Delist.ru

Теоретические и методологические основы обеспечения устойчивого регионального социально-экономического развития (на примере субъектов южного федерального округа) (02.10.2007)

Автор: Ярашева Азиза Викторовна

направлять бюджетные средства на наиболее эффективные проекты, конкретным адресатам, способным и гарантирующим их использование с наибольшей отдачей;

учитывать при распределении ресурсов создание дополнительных рабочих мест, особенно в тех регионах, где возрастает безработица экономически активного населения;

постепенно сокращать дотации убыточным отраслям и предприятиям, в том числе жилищно-коммунальному хозяйству и автомобильному транспорту, переводя их на самоокупаемость и самофинансирование;

разработать меры по более эффективному использованию бюджетных дотаций, выделяемых сельскохозяйственному производству, с тем, чтобы способствовать более действенной поддержке животноводческого комплекса области;

совершенствовать работу казначейства, разработать систему контроля за уполномоченными банками, выполняющими функции посредника между бюджетом и получателями средств, обеспечить строгую ответственность должностных лиц за незаконное отвлечение целевых бюджетных средств на другие нужды;

оптимально использовать такие инструменты как государственные заказы и софинансироваиие из бюджета. Их применение должно быть предусмотрено в рамках региональных бюджетных программ, например, развития малого предпринимательства или импортозамещения (в качестве примера можно привести опыт администрации Краснодарского края, которая в рамках реализации бюджетной программы развития малого предпринимательства осуществляет совместное с банками софинансирование бизнес-планов инвестиционных проектов создания новых производств).

Устойчивое развитие экономики нуждается в ее всесторонней гуманизации, растущем совмещении социальных стимулов развития общественного производства с его естественным назначением – служить удовлетворению потребностей людей. Это должно стать основным смыслом моделирования социальных целей в долгосрочной стратегии и при проведении экономической политики региональными властями.

В Краснодарском крае положительные результаты, достигнутые в экономике за последние годы, не оказали существенного влияния на рост реальных доходов населения. В расчете на душу населения показатель реальных доходов почти на 30% ниже, чем в среднем по России, и это отставание приобрело устойчивый характер. Валовой региональный продукт, инвестиции в основной капитал, финансовая обеспеченность в расчете на душу населения составляют 70-80% от соответствующих среднероссийских показателей. Одна из главных причин такой ситуации – высокая плотность населения на Кубани, она в 1,8 раза выше, чем в среднем по Южному федеральному округу.

Для социального развития и социальной стабильности в регионе важнейшее значение имеет своевременная выплата заработной платы. Одной из важных причин кредиторской задолженности по регионам округа является наличие крупных сумм дебиторской задолженности. Действие экономических факторов повлияло на сокращение рабочих мест на действующих предприятиях, которое было компенсировано в определенной мере за счет создания новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства и расширения индивидуально-трудовой деятельности. В конечном счете, совокупное воздействие условий и факторов способствовало предотвращению массовой безработицы. Техническое обновление рабочих мест и создание новых зависят от инвестиционной активности. Финансовая база реализации Комплексной региональной программы занятости будет формироваться за счет инвестиционных ресурсов предприятий, бюджетных ассигнований (в части, направляемой на инвестиционные программы и на финансовую поддержку предприятий), иностранного капитала (в меру экономической заинтересованности зарубежных инвесторов) и средств внебюджетного фонда занятости населения. В целях укрепления доходной базы областного фонда занятости было бы целесообразно часть средств, полученных от продажи имущества предприятий-должников, в бюджетной сфере аккумулировать в краевом фонде занятости для финансовой поддержки проектов, предусматривающих создание рабочих мест.

Проблема эффективной реализации политики занятости может быть решена за счет:

1) минимизации безработицы путем сохранения и создания рабочих мест (постоянных и сезонных);

2) стимулирования малого предпринимательства и самозанятости;

3) повышения профессиональной мобильности жителей;

4) финансового обеспечения для функционирования рынка труда.

Развитие малого предпринимательства становится сферой приложения труда как для тех, кто высвобождается с крупных и средних предприятий, так и для молодого поколения трудовых ресурсов. Малое предпринимательство на региональном уровне выполняет общие и специфические функции, в том числе:

содействует эффективному использованию местных ресурсов – трудовых, природных, материальных;

содействует диверсификации региональной экономики, способствует увеличению объема и расширению ассортимента товаров и услуг.

Поддержка и развитие малого предпринимательства на региональном уровне осуществляется путем продажи (через тендер) в рассрочку на 3 года производственных площадей на государственных предприятиях и в организациях с государственной долей участия в уставном капитале.

В развитии социальной инфраструктуры региона большое значение имеет ввод в действие жилых домов. Краснодарский край прочно занимает первое место в ЮФО по этому показателю.

Таблица 7

Ввод жилья в ЮФО

в 2006 г. – первой половине 2007 г.

Ввод в действие общей площади жилых домов в том числе ввод в действие жилых домов населением за счет собственных средств и с помощью кредитов

в январе-декабре 2006, тыс. кв. м в % к январю-декабрю 2005 в январе-мае 2007, тыс. кв. м. в % к январю-маю 2006 в январе-декабре 2006, тыс. кв. м в % к январю-декабрю 2005 в январе-мае 2007, тыс. кв. м. в % к январю-маю 2006

Республика Адыгея 36,9 51,5 6,5 63,4 36,9 69,3 6,5 63,4

Республика Дагестан 704,4 112,2 165,3 103,4 602,7 119,3 122,4 91,3

Республика Ингушетия 23,4 97,2 6,0 66,1 16,0 132,9 6,0 в 2,3 р.

Кабардино-Балкарская Республика 229,3 100,1 49,4 101,9 207,7 100,0 47,0 97,1

Республика Калмыкия 62,7 128,4 36,1 в 3,9 р. 44,1 141,8 34,9 в 4,3 р.

Карачаево-Черкесская Республика 80,6 130,0 18,7 115,6 57,1 122,1 18,7 115,6

Республика Северная Осетия-Алания 157,9 132,7 33,8 124,7 60,3 84,9 29,1 162,7

Чеченская Республика 54,9 147,2 15,4 105,5 54,9 147,2 15,4 105,5

Краснодарский край 2666,8 137,5 1148,4 183,1 1850,0 136,8 832,6 154,4

Ставропольский край 763,2 108,9 382,0 145,8 464,4 104,5 208,6 133,6

Астраханская область 661,3 102,0 111,6 158,2 554,2 121,6 77,9 115,8

Волгоградская область 636,1 123,6 154,9 143,2 259,8 128,1 141,0 194,5

Ростовская область 1362,3 114,9 537,6 119,3 705,0 105,7 341,5 116,3

Стратегия внешнеэкономического сотрудничества Южного федерального округа связана с переходом к рыночной системе ведения хозяйства и открытому международному сотрудничеству регионов нашей страны, которые получили самостоятельность в проведении своей межрегиональной и внешнеэкономической политики. В результате за последние годы динамика внешнеторгового оборота Южного макрорегиона носит положительный характер. Так, оборот внешней торговли в 2005 г. составил 11762,1 млн. долл. (135,4 % к уровню 2004 г.), по итогам 2005 г. торговое сальдо было положительным (2465,7 млн. долл.). Активное сальдо внешнеторгового баланса округа сохраняется с 1999 г. Объем экспорта достиг 7113,9 млн. долл., причем основная его доля (почти 79 %) приходилась на страны дальнего зарубежья; объем импорта составил 4648,2 млн. долл., в том числе 60 % из стран вне СНГ.

Однако показатели внешней торговли достаточно сильно варьируют по отдельным субъектам округа. Например, внешнеторговый оборот Республики Адыгея в 2005 г. составил только 44,8 % от уровня 2004 г.; в Кабардино-Балкарской республике этот показатель вырос в 2,4 раза, в Республике Дагестан – в 2,2 раза. Вместе с тем, число регионов с пассивным внешнеторговым сальдо неуклонно сокращается (2003 г. – 9; 2004 г. – 6; 2005 г – 3). Самое большое активное сальдо имела Волгоградская область (1536 млн. долл.), сохраняя лидерство по этой позиции на протяжении указанного периода. По объемам экспорта Юг России по итогам 2005 г. занял последнее место (около 3 % в общероссийском экспорте), а по размерам импорта (4,7%) ЮФО опережает Уральский и Сибирский федеральные округа.

Основной объем внешнеэкономического сотрудничества в 2005 г. приходился всего лишь на трех субъектов ЮФО – Краснодарский край, Волгоградскую и Ростовскую области: 74,8 % экспорта (20,0 %; 29,3 % и 25,6 %, соответственно) и 86,0 % импорта (30,3 %; 11,7 % и 44,0 %). Наибольший объем товарооборота приходился на Ростовскую область, увеличившую объем экспорта сельскохозяйственного сырья и продукции машиностроения. Фактором роста объемов импорта стало увеличение поставок комплектующих, обеспечивающих растущее сборочное производство южнокорейских легковых автомобилей в г. Таганрог, а также других видов машиностроительной продукции и металлоизделий.

загрузка...