекту.

Провести системный анализ и выявить тенденции развития отраслей и сфер экономики Южного федерального округа и его отдельных регионов, а также проанализировать потенциальные возможности его развития на краткосрочный и долгосрочный периоды.

Разработать стратегию развития и условия концентрации финансовых и научных ресурсов на узловых направлениях развития конкурентоспособных отраслей экономики.

Разработать концепцию управления устойчивым развитием экономики ЮФО, систематизировать показатели, характеризующие устойчивость на различных уровнях хозяйствования и возможные меры управляющих воздействий.

Определить основные направления решения проблем агропромышленного комплекса региона, обеспечения продовольственной безопасности не только в регионе, но и по стране в целом, по тем продуктам, по которым имеются все условия для наращивания собственного производства.

Выявить необходимость создания и функционирования особой экономической зоны рекреационного типа в Краснодарском крае и определить направления ее развития.

Дать конкретные предложения по дальнейшему формированию системы финансовых институтов, обеспечивающих финансовую устойчивость процесса развития региона.

Определить основные направления развития внешнеэкономического сотрудничества региона на основе развития международных транспортных коридоров;

Разработать механизмы регионального управления инновационным процессом в регионе.

Объектом исследования является экономика Южного федерального округа и, в частности, Краснодарского края, как региона, обладающего мощным экономическим потенциалом.

Предметом исследования стала совокупность теоретических основ и практических механизмов реализации региональной экономической политики как фактора устойчивого социально-экономического развития региона.

Теоретической и методологической основой исследования послужили диалектический метод изучения процесса регионального экономического развития страны, основополагающие положения экономической науки по управлению социально-экономическими процессами, региональным развитием, равновесием спроса и предложения, устойчивостью воспроизводства. В ходе исследования были применены следующие аналитические методы: системный, структурный, комплексный, сравнительный, статистический, методы моделирования, прогнозирования и типологизации.

Информационно-нормативную основу исследования составляют экономико-статистические данные, содержащиеся в официально публикуемых органами федеральной и региональной власти документах: законодательные акты РФ и Краснодарского края, Указы Президента РФ, Постановления и решения федерального и регионального Правительств, сборники и ежегодники Госкомстата РФ, аналитические доклады и отчеты Министерства регионального развития, Министерства экономического развития и торговли, Законодательного собрания Краснодарского края.

Эмпирическую базу исследования составили данные социально-экономической, финансовой и бюджетной статистики по субъектам ЮФО.

Работа выполнена в соответствии с паспортом специальности 08.00.05. экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика (тема соответствует паспорту специальности 08.00.05. п. 5.15. – «региональная социально-экономическая политика»).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующих положениях, выносимых на защиту:

разработаны основные положения концепции устойчивого развития Южного федерального округа и его регионов как единства экономического, социального и экологического факторов системы регионального развития;

доказана необходимость системного подхода к изучению проблем устойчивости региональной экономики на примере Южного федерального округа и отдельного субъекта (Краснодарского края) и разработке концептуальных основ обеспечения устойчивости за счет экономических рычагов и стимулов;

дан анализ основных факторов дестабилизации экономики в регионе, связанных с его пограничным положением, многонациональным составом населения, диспропорциями в агропромышленном секторе, безработицей и т.д., и разработаны меры по их устранению;

определены приоритеты развития промышленности в целях обеспечения стабильного социально-экономического роста в регионе. Доказана целесообразность развития промышленных предприятий обрабатывающей, пищевой и легкой отраслей экономики для которых имеются условия для расширенного воспроизводства, что позволит в кратчайшее время обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем рынке и социальную стабильность внутри макрорегиона;

предложены меры повышения эффективности функционирования агропромышленного комплекса, как важнейшего для данной территории фактора экономической устойчивости и обеспечения продовольственной безопасности не только региона, но и страны;

разработаны направления усиления взаимосвязей внутри финансовой системы региона на основе принципов межбюджетного федерализма;

доказана целесообразность создания особой экономической зоны рекреационного типа на территории изучаемого округа и предложены механизмы эффективного управления туристско-рекреационным сектором экономики региона;

показано влияние международных транспортных коридоров, проходящих через ЮФО на формирование внешнеэкономической стратегии региона, предложены пути повышения эффективности их использования для реализации задачи сохранения социально-экономической устойчивости.

доказана необходимость повышения роли высших учебных заведений в увеличении инновационного потенциала региона на основе анализа методов повышения инновационной активности.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Обоснованные в работе выводы и рекомендации могут составить методологическую базу последующих теоретических исследований региональной экономической политики. Положения диссертационной работы и механизм диагностики социально-экономических процессов в рассмотренном регионе могут быть использованы при проведении аналогичных исследований относительно других макрорегионов и отдельных субъектов Российской Федерации.

Результаты исследования, основные выводы и положения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы и внедрены в практическую деятельность по макроэкономическому регулированию, регулированию промышленного производства и стимулированию инвестиционной деятельности в регионах, созданию благоприятных условий для функционирования регионального агропромышленного и рекреационного комплексов, для решения социальных и экологических вопросов жизнедеятельности населения.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях и семинарах, в том числе, на конференции «Региональная правовая политика: концепция и проблемы совершенствования» (г. Саратов, июнь 2005 г.), на заседании Международной школы-семинара имени академика С.С. Шаталина «Системное моделирование социально-экономических процессов» (г. Москва, сентябрь 2005 г.), на Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Государственное регулирование рыночной экономики XXI века: проблемы и перспективы» (г. Москва, декабрь 2005 г.), на семинаре «Миграционная структурная ситуация в Южном федеральном округе» (г. Ставрополь, сентябрь 2006 г.), на региональной конференции «Социально-экономическое развитие и экологическая безопасность регионов России» (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2006 г.), на международной межвузовской научно-практической конференции «Инновационный прорыв в развитии России и регионов» (г. Москва, ноябрь 2006 г.), на международной научно-методической конференции «Формирование инновационной системы финансово-экономического образования» (г. Москва, март 2007 г.), на III Всероссийской научно-практической конференции «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления, разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ» (30 мая – 1 июня 2007 г. ИНИОН РАН, г. Москва) и др.

Внедрение результатов работы было осуществлено в программу работы ГУ КК «Центр стратегических разработок» при Департаменте экономического развития Краснодарского края, в планы работы Комитета по экономической политике Орловской области, а также реализовано в учебных планах и программах двух вузов – Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России (г. Москва) и Института управления экономикой (г. Санкт-Петербург), что подтверждается соответствующими документами.

Публикации результатов исследования.

Основные результаты диссертации изложены автором в 25 опубликованных работах, в том числе четырех монографиях (3 авторские и 1 в соавторстве), четырех брошюрах и семнадцати статьях, общим объемом – 62 п.л.).

Объем и структура работы определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка, приложения; содержит 420 страниц машинописного текста, 15 диаграмм и рисунков, 20 таблиц, 25 приложений. Библиография включает 348 наименований.

В соответствии с целями и задачами построена структура диссертации, которая включает:

Введение.

Глава I. Теоретические основы региональной политики в целях устойчивого социально-экономического развития.

загрузка...