Delist.ru

Методология функционирования механизма налогового регулирования на федеральном и региональном уровнях (02.10.2007)

Автор: Журавлева Татьяна Александровна

Методология функционирования механизма налогового регулирования на федеральном и региональном уровнях

Специальность: 08.00.10 – Финансы, денежное обращение

и кредит

08.00.05- Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Москва – 2007

Диссертация выполнена на кафедре банковского дела Орловского государственного института экономики и торговли

Научный консультант: доктор экономических наук, профессор

Сухарев Олег Сергеевич

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Павлов Вячеслав Иванович

доктор экономических наук, профессор

Ильенкова Светлана Дмитриевна

доктор экономических наук, профессор

Кирина Людмила Сергеевна

Ведущая организация: Санкт-Петербургская академия управления и экономики

Защита диссертации состоится «…» 2008 года в ……. часов на заседании диссертационного совета Д.226.003.01 при Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации по адресу: 109436, г. Москва, 4-й Вешняковский проезд, 4, ауд. 113.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации

Автореферат разослан « » ______ 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат экономических наук Смирнов В.М.

О Б Щ А Я Х А Р А К Т Е Р И С Т И К А Р А Б О Т Ы

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что одной из главных задач в процессе осуществления экономической реформы в России является формирование эффективного налогового механизма как одного из институтов рыночной экономики, позволяющего, с одной стороны, решать проблему увеличения доходов бюджетов разных уровней, а с другой, - содействовать поступательному развитию хозяйствующих субъектов и всей экономики в целом.

Поддержание устойчивого экономического роста - сложнейшая социально-экономическая проблема, решение которой требует принципиальных изменений во всех сферах жизни общества. Активное использование в интересах экономического развития стихийных сил рынка и конкуренции невозможно без обоснованного установления определенных ограничивающих и регулирующих условий в целях предотвращения негативного воздействия рынка на экономику. Именно такой подход реализуется в странах с развитой рыночной экономикой, где первое место отводится регулирующей роли государства, осуществляемой различными методами, среди которых важное место занимает налоговое регулирование.

В транзитивных условиях необходимо осуществление взаимоувязанного комплекса мер, направленных, прежде всего, на поддержание экономического роста, обеспечение его устойчивого и качественного состояния на основе активного государственного вмешательства с целью реализации приоритетов национальной структурной политики, определяемой исходя из научно - обоснованных стратегических целей и конкурентных преимуществ национальной экономики.

В связи с этим возникает необходимость эффективной реализации потенциальных возможностей налогового регулирования экономического подъема на основе оптимального использования и роста производственной базы.

Становление налоговой системы в России выступает составной частью структурных изменений экономики. С позиций сегодняшнего дня можно утверждать, что при осуществлении налоговой реформы мировой опыт используется в Российской Федерации крайне непродуктивно, так как не учитывались исторические, политические,социально-экономические особенности развития российской экономики. В результате были допущены существенные просчеты в формировании налоговой системы: исключительно фискальный характер системы налогообложения, несоответствие применяемых налогов социально-экономической ситуации в экономике России и ее регионов, дисбаланс межбюджетных отношений, отсутствие регулирующих и воспроизводственных начал в налоговой модели России. В настоящее время, на наш взгляд, налоговая система по-прежнему неадекватна рыночным преобразованиям в России, что проявляется в низкой рентабельности промышленных предприятий, непривлекательном инвестиционном климате для субъектов экономики. Не закончено формирование законодательной базы в области налогообложения в связи с внесением изменений в Налоговый кодекс. Расширяется поток нормативных документов по дополнению уже принятых законов, касающихся как всей системы налогообложения, так и ее отдельных элементов (включая действующий Налоговый кодекс). В то же время изучение и анализ российской и мировой практики, теоретических разработок ученых ведущих школ и направлений в экономической сфере, учет специфических черт российской экономики и анализ практики налогообложения позволяют обосновать более эффективные направления дальнейшего налогового реформирования.

Основной целью налоговой реформы должно выступать создание эффективной системы налоговых взаимоотношений, обеспечивающих качественный экономический рост. Именно на это должно быть направлено развитие теории, изучение и анализ практики налогообложения в России. В условиях трансформации рыночного хозяйства не сложилось целостного представления о наиболее целесообразной структуре налоговой системы, которая позволяет создать эффективный механизм взаимодействия социально-экономических процессов, в том числе в регионах, с налоговыми отношениями, что во многом определяет уровень эффективности налоговой системы.

Исследование тенденций развития налоговой системы России в последние годы позволяет сделать вывод о ее дестимулирующем воздействии на производство. По опросам предпринимательских структур налоговое бремя высокое.

Социально-экономическое содержание природы налогов и налогообложения следует рассматривать как специфическую форму финансовых отношений. Для стабильно развивающихся государств мотивом налоговых реформ служит стремление превратить налоговую систему в сферу активного воздействия на производство, своеобразный импульс экономического роста.

Исходя из дуализма налогов, который характеризуется, с одной стороны, их фискальной функцией, а с другой - функцией регулирования производства с целью повышения его эффективности, преобразование налоговой системы в Российской Федерации является объективно необходимым.

Степень научной разработанности проблемы. Поиск оптимальной системы налогообложения выступал предметом многих научных исследований. Но динамичность данной проблемы, ее многофакторность и связь с конкретными экономическими условиями развития требует уточнения концептуальных подходов к налогообложению.

В экономической науке проблема теории налогов и основ налогообложения была исследована в работах Д. Рикардо, А. Смита, У. Петти, Д. Кейнса. С развитием рыночного регулирования экономики зарубежные экономисты выявили влияние налогов на различные стороны жизни государства и общества (К. Виксель, Е. Кейс, Л. Киммел, Д. Марги, Р. Масгрейв, С. Харрис, А. Чандлер, и другие). В 70-80 годы XX века в зарубежной практике стали более активно исследоваться вопросы предельной налоговой нагрузки и ее воздействия на экономику.

Определенный вклад в теорию налогов и принципов налогообложения был сделан в конце XIX- начале XX веков русскими экономистами, которые положили начало изучению российской специфики функционирования налоговых механизмов (А. Буковецкий, И. Кулишер, Ф. Меньков, И. Озеров, Н. Соболев, А. Соколов, В. Твердохлебов, Н. Тургенев, Л. Ходский, И. Янжул и другие). Однако их труды оставались невостребованными в условиях существования командно-административной системы.

В 1985-1990 гг. предлагаются различные варианты использования налогов в качестве стимулирующих факторов экономики (И.Горский,Л. Лыкова, Г. Поляк, Б. Рогозин, А. Сигиневич, В. Тур и другие).

Начиная с радикальной реформы (1992 г.), в ходе становления новой системы налогообложения в России при переходе к рыночной экономике ученые-экономисты уделяют особое внимание проблемам формирования оптимальной структуры налоговой системы, повышения эффективности налогообложения(А.Брызгалин, А.Дадашев, Н.Миляков, В.Кашин, Л.Кирина, В.Князев, Д.Львов, Л.Павлова, В.Пансков , А.Паскачев ,Г.Поляк, В.Пушкарева, Д.Черник , Т. Юткина и другие).

Теоретическим, методологическим и практическим вопросам управления региональным развитием уделено достаточно внимания в работах отечественных и зарубежных экономистов, таких как Л.Абалкин, О.Богачева, А.Гранберг, В.Ивантер, А.Игудин, В.Лексин, Б.Преображенский, А.Швецов, Б.Штульберг и другие.

загрузка...