Delist.ru

Методология функционирования механизма налогового регулирования на федеральном и региональном уровнях (02.10.2007)

Автор: Журавлева Татьяна Александровна

Вся промышленность 10 71 19

Электроэнергетика 13 74 13

Черная металлургия 9 73 18

Цветная металлургия 11 45 44

Химия и нефтехимия 14 72 14

Машиностроение 10 77 13

Лесная, деревообрабат. и цел. бум. 11 73 16

Стройиндустрия 14 68 18

Легкая 4 70 26

Пищевая 13 62 25

Налог выступает в качестве стимула в нескольких аспектах:

- формирует механизм налогового стимулирования (снижение общей налоговой нагрузки; снижение ставок налогов для субъектов, занятых в приоритетных отраслях, для субъектов малого бизнеса; применение льгот, преференций, налогового инвестиционного кредита; отмена отдельных налогов и другие);

- устанавливает ограничивающие или запретительные условия налогообложения (дестимулирующее свойство) (установление высоких ставок налогов для определенных сфер и налогоплательщиков, отказ от использования льгот и другие меры).

1.3.Реализация функциональных основ налогового механизма в системе

Регион как подсистема народнохозяйственного комплекса развивается в диалектической взаимосвязи с процессом общественного воспроизводства в государстве. Экономический рост в регионе зависит от наличия промышленного, природного и трудового потенциала, а также от выбора схемы его социально-экономического развития. Возможности влияния региона на внутреннюю социально-экономическую динамику ограничены.

Вследствие природно-географических, исторических, экономических, социально- демографических и других различий регионы имеют разные условия самообеспечения. Поэтому главными ориентирами в совершенствовании государственного территориального развития должен быть учет специфики регионов в реализации общероссийской структурной, финансовой, налоговой, социальной политики.

Система регуляторов, обеспечивающая экономический рост региона, должна рассматриваться по двум направлениям: федеральная роль в социально-экономическом росте подчиненного региона и внутренние возможности региона, оказывающие влияние на собственные параметры развития. Одним из действенных экономических регуляторов, способных оказывать системное воздействие, являются налоги.

Система налогообложения выступает таким фактором развития, который принимает участие во всех социально-экономических процессах, имеющих место как для государства, так и для его регионов.

Факторами развития экономики региона, зависимыми от механизма налогообложения, являются: состояние внутренней финансовой инфраструктуры; условия предпринимательской деятельности; качество управленческих кадров и трудовых ресурсов; антимонопольное регулирование, препятствующее ограничениям конкуренции; регулирование тарифов на продукцию и услуги естественных монополий; реформирование бюджетной системы и межбюджетных отношений; инвестиционная политика региона, включая механизм региональных целевых программ; разработка, формирование и реализация норм и стандартов ведения экономической деятельности и социальноответственного поведения представителей власти и бизнеса; стимулирование кооперации и интеграции хозяйственной деятельности внутри региона; структурная политика.

Основной принцип построения финансовых отношений, включая налоговые, в регионах должен сводиться к реализации органической связи с развитием производства продукции (работ, услуг), с активностью предпринимательской деятельности, то есть опосредованное налоговое воздействие на поведение субъектов хозяйствования.

Управление региональным развитием невозможно без определения содержания процесса стабилизации и выделения факторов экономического роста, способных на данном этапе развития придать импульс экономической динамике в регионах. Необходимым для этого условием является : трансформация бюджетно-налоговой системы в активный инструмент социально-экономической политики. Данное условие должно отражаться в мониторинге социально-экономического развития и содействовать обоснованию стратегических приоритетов и формированию долгосрочных программ развития региона и корректировке механизмов их реализации в рамках полномочий региональных органов власти.

В качестве инструмента управления социально-экономическим развитием региона можно выделить анализ функционирования регионального механизма налогообложения, результаты которого позволяют принимать эффективные управленческие решения по оптимизации налоговой нагрузки, в рамках приоритетных отраслей и предприятий, входящих в состав регионального социально-экономического комплекса.

В процессе исследования тенденций, закономерностей, проблем и перспектив развития регионов России установлено, что эффективное социально-экономическое развитие региона требует обеспечения сбалансированности между функциями, полномочиями и имеющимся промышленно-ресурсным потенциалом. Реализация функций органов государственной власти и местного самоуправления требует создания соответствующей экономической основы, включающей в себя природные ресурсы, финансовые средства, основные фонды производственного и непроизводственного назначения. Без наличия ресурсной базы невозможно эффективно реализовать ни государственное, ни региональное управление.

1.4.Принципы построения эффективной системы налоговых отношений, используемых для организации промышленного

экономического роста

Эффективность налоговой политики в значительной степени зависит от того, на какие базовые принципы налогообложения она опирается. Эти вопросы рассматривались многими экономистами, начиная с А. Смита (справедливость, определенность, удобство, экономичность). Но постепенно с усложнением роли налоговых рычагов этих принципов стало явно недостаточно для формирования отлаженного фискального механизма.

В связи с этим, перечень базовых принципов, по мнению автора, может быть дополнен следующими позициями: стимулирование предпринимательской и деловой активности субъектов экономики, эластичность (способность налоговой системы трансформироваться в связи с изменениями в экономике), соответствие этическим понятиям (система налогообложения должна быть справедливой, т.е. обеспечивать равные права налогоплательщикам, что должно оказать положительное воздействие на отношение общества к налогообложению и способствовать росту налоговой культуры нации), соответствие принципам государственного устройства, стабильность налогового законодательства и его унификация (сбалансированность налоговой системы, ясность налогового законодательства для налогоплательщиков, невозможность уклонения от налогов).

В работе рассмотрен мультипликационный эффект от изменения налогообложения и возможности определения качественного состояния экономического развития страны.

Если произошло снижение налоговой ставки, то налоговые отчисления снижаются на (Н, соответственно располагаемый доход после выплаты налогов (Д) возрастает на величину (Н:

Д = У – Н, (1)

где У –объем производства.

Мультипликатор, выражающий изменение уровня дохода в результате

государственных расходов, можно представить формулой (2)

m = -b , (2)

1 – b

где b- предельная склонность к потреблению

(предельная склонность = изменение в потреблении /

к потреблению(b) изменение в доходе (ВВП,НД) ) (3)

Потребительские расходы за счет снижения налогов соответственно увеличиваются на величину (Н х b, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства с У1 до У2 на величину:

– мультипликатор налогов (5)

загрузка...