Модернизация сферы товарного обращения макрорегиона (потребительский сектор) (02.10.2007)
Автор: Фетисова Ольга Владимировна
Механизм модернизации СТО по характеру регулирования состоит из двух диалектически неразрывно связанных частей: общественно-государственного и инициативно-рыночного механизмов регулирования данного процесса. В методологии и методике разработки стратегий модернизации СТО макрорегионов необходимо учесть «встречное» формирование этих частей, их «уравновешивающее» воздействие. Механизм реализации стратегии модернизации СТО макрорегиона предстает как процесс ее целенаправленного Рис. 4. Процесс реализации механизма модернизации СТО на уровне макрорегиона. В модели: S0 – субъект стратегии; P0 – цель, заданная системой показателей; M – методы, J – инструменты, C – каналы, F – формы достижения цели; R – этапный результат воздействия на систему, S1 – субъект с опытом этапа модернизации, K0 – система критериев реализации этапа стратегии, B – создание базы данных, A – анализ, D – диагноз, H – оценка достигнутого состояния и перспектив; К1 – коррекция стратегии; Е0, Е1 – взаимодействия со средой. преобразования, предполагающий последовательное желаемое изменение параметров всех индикаторов, описывающих исходное, конечное, достигнутое и конкурентное, нормативное и позитивное состояния данной сферы. Сравнение значений индикаторов информирует о достижении общей, этапных и аспектных целей или отклонении от стратегического курса. Блок контроля в механизме стратегического развития должен обеспечивать базу коррекции стратегического курса на основе соизмерения векторов, способов и мощности прилагаемых усилий (решений, проектов, финансовых средств, инструментов, форм, сроков и т.д.) с полученными результатами и отклонениями от заданных параметров преобразований. Такой механизм может стать эффективной системой «управления изменениями» стратегического развития и модернизации сферы товарного обращения на всех ее уровнях. Мезоэкономический механизм модернизации СТО формируется на уровне конкретного региона и определяется социально-экономическими параметрами его развития: уровнем ВРП, доходов населения, демографическими характеристиками, уровнем занятости и безработицы, особенностями национального менталитета, т.е. теми параметрами и характеристиками, которые определяют уровень и качество потребностей жителей региона. Все эти характеристики должны стать объектом регулирования и коррекции, так как из них, собственно, и складывается управление процессом модернизации. Функциональный механизм реализации стратегии модернизации СТО на мезоэкономическом уровне должен включать в себя следующие элементы: стратегическое планирование и прогнозирование (определение стратегических направлений, темпов, пропорций развития отдельных отраслей СТО); экономические рычаги воздействия, включающие финансово-кредитный механизм, материально-техническое обеспечение и стимулирование выполнения программных мероприятий; правовые рычаги, как совокупность нормативных правовых документов федерального и регионального уровней, способствующих росту деловой и инвестиционной активности торговых предприятий; организационную структуру управления через определение состава, функций и согласованности звеньев административно-хозяйственного управления. Эффективность микроэкономического механизма зависит от многих причин как объективного, так и субъективного порядка: так, к первым, можно отнести уровень социально-экономического развития региона, уровень капитализации в сфере товарного обращения, ее материально-техническую обеспеченность; ко вторым – уровень и квалификацию менеджеров, специалистов, продавцов и т.п. И те, и другие причины так же подлежат целенаправленному регулированию и коррекции внутри СТО. Механизм модернизации СТО на микроуровне включает оценку состояния и прогнозирование развития предприятия, стратегическое и тактическое планирование; экономические рычаги воздействия (модернизация материально-технической базы, замена устаревшего оборудования; материальное стимулирования сотрудников и т.п.); нормативную и управленческую документацию, регулирующую деятельность предприятия. В заключении диссертационного исследования подводятся итоги, обобщающие полученные результаты, выделяются наиболее значимые теоретические и практические выводы, использование которых позволит повысить эффективность разработки и внедрения концепции стратегической модернизации СТО макрорегиона. Основные публикации по теме диссертации: Публикации в изданиях, рекомендованных перечнем ВАК РФ Фетисова, О.В. Система социально-экологической ответственности субъектов торговой деятельности / О.В. Фетисова // Среднее профессиональное образование (Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО»). Специальный выпуск «Научно-исследовательская работа». – Москва: ЗАО «Миратос», 2004. – 0,88 п.л. Фетисова, О.В. О концепции модернизации торговой сферы России / О.В. Фетисова, П.А. Фомин // Среднее профессиональное образование (Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО»). Специальный выпуск «Научно-исследовательская работа». – Москва: ЗАО «Миратос», 2004. – 0,75 п.л. / 0,4 п.л. Фетисова, О.В. Системно-факторный подход к модернизации торговой сферы российской экономики / О.В. Фетисова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Экономика и управление. - 2005. - № 1. – 0,96 п.л. Фетисова, О.В. Макроэкономический механизм модернизации торговой сферы России / О.В. Фетисова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 9 (47). - 0,53 п.л. Фетисова, О.В. Организационный фактор модернизации торговой сферы России / О.В. Фетисова // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвузовский сб. науч. статей № 9 (47) / ВолгГТУ. Серия Актуальные проблемы реформирования российской экономики. Вып.2.– Волгоград, 2005. - 0,9 п.л. Фетисова, О.В. Институциональный фактор модернизации торговой сферы России / О.В. Фетисова // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. - 2005. - № 3 (39). – 0,51 п.л. Фетисова, О.В. Структура механизма модернизации торговой сферы / О.В. Фетисова // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Т. 5. Ч. 2. – 2007.- № 1. – 0,45 п.л. Фетисова, О.В. Трансформация организационных структур предприятий сферы товарного обращения в ходе рыночных реформ / О. В. Фетисова // Вестник ВолГУ. Серия 3. Экономика. Экология. Вып.11. - Волгоград, 2007.– 0,5 п.л. Монографии, брошюры, учебники и научно-практические издания Фетисова, О.В. Системная модернизация сферы товарного обращения макрорегиона / О.В. Фетисова. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007. - 24 п.л. Фетисова, О.В. Модернизация торговой сферы южного макрорегиона: факторный подход / О.В. Фетисова // Материалы международной научно-практической конференции «Вековой поиск модели хозяйственного развития России». г. Волжский, 23-25 сентября 2004 г. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. –2,58 п.л. Фетисова, О.В. Маркетинговые исследования регионального продовольственного рынка / О.В. Фетисова. - Москва: НМЦ СПО Минобразования России, 2001. - 8,5 п.л. Статьи в других научных сборниках, научно-практических журналах и периодической печати Фетисова, О.В. Коррекция спроса и предложения на Волгоградском региональном продовольственном рынке / О.В. Фетисова // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Проблемы стабилизации экономики». Ч.2 – Пенза, 1999. – 0,2 п.л. Фетисова, О.В. Формирование региональной модели межотраслевого внутрифирменного механизма мотивации труда в условиях трансформации российской экономики / О.В. Фетисова, А.В. Хоботов, Л.С. Шаховская // Материалы международной научно-методической конференции «Научные основы преподавания финансово-кредитных и учетных дисциплин» Ч.1. – М., 1999. – 0,24 п.л. / 0,08 п.л. Фетисова, О.В. Фирменная торговля как фактор мотивации предложения в рамках региональных промышленно-производственных систем / О.В. Фетисова // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Региональные социально-экономические системы: формирование и особенности функционирования в переходной экономике». – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. – 0,22 п.л. Фетисова, О.В. Факторы спроса на региональном продовольственном рынке / О.В. Фетисова // Материалы II всероссийской научно-практической конференции «Проблемы совершенствования механизма хозяйствования в современных условиях». Ч.2 . - Пенза, 2000. – 0,15 п.л. Фетисова, О.В. Развитие горизонтальных и вертикальных маркетинговых систем как форма регулирования спроса и предложения на региональном рынке товаров мясомолочной продукции Волгоградской области. / О.В. Фетисова // Материалы 37-й ежегодной научной конференции «Макроэкономические проблемы устойчивого развития регионов в переходной экономике». - Волгоград: «Политехник», 2000. – 0,31 п.л. Фетисова, О.В. Спрос на региональном продовольственном рынке и факторы его формирования. / О.В. Фетисова // Материалы 37-й ежегодной научной конференции «Макроэкономические проблемы устойчивого развития регионов в переходной экономике». - Волгоград: «Политехник», 2000. – 0,35 п.л. Фетисова, О.В. Приоритетные направления деятельности ФПГ/ О.В. Фетисова, П.С. Пугиев // Материалы 37-й ежегодной научной конференции «Макроэкономические проблемы устойчивого развития регионов в переходной экономике». - Волгоград: «Политехник», 2000. - 0,68 п.л. / 0,34 п.л. Фетисова, О.В. Региональная модель межотраслевого внутрифирменного механизма мотивации труда в условиях трансформации российской экономики / О.В. Фетисова, А.В. Хоботов // Материалы 37-й ежегодной научной конференции «Макроэкономические проблемы устойчивого развития регионов в переходной экономике». - Волгоград: «Политехник», 2000. – 0,4 п.л. / 0,2 п.л. Фетисова, О.В. Повышение конкурентоспособности предприятий переработки сельскохозяйственной продукции путем организации вертикальных маркетинговых объединений / О.В. Фетисова // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы совершенствования управления предприятием в современных условиях». Ч. 2. - Пенза, 2000. – 0,3 п.л. Фетисова, О.В. Сущность и механизм функционирования регионального продовольственного рынка / О.В. Фетисова // Материалы 38-й ежегодной научной конференции «Макроэкономические проблемы устойчивого развития регионов в переходной экономике». - Волгоград: «Политехник», 2001. – 0,3 п.л. Фетисова, О.В. Государственное регулирование АПК как условие стабильного функционирования региональных продовольственных рынков / О.В. Фетисова // Актуальные проблемы современной экономики. - Волгоград: ООО «Ригель», 2001. – 0,25 п.л. Фетисова, О.В. Создание вертикально-горизонтальных маркетинговых систем как фактор устойчивого развития региона / О.В. Фетисова, Л.В. Нестерова // Материалы научно-практической конференции «Конкурентоспособность, устойчивость и безопасность региона». Волгоград, 15-16 мая 2001 г. - Волгоград: ГУ «Издатель», 2001. – 0,35 п.л. / 0,17 п.л. Фетисова, О.В. Теоретическое обоснование формирования региональных логистических систем / О.В. Фетисова // Вопросы современного развития России: экономический аспект. – Волгоград: ООО «Ригель», 2002. – 0,49 п.л. Фетисова, О.В. Человеческий фактор, как исходный импульс системной факторной модернизации торговой сферы / О.В. Фетисова // Материалы международной научно-практической конференции «Торгово-экономические проблемы регионального бизнес-пространства». 2-3 апреля 2003 г. В 2 т. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – 0,25 п.л. Фетисова, О.В. Кризис торговой сферы СССР и формы его проявления / О.В. Фетисова // Товар лицом. – №10. – 2004. – 0,53 п.л. |