Delist.ru

Методология функционирования механизма налогового регулирования на федеральном и региональном уровнях (02.10.2007)

Автор: Журавлева Татьяна Александровна

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2001 г

.от 2000 г. 2002 г

.от 2001 г. 2003 г.от

2002 г. 2004 г.от 2003 г. 2005г.от

2004г. 2006г.от

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

1. Валовой внутренний

продукт 7306 8944 10818 13243 17048 21620 26781 +1638 +1874 + 2425 +3805 +4572 +5161

2. Расходы на конечное потребление 4477 5887 7449 9025 11402 14364

17743 +1410 +1562 + 1576 +2377 +2962 +3379

3.Налого

вые доходы 2097,7 2345 2796,3 2671,9 3741,9 4606,5

5748,3 +247,3 +451,3 - 124,4 +1070 +864,6 +1141,8

Рассчитанная по таблице 2:

предельная склонность изменение в потреблении /

к потреблению(b) изменение в доходе (ВВП,НД)

составила в 2001 году 0,861 (b=1410/1638).

Налоговые платежи равны 2345 млрд. рублей. Снижение налогов, например на 234,5 млрд. рублей (т.е. 10%), может дать прирост объема валового продукта на 1061,1 млрд. руб. к полученным результатам:

(У2001 = 234,5 х 0,861 / (1-0,861) = 1452,6 млрд. руб.

В 2002 году предельная склонность к потреблению равна 0,834 (b = 1562/1874).

Предположим, что в 2002 году налоговые платежи снижены на 5%, т.е. 140 млрд. руб. Тогда прирост объемов производства может составить с учетом мультипликативного воздействия 703 млрд.рублей.

(У2002 = 140 х 0,834 / (1-0,834) = 703 млрд. руб.

Это означает, что в данном случае за счет снижения налогов будет обеспечен прирост объема ВВП более чем в 5 раз, чем налоговое послабление.

В 2003 году предельная склонность к потреблению равна 0,650 (b = 1576/2425). Так, если в 2003 году фактическое поступление налогов снизилось на 5%, т.е. 133,6 млрд. руб., то прирост объемов производства составит:

(У2003 = 133,6 х 0,650 / (1-0,650) = 248,1 млрд. руб.

т. е. мультипликативный эффект в 1,9 раза выше снижения налоговой нагрузки.

Если принять, что в 2004 году b =0,625, а налоговые платежи составили 3742 млрд. руб., то снижение налогов, например на 374,2 млрд. рублей (10%), может дать прирост объема валового продукта на 623,7 млрд. руб. к полученным результатам.

млрд.руб.

Это означает, что в данном случае за счет снижения налогов будет обеспечен прирост объема ВВП в 1,7 раза.

Если в 2005 году b =0,648, а налоговые платежи составили 4606,5 млрд. руб., то снижение налогов, например на 460,6 млрд. рублей (10%), может дать прирост объема валового продукта на 847,9 млрд. руб. к полученным результатам.

млрд.руб.

Это означает, что в данном случае за счет снижения налогов будет обеспечен прирост объема ВВП в 1,8 раза больше, нежели снижение налогов.

В 2006 году b =0,655, а налоговые платежи составили 5748,3 млрд. руб., то снижение налогов, например на 574,8 млрд. рублей (10%), может дать прирост объема валового продукта на 1091,3 млрд. руб. к полученным результатам.

млрд.руб.

Это означает, что в данном случае за счет снижения налогов будет обеспечен прирост объема ВВП в 1,9 раза больше, нежели снижение налогов.

2.1.Алгоритм и направления развития регулирующей функции налогообложения

По мере совершенствования экономических отношений значение налоговой политики государства возрастает, что проявляется в реализации различных функций налогообложения. Это наглядно показывает вся история развитых стран. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части национального дохода в денежной форме приобрела конфискационный характер.

Содержание регулирующей и стимулирующей функций налогообложения заключается в том, что государство с помощью налогового механизма оказывает целенаправленное воздействие (налоговое регулирование и стимулирование) на развитие, как всего хозяйственного комплекса, так и отдельных хозяйствующих субъектов, влияя на распределение средств между различными субъектами и секторами экономики. Регулирующая и стимулирующая функции тесно связаны между собой, так как обеспечивают одну и ту же цель смягчения цикличности развития производства и обеспечения равномерного и поступательного развития общества. Однако, на наш взгляд, в них есть и различия. Если регулирующая функция налогов ориентирована на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая функция более приближена к микроэкономике и отражает конкурентную мотивацию экономического субъекта названного уровня. Регулирующие и стимулирующие свойства налогов проявляются через налоговую политику государства на каждом очередном этапе развития общества путем влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это достигается через ставки налогов, систему льгот, налоговых кредитов, а также другие формы налоговых отношений.

Определяя значимость отдельных функций налогов, автор выделяет в самостоятельную - регулирующую функцию, так как без нее налог теряет свое значение и не может в полной мере проявить свое назначение. Недооценка регулирующих и стимулирующих свойств налога искажает его содержание. Через перераспределительную функцию можно придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах.

Рассмотрим опосредованное воздействие регулирующего механизма налогообложения на экономическое развитие и его проявление (рисунок 3).

загрузка...