Delist.ru

Балтийский флот в период правления Екатерины П: проблемы развития и роль в системе самодержавной монархии (02.10.2007)

Автор: Гребенщикова Галина Александровна

Новизну в концепцию возрождения Балтийского флота и выполнения им боевых задач внесла выявленная тесная взаимосвязь экономической и финансовой составляющих с развитием военно-морских сил. Впервые в отечественной историографии осуществлена реконструкция всей вертикали аппарата российского Морского ведомства при Екатерине II и определена структура и состав новой Адмиралтейств-коллегии со всеми ее подразделениями. Научная новизна работы заключается и в проведенном анализе комплекса мероприятий правительства по повышению боеспособности флота, начиная от подготовки специалистов для военно-морских сил до внедрения на верфях Петербурга и Архангельска технических достижений и инноваций в области кораблестроения.

На основе ранее не публиковавшихся архивных материалов были пересмотрены многие устоявшиеся в историографии концепции – такие, как проблема Первой Архипелагской экспедиции и связанного с ней «греческого вопроса». Диссертант проанализировала все боевые операции корабельных эскадр России и Швеции на Балтийском театре в период русско-шведской войны 1788-1790 гг. и дала обоснованную оценку действиям главнокомандующих флотом адмиралов С.К. Грейга и В.Я. Чичагова.

Практическая значимость работы. Изучение развития отечественного флота на Балтике призвано способствовать решению задач военного образования и воспитания, изучению государственного строительства, актуальных вопросов международных отношений, вопросов сотрудничества России со странами западной Европы в области судостроения.

Выводы и фактический материал диссертации могут быть использованы российскими учеными, преподавателями и военными аналитиками при учете исторического опыта России в эпоху царствования Екатерины II. Различные сюжеты диссертации могут найти применение в научных исследованиях по истории Балтийского флота второй половины XVIII в., по истории войн на море и истории международных отношений, по вопросам геополитики, при подготовке лекционных курсов и учебных пособий по отечественной и всеобщей истории указанного периода.

Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертации докладывались автором на заседаниях кафедры истории СПб ГМТУ, на конференции в Европейском университете (Санкт-Петербург), на международном форуме, посвященном 300-летию образования Адмиралтейских верфей (Санкт-Петербург), на ряде конференций в Доме Ученых РАН (Санкт-Петербург), на международной конференции в Чесменском дворце, посвященной 275-летию Чесменского сражения (Санкт-Петербург), на заседании сектора «Россия в международных отношениях» в Институте Российской Истории РАН (Москва), на заседаниях Отделения истории географических знаний Русского Географического общества РАН (Санкт-Петербург), на заседании сектора истории судостроения Научно-технического общества им. академика А.Н. Крылова (Санкт-Петербург). Автор диссертации принимала участие в программах ТВ канала «Культура», где выступала со своими научными находками в области истории Балтийского флота и судостроения.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы и пяти приложений, в том числе карт Балтийского и Эгейского морей.

II. Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность исследования, ставятся основные цели и задачи, определяются предмет и хронологические рамки.

Первая глава «Научные основы исследования. Источниковая база. Историография проблемы» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Теоретические основы, методология и методы исследования раскрываются методологические приемы и подходы в процессе работы над темой.

Подчеркивается, что в современной исторической науке нет четко сформулированного понятия «флот как институт государственной власти» и «флот в системе государства». Существуют лишь отдельные теоретические разработки в области таких понятий как «государственная безопасность», «национальная доктрина», «предотвращение угрозы безопасности», «вооруженные силы и общество» и другие. К проблемам обеспечения безопасности специалисты относят прежде всего внешнюю безопасность (отсутствие опасности и угрозы для России), и внутреннюю безопасность, которая характеризуется устойчивостью всех жизнеобеспечивающих систем государства, стабильностью общества и отсутствием угрозы целостности державы.

Военный историк В.А. Золотарев осуществил полноценное исследование проблем обеспечения защиты страны и нации от различного рода угроз и потенциальных опасностей. Под безопасностью он понимает «обобщающее понятие, охватывающее: безопасность личности, общества и государства».

В специальных исследованиях сформулированы понятия геополитического характера. К ним относят стремление каждого государства к наращиванию своей мощи в различных формах, таких как территориальной экспансии, экономического преобладания, политического господства и, конечно же, деление держав на морские и континентальные. Все это влияло на выбор государством необходимых ему военно-политических блоков и союзов.

Петербургский ученый Е.В. Анисимов представил исследование вопросов генезиса самодержавия на протяжении всего XVIII в. Главная мысль автора сводится к концепции формирования в России при Петре I «фактически новой государственной машины», действия которой «строго регулировались системой государственных инструкций, регламентов и уставов». При Петре сложилось само понятие власти монарха: самодержавная власть есть власть, данная государям от Бога. В целом Екатерина II неуклонно следовала именно традиционному пониманию незыблемости основ власти, дарованной самодержцам свыше.

В процессе решения проблем флота Екатерина II поступала двояко. С одной стороны, от сотрудников своего аппарата она требовала беспрекословного выполнения ее высочайшей воли, всегда жестко ставив вопрос о мере ответственности каждого и определении степени вины за нарушение (в ее понимании) незыблемых норм и предписанных законов. При этом происходило апеллирование к принятым нормативным актам, законам, инструкциям и уставам, то есть к неизменным атрибутам государственной власти.

С другой стороны, Екатерина II прибегала к мерам либерального характера, предпринимая попытки решать наиболее значимые вопросы коллегиально. Предоставив, например, значительную долю автономии Адмиралтейств-коллегии, императрица намеренно позволяла ей проявлять инициативу и выдвигать свои предложения. После этого, в случае согласия, следовала ее высочайшая конфирмация и «Указ Ея Императорского Величества из Государственной Адмиралтейской коллегии».

Исходя из обозначенной темы диссертации, базируясь на предыдущем опыте решения проблемы, в качестве теоретической основы своего исследования диссертант предложила такой концептуальный подход. Флот как активный компонент государственной машины и важнейший институт власти выполнял императорскую волю Екатерины II. Это выражалось в обеспечении национальной безопасности страны, в решении вопросов морской политики, выработанных кабинетом Екатерины II, в защите коренных геополитических интересов России на юге, с учетом Турции как потенциального противника России, а Черноморских Проливов как зоны повышенного напряжения. Флот поддерживал систему безопасности на северо-западе, а в целом- при активном содействии властных структур- своим количественным и качественным ростом способствовал укреплению престижа державы.

В процессе работы над диссертацией автор опиралась на общепризнанную методологическую основу – научный диалектический метод познания, включающий в себя общеисторические методы исследования: историко-генетический, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический и историко-системный. Поставленные задачи решались на основе и других общенаучных методов, таких как анализа и синтеза, индукции и дедукции, логического и исторического, сопоставления и объяснения. Специфика каждого из них зависела от сути исследовательской задачи, а их комплексное применение позволило интерпретировать конкретно-исторический материал, упорядочить факты, выявленные эмпирическим путем, сконструировать из них целостную картину функционирования Балтийского флота и определить его положение в единой системе самодержавной монархии второй половины XVIII в.

Наряду с современными автор применяла те общепризнанные методологические приемы, которые были выработаны ранее в недрах отечественной школы. Наиболее близкой по понятийным методологическим воззрениям диссертанту представляется школа известного петербургского историка конца XIX в. профессора А.С. Лаппо-Данилевского. В основе методологии науки, говорил Данилевский, лежит теория познания, без которой невозможно обосновать систему принципов научного мышления и его методов.

В 1990-е годы широкую известность получили лекции московского ученого, академика Ивана Дмитриевича Ковальченко, чьих методологических разработок в ходе исторического исследования придерживалась и автор данной диссертации.

При работе над темой в первую очередь была применена такая распространенная в науке методика как теоретическая постановка главных проблем. С постановкой главных проблем определились и конкретно-научные методы, с помощью которых намечалось решить поставленные задачи. В связи с этим в диссертации происходила опора на такую ключевую методологическую категорию как понятийность. Здесь соискатель опиралась на такие фундаментальные в науке понятия как «империя», «общество и власть», «экономика и финансы», «государство и право», «законы», «война и политика».

В качестве важнейшего в ходе работы над диссертацией выступал принцип историзма, который позволил изучать целостную систему Балтийского флота в соответствии с ее изменением во времени, то есть в развитии, и обязательно синхронно с процессами, происходившими в общественной и государственной жизни России. С опорой на понятия «основная историческая связь и конкретное событие», развитие флота изучалось с точки зрения его зарождения при Петре I и характеристики пройденных этапов.

Диссертант отмечает, что историки стали чаще обращаться к методологическим приемам французской школы «Анналов», ярким представителем которой являлся академик Люсьен Февр. Выразители идей этой школы заявляют, что кроме глобальных исторических процессов, революций и войн их интересуют еще и эмоционально-волевые моменты, такие как мотивы поведения людей, их чувства, переживания, психологические и поведенческие установки, бытовые моменты, например, что люди ели, пили, какова была их обыденная жизнь. Применяя понятия «человек в системе» и «человек в конкретной обстановке», диссертант подробно изложила повседневно-бытовые сюжеты, связанные с базированием российских военно-морских сил на греческом острове Парос в период осуществления Россией Первой экспедиции в Эгейское море.

Раскрытие этих сторон привело к ясному пониманию функционирования российской военно-морской администрации в Греции, помогло осознать проблемы денежного и продовольственного снабжения личного состава флота, вопросы обеспечения личного состава обмундированием, медицинского обслуживания, лечения в иностранных госпиталях и другие.

Принцип научной объективности дал возможность после анализа всей совокупности фактов сделать выводы о трансформации доминирующей во внешнеполитическом курсе России 1770-х гг. идеи о всеобщем выступлении против Турции подвластных ей христианских народов в более простые формы. Опираясь на разработанную в специальной литературе концепцию «греческого проекта», автор диссертации доказала, что в период пребывания российских военно-морских сил в водах Эгейского моря массового вступления островных греков в подданство императрицы Екатерины II, а греческих волонтеров в русский флот не происходило.

При работе над диссертацией применялся историко-генетический метод. Он позволил показать причинно-следственные связи и закономерности исторического развития, а исторические события и личности охарактеризовать в их индивидуальности. Диссертант обосновывает логическую закономерность возрождения некогда мощного флота Екатериной II, когда в силу своей личной позиции (желания следовать заветам Петра Великого по превращению России в морскую державу) морские силы были возведены на новый качественный уровень.

Диссертант учитывала и основные тенденции, свойственные историческому процессу, например цикличность и специфичность. Каждому этапу в истории России присущ свой особенный цикл с целым рядом специфических черт и закономерностей. Если переложить циклы и фазы на развитие отечественного флота, то получится ряд ступеней, когда на смену возрождению приходил упадок, в недрах которого постепенно вызревали предпосылки для последующего цикла, завершавшегося мощным прогрессивным витком: Петр I ( преемники Петра ( Екатерина II ( Александр I ( Николай I и так далее.

Сочетание двух методов исследования исторических событий и фактов - историко-генетического и логического помогло установить причинно-следственные связи одного из важнейших направлений во внешнеполитической деятельности Екатерины II, связанных с флотом – политики «Вооруженного морского нейтралитета».

Один из продуктивных методов - историко-системный - позволил рассматривать историческую реальность как совокупность взаимосвязанных между собой систем, которым присущи динамизм и развитие. Исходя из того, что флот является важнейшим институтом государства, диссертант излагала преобразования по части Морского ведомства в общем русле реалий эпохи царствования Екатерины II, насыщенной реформами в различных ветвях государственности России. Опираясь на понятие «взаимосвязь явлений» в историческом процессе, при анализе финансовой политики кабинета и проблем поступления доходов в государственный бюджет, в диссертации проводится разбор источников финансирования флота, рассматривается комплекс мероприятий правительства в области поощрения русской промышленности, торговли и мануфактурного производства, а также действия, направленные на пересмотр таможенно-протекционистской политики.

В целях точного исторического анализа и сопоставления фактов применялся проблемно-хронологический метод. Особенно эффективным он оказался при аналитической ретроспективе некоторых сюжетов, связанных с деятельностью Морского Шляхетного кадетского корпуса, с русско-шведскими отношениями, когда совершался экскурс в 1750-е годы. Большое значение в исследовательской работе имел метод математической статистики. Его применение было связано с большим объемом документов, содержащих статистические и цифровые данные о греках, участвовавших в сражениях и поступивших на русскую службу, о смертности матросов и солдат в госпиталях от полученных ран и болезней, о количестве боеспособных кораблей и фрегатов.

Суммировав и сгруппировав полученные результаты в таблицы и схемы, автор диссертации получила наиболее точную научную картину таких важных событий, как участие представителей греческого населения в боевых действиях на стороне России против Турции в греческом Архипелаге, и о реальном количестве греков, служивших на российских судах. Сопоставив эти сведения с позицией членов кабинета Екатерины II по вопросам стратегии и задачах флота, были сделаны выводы о дальнейших военно-политических планах России и охарактеризованы их итоги.

Все перечисленные методы исследования в совокупности позволили реконструировать масштабную картину развития военно-морского флота на Балтике во всех его проявлениях и ракурсах, во взаимосвязи с другими государственными институтами и органами власти и управления, и определить его место в единой системе самодержавной монархии при Екатерине II.

Во втором параграфе «Источниковая база исследования» рассмотрен корпус использованных в работе источников. Диссертант преследовала цель системного изучения источников, в которых зафиксированы высочайшие указы, рескрипты, повеления, инструкции, именные указы Екатерины II, направленные Адмиралтейств-коллегии, генерал-прокурору империи, адмиралам и государственным деятелям; постановления Правительствующего Сената; постановления, распоряжения и указания коллегий: Адмиралтейской, Иностранных дел, Берг-коллегии и Морской комиссии.

В круг источников вошли материалы делопроизводств, в том числе военно-походных канцелярий российских адмиралов и главнокомандующих флотами, годовые финансовые отчеты, подлинные протоколы заседаний Совета при Высочайшем Дворе, протоколы переговоров российской стороны с представителями иностранных государств и донесения дипломатов из европейских столиц. Важным представлялось изучение взглядов отдельных личностей, военных и государственных деятелей по проблемам состояния Балтийского флота, перспективам его развития и методам решения первоочередных задач, а также позиции этих лиц по вопросам тактики и глубокой стратегии.

Широкий спектр источников представлен материалами из трех крупнейших отечественных архивов - Российского государственного архива военно-морского флота (РГАВМФ), архива внешней политики Российской империи (АВПРИ) и Российского государственного исторического архива (РГИА). Прежде всего, использована внутриведомственная и межведомственная документация коллегий Адмиралтейской и Иностранных дел, финансовые документы Экспедиции о государственных доходах Сената. В диссертации использованы многочисленные документы обширной канцелярии вице-президента Адмиралтейств-коллегии графа И.Г. Чернышева, документы, относящиеся к деятельности Морской комиссии и материалы особого делопроизводства - «Высочайшие повеления, рескрипты, указы».

Среди этих документов на первый план выдвинулись высочайше утвержденные документы и всеподданнейшие доклады Адмиралтейств-коллегии с резолюцией Екатерины II (Быть по сему(, рескрипты, направленные как самой коллегии (так называемые «Указы Нашей Адмиралтейской Коллегии»), так и «Указы Ея Императорского Величества из Государственной Адмиралтейской Коллегии», направленные конкретным лицам (именные указы) или Правительствующему Сенату, подробные протоколы заседаний Адмиралтейств-коллегии с зафиксированными в них итоговыми решениями, получившие высочайшую конфирмацию и вступившие в силу закона.

I. Материалы РГАВМФ диссертант условно разделила на несколько групп:

1. Указы Екатерины II, всеподданнейшие доклады членов Адмиралтейств-коллегии и Морской комиссии, одобренные императрицей, докладные записки и прошения Екатерине II графа И.Г. Чернышева с ее собственноручными резолюциями на концепте документа: «Быть по сему», «С Богом», «Назначить для исполнения сего…», «Выделить для сего потребную сумму…», «Строить по сему».

2. Протоколы заседаний членов Адмиралтейств-коллегии и Морской комиссии, которые позволили проследить ход обсуждения злободневных проблем.

3. Особое делопроизводство - «Записная книга графа Чернышева». «Записная книга» представляет собой отпуски записок, наставлений и инструкций, отправленных им различным корреспондентам и расписанных календарно - по числам, месяцам и годам.

4. Рапорта отдельных лиц, главных командиров портов, высших офицеров флота и адмиралов на высочайшее имя с изложением сути проблемы и получивших разрешение на выполнение просимого. Как правило, после рассмотрения таких рапортов и принятия по ним решения, контроль за его выполнением Екатерина II возлагала на И.Г. Чернышева, что отражалось на полях документа. В случаях, когда дальнейший ход дела особенно волновал императрицу или требовал безотлагательного принятия мер по возникшей проблеме, Екатерина II прибегала к собственноручному составлению короткого текста и направляла записку конкретному лицу. Автором диссертации было обнаружено несколько таких собственноручных записок императрицы разным государственным и военным деятелям - И.Г. Чернышеву, Н.И. Панину, А.А. Безбородко, С.К. Грейгу и другим, что отражено в тексте диссертации.

загрузка...