Delist.ru

Методология функционирования механизма налогового регулирования на федеральном и региональном уровнях (02.10.2007)

Автор: Журавлева Татьяна Александровна

4.3.Анализ налогового потенциала региона и резервы роста его налогооблагаемой базы

4.4. Влияние системы налогообложения на индикаторы регионального развития

ГЛАВА 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ АКТИВИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

5.1. Оптимизация механизма налогового регулирования экономики

5.2 Совершенствование налоговой политики с целью укрепления доходной базы региона

5.3. Использование налоговых регуляторов в обеспечении

экономического роста страны

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ

В диссертации защищаются следующие выводы и предложения :

1.1.Социально-экономическое содержание авторского определения термина «налоговое регулирование производства» и его проявление в экономике для стимулирования экономического роста

Функционирование рыночного механизма подразумевает, определенные принципы поведения субъектов экономических отношений и требует создания целого ряда условий, при которых рыночные отношения способны формировать новую производительную силу и обеспечивать рост эффективности экономики. К таким условиям можно отнести административные, объективные и субъективные условия (культурно-психологические традиции, устойчивость социально-политической и институциональной среды, законодательная база, рыночная инфраструктура, соответствие реформ общемировым социально-экономическим тенденциям, использование финансовых регуляторов, в т.ч. налогов).

При создании стоимости в процессе общественного воспроизводства формируются финансовые отношения, которые включают и специфическую налоговую сферу. Эти отношения формируют экономико-финансовый потенциал, часть которого впоследствии становится налоговым потенциалом, что определяет особую роль налогообложения в развитии производства.

Налоги, опосредуя общую совокупность перераспределительных отношений, выступают частной категорией по отношению к всеобщей экономической категории - «финансы». Категория «финансы» лежит в основе налогов, а государство выступает проводником этой категории в реальную систему хозяйствования через практические налоговые формы, налоговый механизм и методы управления ими.

Современное российское налоговое законодательство трактует понятие «налог» исключительно в качестве средства, обеспечивающего формирование доходов бюджета, как обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, и как средство финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Налоги нельзя рассматривать как чисто фискальный инструмент. Это сложная социально-экономическая категория. Она отражает не только процесс формирования бюджетов всех уровней, но и воздействие их на макро- и микроэкономические процессы в экономике.

В настоящее время совершенствование налогообложения в России все более становится не только экономической, но и социально-политической проблемой. Ее разрешение, по мнению автора, представляет собой одно из главных условий качественного и устойчивого экономического роста.

Дальнейшее развитие налоговой реформы связано, прежде всего, с тем, что экономике страны необходим дополнительный импульс развития. Материальный источник государственных доходов, мобилизуемых преимущественно налоговым методом, формируется, в основном, в сфере производства. Создать условия для устойчивого промышленного подъема можно за счет повышения действенности экономической, в том числе и налоговой политики.

Нам представляется, что экономическое регулирование, в том числе посредством налогов, выступает как совокупность экономических условий, определяющих возможности удовлетворения потребностей. Поэтому экономическое регулирование представляет собой форму научно обоснованного использования обществом экономических отношений, которые возникают по поводу реализации материальных интересов субъектов производства в целях активного воздействия на рост его эффективности.

Налоговое регулирование - это система финансовых (налоговых) взаимоотношений, базирующихся на учете экономических интересов субъектов рыночной экономики, с помощью которой достигается поступательное социально-экономическое развитие страны.

Средством такого регулирования является создание благоприятного налогового режима для эффективной экономической деятельности и обеспечения роста эффективности производства, ускорения инновационного прогресса, внедрения перспективных технологий, увеличения выпуска товаров народного потребления.

Роль регулирующего механизма налогообложения возрастает по мере того, как государство усиливает экономические функции и свое воздействие на рыночные механизмы, и регуляторы с целью их корректировки. Определение приоритетов развития становится государственной экономической политикой, а налоговая система служит инструментом ее проведения. На макроэкономическом уровне приоритет отдается формированию новой структуры экономики и привлечению капитала в стратегически важные отрасли.

1.2.Обоснование критерия влияния сферы налоговых отношений на социально-экономическое развитие государства и его регионов

Главной функцией экономического регулирования является обеспечение органической взаимосвязи удовлетворения потребностей человека с достижением показателей экономического роста, т.е. через экономическое регулирование реализуются взаимосвязи: «потребности - мотивы - экономические интересы- стимулы - экономический рост - рост удовлетворения потребностей». Важно, чтобы удовлетворение потребностей было связано с конечными результатами хозяйствования.

Задействование механизмов мотивации работников, менеджеров и собственников, обеспечивающих социальное партнерство, а также ориентацию всех участников экономической деятельности на удовлетворение возрастающих потребностей нации необходимо организовать на основе повышения эффективности производства, качества продукции.

Важным фактором мотивации экономических агентов в настоящее время выступает значительное налоговое обременение, которое является сегодня одним из препятствий для роста предпринимательской активности, улучшения инвестиционного климата, а также для формирования будущей стратегии хозяйствования предприятий и организаций, предпринимателей.

Механизм налогообложения, способствующий развитию производства, должен строиться на следующих принципах:

равные экономические условия для предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности;

заинтересованность хозяйствующих субъектов в развитии производства через налоговые ставки, механизм исчисления, систему льгот и поддержки приоритетных отраслей.

Система налогового регулирования выступает общей основой развития, выявления и использования источников экономического роста. Для выполнения своей роли система налогового регулирования должна улавливать изменения в материальном и нематериальном производстве, самосовершенствоваться с учетом этих изменений и оказывать положительное воздействие на экономический рост, а также удовлетворение потребностей через взаимоувязанную систему экономических интересов.

Система налогового регулирования выступает тем главным условием, без которого невозможно максимальное выявление и использование возможностей роста производства.

Система налогообложения должна служить своего рода индикатором достигнутого или не достигнутого относительного паритета между общенациональными, корпоративными и личными экономическими интересами и не нарушать прав собственников.

В настоящее время отсутствуют стимулы для активизации предпринимательских усилий в сфере материального производства. А для России решение проблемы устойчивого и качественного экономического роста является главным условием перехода к цивилизованной рыночной экономике. В подтверждение изложенного можно привести пример реакции хозяйствующих субъектов на снижение ставки налога на прибыль и отмены инвестиционной налоговой льготы в таблице 1.

Согласно представленных данных более 2/3 опрашиваемых корреспондентов отметили, что снижение ставки налога на прибыль вовсе не отразилось на объеме инвестиций. Следовательно, фрагментарное снижение ставки налога на прибыль в России не привело к росту инвестиционной активности экономических агентов.

Налогообложение как сфера перераспределительных финансово-бюджетных отношений несет в себе регулирующее действие с конечным эффектом экономического стимула. Применение в налогообложении поощрений или санкций представляет собой регулирующее действие, так как каждое из них используется как реакция на состояние сферы финансово-хозяйственной деятельности, субъектов, пропорции общественного воспроизводства.

Таблица 1- Влияние ставки налога на прибыль и отмены инвестиционной льготы (в % к сумме ответов)

Отрасли Объем инвестиций

Возрос не изменился снизился

загрузка...