Delist.ru

Теоретические и методологические основы обеспечения устойчивого регионального социально-экономического развития (на примере субъектов южного федерального округа) (02.10.2007)

Автор: Ярашева Азиза Викторовна

жестких требований со стороны кредиторов по обеспечению соответствующих гарантий;

высокого риска иностранного инвестирования.

Совокупность этих факторов обусловила участие в технологическом импорте и экспорте к 2006 г. только четырех регионов-лидеров из числа субъектов ЮФО (Краснодарский и Ставропольский край, Волгоградская и Ростовская области), причем Волгоградская область лидирует по числу заключенных экспортных соглашений (40,5 %), а Краснодарский край – по числу импортных соглашений (60,2 %).

Развитию внешнеторговой деятельности хозяйствующих субъектов ЮФО может способствовать использование прогрессивных методов минимизации рисков ее осуществления:

на микроуровне – путем внедрения риск-менеджмента в систему управления внешнеторговой деятельностью предприятий;

на мезоуровне – путем принятия рисков родительских компаний (покрытие которых классическим страхованием невозможно или слишком дорого) дочерними компаниями, созданными по региональному, отраслевому или территориально-отраслевому принципу. Этот принцип целесообразно использовать предприятиям-экспортерам сельскохозяйственной специализации (Ростовской и Волгоградской областей, Краснодарского и Ставропольского краев);

на макроуровне – путем предоставления создаваемыми некоммерческими страховыми пулами смешанного государственно-частного финансирования системы гарантий по экспортным кредитам и обеспечения страхования страновых, политических, валютных, таможенных и др. видов риска.

В ЮФО по степени активности внешнеэкономических отношений (по доле экспорта, объему внешнеторгового оборота, привлечению иностранных инвестиций) выделяются четыре группы регионов:

с высокой степенью активности – Ростовская, Волгоградская области и Краснодарский край;

со средней – Ставропольский край и Астраханская область;

с низкой – Северная Осетия-Алания, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия;

с незначительной активностью – Адыгея, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария (данные о Чеченской республике отсутствуют) .

Во внешнеэкономических связях Юга России огромное значение приобретают международные транспортные коридоры, которые исторически представляют собой пересечение основных путей из Азии в Европу и с Юга на Север. Создание коридора, соответствующего современным требованиям технического, технологического и организационного обеспечения, позволит не только оптимизировать грузопотоки внутри страны, но также обеспечить движение трансконтинентальных грузов. Развитию системы МТК на территории ЮФО будет содействовать предусматриваемое ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» проведение следующих основных мероприятий:

строительство дополнительных главных путей на железнодорожном направлении Волгоград – Краснодар, участках Краснодар – Крымская, Крымская – Тимашевская, Лихая – Кизитеринка, Туапсе – Адлер и Ахтуба – Трубная, строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла, развитие станции Крымская, электрификация участков Трубная – Аксарайская;

реконструкцию федеральных автодорог в составе международного транспортного коридора «Север-Юг», строительство и реконструкцию автомобильных дорог: Минеральные Воды – Буденновск – Нефтекумск – Кочубей и Майкоп – Туапсе, реконструкцию автодороги граница Украины – Волгоград – Астрахань – граница Казахстана, завершение строительства мостового перехода через р. Волгу у г. Волгоград;

реконструкцию взлетно-посадочных полос в аэропортах Минеральные Воды, Астрахань, Ставрополь, Владикавказ, Сочи, Нальчик, Махачкала, Анапа, Ростов-на-Дону, завершение строительства второй взлетно-посадочной полосы в аэропорту Волгограда, замену светосигнального оборудования взлетно-посадочных полос в аэропортах Минеральные Воды, Нальчик, Ростов-на-Дону, Анапа, Краснодар, Владикавказ, Сочи, Махачкала, Ставрополь, реконструкцию и расширение аэровокзальных комплексов в аэропортах Краснодар, Минеральные Воды, Астрахань, Владикавказ, Волгоград, Нальчик, Ростов-на-Дону, Сочи, Анапа и Ставрополь;

развитие существующих портов для перевалки российских экспортно-импортных и международных транзитных грузов в Новороссийске, Туапсе, Кавказе, Темрюке, Ростове-на-Дону, Усть-Донецке, Азове, Ейске, Оле и Махачкале, строительство нового порта у мыса Железный Рог;

строительство второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла и ее ввод в 2007 г. в эксплуатацию, восстановление устойчивости напорного фронта и эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений Волго-Донского судоходного канала и Азово-Донского бассейна, создание информационных систем для обеспечения безопасности судоходства.

В рамках формирования инфраструктуры МТК «Север – Юг» в соответствии с ФЦП «Модернизация транспортной системы России» на Юге уже ведется активная реконструкция ряда автодорог коридора. Железнодорожная часть МТК на направлении Москва – Сочи должна быть реконструирована до 2010 г. с целью ввода скоростного пассажирского движения (до 160 км/ч). В перспективе (2010–2030 гг.) на этом направлении рассматривается возможность строительства высокоскоростной магистрали (350 км/ч), что позволит интегрировать российский участок магистрали Санкт-Петербург – Москва – Сочи в Европейскую сеть скоростных железных дорог.

Ближайшей задачей в условиях быстрого развития портов и курортов Юга России является строительство второго пути и мостового перехода на восточном железнодорожном обходе Ростова-на-Дону.

Реализация проекта позволит существенно улучшить ситуацию на федеральных речных магистралях, шлюзовые и гидротехнические сооружения которых вследствие недостаточного использования постепенно приходят в упадок. Важным последствием станет возрастание загрузки предприятий среднего и тяжелого машиностроения, судостроительных и судоремонтных заводов. Речь идет о строительстве и обслуживании значительного количества судов «река – море», а также о заказах на модернизацию транспортной инфраструктуры. Кроме того, проект позволит решить проблемы занятости населения, повышая привлечение кадров высокой квалификации в промышленность и на транспорт.

На Юге России может быть сформирована самая разветвленная система МТК в стране, а макрорегион станет одним из наиболее важных «опорных регионов» будущей пространственной структуры для развития транснационального транзита и глобальных потоков товаров, капитала и информации как для страны, так и для международных связей.

Для увеличения возможностей инновационного развития определенного субъекта федерации нашей страны необходимо научное обеспечение, которое подразумевает теоретико-методологические и методические обоснования процессов стратегического управления инновационным развитием региона. Решающее значение в повышении социально-экономической роли инновационной деятельности в регионе имеет система регионального управления. Необходимо сохранять и рационально использовать кадровую составляющую научно-инновационного потенциала региона, а также условия жизнедеятельности кадрового потенциала на данной территории. Конечная цель исследования – разработка научных основ механизма обеспечения конкурентоспособности региона. В разработке можно использовать: сценарный анализ, статистический анализ, экспертные методы, комплексный метод, кластерный метод.

Региональный аспект научно-технической политики требует:

создания инновационных центров и агентств по распространению новых технологий;

формирования научно-исследовательских парков при университетах;

стимулирования малых, высокотехнологических фирм, являющихся одновременно и высокорисковыми;

улучшения инфраструктурного обеспечения ареалов в качестве условия размещения высокотехнологичных предприятий;

создания специального фонда поощрений инноваций;

максимального консолидирования научного потенциала, накопленного в университетах, научных лабораториях и консалтинговых фирмах, для создания новых производств.

Стремление государственных органов управления к инновационным экономическим преобразованиям обусловливает необходимость научного анализа и совершенствования механизма управления инновациями и стратегической инвестиционной деятельности. Особенностью управления регионом является то, что по существу здесь всегда наблюдается многоцелевое управление.

Главная задача управления инновациями связана с необходимостью соединить в единый комплекс науку, технику, производство и бизнес и обеспечить эффективное функционирование этого комплекса. При этом параллельно необходимо решать задачи поддержания, стабилизации, антикризисного воздействия и развития тех или иных параметров в управлении регионом в целом. В этом случае сама система управления развитием региона выступает как совокупность субъекта и объекта управления, взаимодействующих на основе управляющего воздействия и обратной связи в целях обеспечения определенных качественных и количественных параметров регионального развития во всех его сферах.

Еще одна экономическая закономерность развития системы управления инновационным развитием региона заключается в единстве управления его комплексным социально-экономическим и инновационным развитием. Закономерность усиления организационных и экономических методов в управлении инновационным развитием региона вытекает из существа современного этапа реформирования механизма управления хозяйством страны, а также отдельных городов и регионов. Эта закономерность имеет двойственный характер, так как может стимулировать принятие экономически привлекательных, но не вполне приемлемых с позиций социальных или экологических требований к развитию региона решений. Поэтому реализация данной закономерности должна рассматриваться через призму разнонаправленных интересов всех субъектов управления и хозяйствования, участвующих в развитии региона.

В качестве исходной предпосылки выявления основных направлений достижения целей можно принять стратегический выбор региона, под которым понимается совокупность приоритетных функций, выполнение которых в перспективе должно обеспечить достижение главных целей его комплексного социально-экономического развития. Приоритетные функции определяются как ведущие отрасли и виды деятельности, определенные в качестве «полюсов роста» (отрасли специализации, градообразующие, доминирующие, т.е. обладающие эффектом мультипликатора) .

В 2002 году решением Президиума РАН и Постановлением Общего собрания РАН был создан Южный научный центр (ЮНЦ РАН), в состав которого вошли три института. Научная часть Президиума состоит из 7 крупных отделов, научное руководство над которыми осуществляют 5 академиков и 6 членов-корреспондентов РАН. В штате ЮНЦ РАН – 269 человек, из них 57 докторов наук, 109 кандидатов наук и более 40 молодых специалистов. В ЮНЦ РАН создан объединенный отдел социально-политических и экономических проблем южных регионов. В рамках этого отдела выполняется Подпрограмма по Югу России «Анализ и моделирование геополитических, социальных и экономических процессов в полиэтническом макрорегионе» (2006 – 2008 гг.). Кроме того, осуществляется программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям».

Как отмечается в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг., экономика завтрашнего дня – это инновационная экономика знаний, инвестиционных проектов и наукоемких технологий. В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов:

разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики;

проведение исследований фундаментального и прикладного характера;

использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.

В Краснодарском крае сосредоточено большое количество давно функционирующих и новых учебных заведений, ряд которых представляют собой единственные в России научные или учебные центры. Среди них: Кубанский государственный университет, Кубанский государственный технологический университет, Кубанский государственный аграрный университет, Всероссийский научно-исследовательский институт риса, Кубанская государственная медицинская академия, Всероссийский научно-исследовательский институт масличных культур, Краснодарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства им. П.П. Лукьяненко, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, Южный институт менеджмента, Кубанский социально-экономический институт, Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента, Академия маркетинга и социально-информационных технологий, Кубанское инновационное агентство, Инновационно-технологический центр «Кубань-Юг», Южный центр трансфера технологий и др.

загрузка...