Delist.ru

Методология функционирования механизма налогового регулирования на федеральном и региональном уровнях (02.10.2007)

Автор: Журавлева Татьяна Александровна

Необходимость дальнейшего развития методологии налогообложения, выявление факторов и предпосылок формирования новой концепции налоговой реформы, а также разработки критериев эффективности налоговой системы представляют актуальную проблему современной экономической науки и практики, которая требует углубленного исследования проблемы. Это и обусловило выбор направления диссертационного исследования.

Тем не менее, в теории налогообложения осталось множество не исследованных и спорных проблем, которые требуют своего решения. Необходимо более глубокое методологическое обоснование нового механизма налогообложения, ориентированного на устойчивый и качественный промышленный и экономический рост в экономике страны и ее регионов. Среди этих проблем особое место занимает налоговое регулирование социально-экономического развития, которое до сих пор остается недостаточно исследованной сферой налоговых отношений.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке методологических основ регулирующего налогового механизма, оказывающего стимулирующее воздействие на поддержание экономического роста российской экономики.

Для достижения указанной цели в работе потребовалось решение следующих задач:

- исследовать роль налоговой системы в современном развитии экономики России и ее регионов, а также ее влияние на перераспределение валового внутреннего продукта и формирование рациональной структуры хозяйственного комплекса;

- разработать методологические основы формирования новой модели налогообложения, эффективно сочетающей интересы субъектов транзитивной экономики;

- обосновать основные аспекты теории налогового равновесия, применительно к российским условиям, и на ее основе уровень предельного налогового изъятия у производителей товаров (работ и услуг);

- показать формирование и воздействие мультипликационного эффекта налогообложения на развитие экономики;

- проанализировать величину и динамику налогового бремени и обосновать основные принципы новой концепции реформирования налоговой системы, предполагающей уменьшение налоговой нагрузки без снижения государственных доходов;

- исследовать региональные особенности в налогообложении и дать оценку взаимосвязи между налоговой политикой и социально-экономическими показателями развития регионов;

- проанализировать источники налоговых доходов бюджетов субъектов России и выявить источники их роста с позиций достаточности бюджетного финансирования регионов;

- предложить направления обеспечения эффективного развития региона Российской Федерации на основе оптимизации региональной системы налогообложения в рамках разработанного комплекса мер по реформированию налоговой модели в России.

Область исследования соответствует п. 2.3 «Бюджетно-налоговая система и бюджетная политика государства в рыночной экономике» и п. 2.9 «Концептуальные основы, приоритеты налоговой политики и основные направления реформирования современной российской налоговой системы» специальности 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит» паспорта специальностей ВАК, а также п.5.10 «Оценка роли региона в национальной экономике, методы, показатели » и п.5.9 «Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических подсистем ».

Объектом диссертационного исследования является сфера налогообложения, развивающаяся в процессе формирования рыночного хозяйства.

Предметом диссертационного исследования выступают социально-экономические отношения в системе налогообложения, возникающие между государством и его экономическими субъектами в процессе создания и перераспределения национального дохода.

Методологию исследования составляет диалектический подход, методы индукции и дедукции, обобщений, логического моделирования, текущего и перспективного анализа, а также фундаментальные положения о развитии рыночной экономики, общей теории налогов, разработанные в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов. В ходе исследования использованы также законодательные акты, инструкции и другие нормативные документы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства по налоговому законодательству; материалы международных и региональных семинаров, посвященных проблемам формирования эффективного налогового механизма.

Информационной базой для теоретических обобщений и выводов послужили данные статистических сборников Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, инспекций Федеральной налоговой службы субъектов Центральной России, материалы научно-практических конференций, данные периодической печати.

Научная новизна исследования состоит в разработке и обосновании концепции совершенствования налоговой системы, содержание которой сводится к мероприятиям по корректировке применяемых налогов посредством уточнения налоговой базы, изменения ставок основных налогов, использовании льгот системного характера с целью трансформации системы налогообложения в активный механизм регулирования производства, выступающего базовой основой для инициирования качественного экономического роста в экономике России и ее регионах.

Наиболее существенные результаты, полученные в диссертации:

- в области финансов, денежного обращения и кредита – 08.00.10 представлены в пунктах 1.1;1.2;1.4;2.1;2.2;2.3;3.2;3.3;

- в области экономики и управления народным хозяйством(региональная экономика) – 08.00.05 представлены в пунктах 1.3;3.1.

Общая научная новизна исследования представлена в методологическом, методическом и практическом аспектах.

1.Разработана концепция налогообложения, в основе которой лежат следующие положения:

1.1. Налоговое регулирование производства концептуально определено как часть общей системы государственного регулирования, что позволило уточнить его социально-экономическое содержание и определить инструмент налогового регулирования, используемый для стимулирования экономического роста. Автором показано, что существующая система налогообложения в виду ее несбалансированности даже после принятия Налогового кодекса (несоответствие структуре ВВП) и отсутствия четкой направленности на развитие реального сектора экономики и на качественные преобразования национального хозяйства не выступает фактором экономического роста, поэтому необходима корректировка механизма налогового регулирования на федеральном и региональном уровнях экономики;

1.2.Обоснован критерий влияния сферы налоговых отношений на социально-экономическое развитие государства и его регионов, который оценивается уровнем воздействия системы налогообложения на темпы экономического роста и качество жизни граждан, что позволяет использовать налоги и систему налогообложения в качестве стимула к совершенствованию структуры экономической деятельности, к снижению уровня неравенства по доходам и повышению аллокативной эффективности;

1.3. Предложены функциональные основы налогового механизма в системе управления социально-экономическим развитием региона, который имеет своей целью стимулирование инвестиционной активности, повышение эффективности использования ресурсной базы региона, активизацию производства в приоритетных отраслях и предприятиях, формирующих структурное ядро региональной экономики;

1.4. Сформулированы принципы построения эффективной системы налоговых отношений, которые необходимо использовать для организации промышленного экономического роста: эффективность налога, эластичность, определенность и простота во взимании, унификация и сбалансированность налоговой системы, стабильность налогообложения, невозможность уклонения от налогов, бюджетный и налоговый федерализм, всеобщность налогообложения и его справедливость. В работе предложена методика оценки мультипликационного эффекта воздействия налогообложения на экономический рост.

2.В целях реализации предложенной концепции налогообложения разработан пакет методик прикладного характера:

2.1. Методика по определению алгоритма и направлений развития регулирующей функции налогообложения, в которой показаны возможности ее включения в нормативные акты. Алгоритм реализации регулирующей функции налогообложения предполагает выполнение следующих позиций: формирование регулирующего налогового механизма (системный характер функционального налогового воздействия, не допуская превалирования фискальной функции налогов над другими; уточнение принципов налогообложения; оценка налогового бремени; использование налоговых льгот и механизма исчисления и уплаты налогов с учетом социально-экономической динамики; целевое воздействие на объект (состояние экономики и ее структурные пропорции, регулирование спроса и предложение, инвестиционный климат, структура потребления и накопления ВВП, состояние доходов юридических и физических лиц и другие элементы рыночной инфраструктуры). Для поддержания роста производства, повышения его эффективности, становления предпринимательства должно постоянно обеспечиваться регулирующее воздействие системы налогообложения на субъекты рыночной экономики. Необходимо более полно использовать интеграционный характер воздействия различных функций налогов (фискальной, регулирующей, стимулирующей и дестимулирующей, контрольной и других) на производственную сферу;

2.2. Методика по обоснованию показателей эффективности налоговой системы, позволяющих установить общий уровень обложения, существующий в России; уточнить структуру налоговой системы, обеспечить воздействие налогового механизма через основные элементы налога (объект обложения, налогооблагаемая база, ставка налога, система льгот) на развитие производственной сферы экономики. Произведена количественная и качественная оценка налогового бремени хозяйствующих субъектов на основе расчета доли прямых и косвенных налогов в валовой выручке и вновь созданной стоимости, а также на основе определения оптимальной структуры налоговых выплат; доли чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и другие. Применение данной методики позволяет оценить влияние налоговых выплат на рентабельность, платежеспособность, ликвидность и деловую активность субъектов хозяйствования;

2.3. Методика по оценке функциональной эффективности налоговой системы (внутриотраслевой и народнохозяйственной) по критерию адекватности, которая позволяет обеспечить ее социально-экономический эффект хозяйственным процессам.

Эффективность налоговой системы рассматривается в работе в двух аспектах :а) внутриотраслевая эффективность, которая выражается через отношение налоговых доходов к произведенным расходам по их взиманию; б) народнохозяйственная эффективность, которая характеризуется комплексным воздействием налоговой системы на экономическое развитие. Народнохозяйственная эффективность проявляется через мультипликационное воздействие налогообложения в экономике.

3.В практическом аспекте в работе даны конкретные рекомендации по оптимизации налогового механизма, в том числе:

3.1. На основе результатов кластерного анализа раскрыты инвестиционно-налоговые аспекты развития промышленного потенциала субъектов Центральной России. Для количественной оценки взаимосвязи между системой налогообложения, инвестиционным климатом и объемом промышленного производства в регионах Центрального федерального округа проведен факторный анализ и выявлена корреляционная зависимость между указанными показателями, что подтверждает факт влияния проводимой налоговой политики на инвестиционно-промышленный потенциал региона, выступающий базой для формирования региональных финансов.

Предложены меры в рамках политики регионального налогового регулирования и социально-экономического выравнивания деятельности субъектов рыночной экономики, направленные на изменение отраслевой структуры, состояние доходов и имущественной базы субъектов экономики, формирование более широкой налоговой базы в регионе с более низкими ставками. Это позволяет ограничить межрегиональные и федеральные диспропорции в распределении ресурсов и обеспечить защиту территориальной налоговой базы; использовать налоговые льготы в рамках региональной налоговой политики для организаций, осуществляющих вложения средств в реализацию региональных программ развития, в том числе создание особых экономических зон местного значения (например, в Орловской области для развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности).

3.2.Разработана модель налогового регулирования регионального социально-экономического развития, в основе которой лежит последовательное снижение налогового бремени для хозяйствующих субъектов, имеющих особую значимость для региона, предприятий, обеспечивающих экономическую самостоятельность региона; поддержка отечественных производителей путем предоставления налоговых льгот, отсрочек налоговых выплат, инвестиционных налоговых кредитов, снижение ставок налогов в рамках имеющейся юрисдикции; создание различных форм «налоговых оазисов» в определенных секторах региональной экономики или на отдельных территориях.

3.3.Даны предложения в целевую программу по определению стимулирующей региональной налоговой политики, направленной на развитие отраслей, включающие применение прогрессивного налогообложения движимого и недвижимого имущества, находящегося во владении юридических и физических лиц; корректировку применяемого механизма налогообложения земель при условии создания интегрального кадастра объектов недвижимости;

Разработана модель оптимизации налогового механизма, которая базируется на: снижении общего налогового бремени; изменении структуры налоговой нагрузки за счет снижения удельного веса косвенных налогов (налога на добавленную стоимость) по сравнению с прямыми в общем объеме налоговых доходов; повышении роли ресурсных платежей за поиск, разработку, добычу и реализацию сырьевых природных ресурсов при установлении лимитов на экспорт сырья из России.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что выводы и рекомендации могут быть использованы в качестве основы при:

- формировании системы налогового регулирования производственной сферы в целях достижения устойчивого и качественного роста экономики страны, включая ее регионы;

загрузка...