Модернизация сферы товарного обращения макрорегиона (потребительский сектор) (02.10.2007)
Автор: Фетисова Ольга Владимировна
Модернизация природного фактора СТО предполагает приведение функционирования предприятий и организации трансакций участников данной сферы в соответствие с международными экологическими нормами и правилами, а также с задачами сохранения и воспроизводства природно-климатических условий и рекреационного потенциала макрорегиона. Четвертый комплекс проблем диссертационного исследования связан с совершенствованием трансакционных факторов СТО в макрорегионе. Для решения данной проблемы исследуется текущее состояние институционального, организационного и информационного факторов деятельности хозяйственных субъектов макрорегиона, а также разрабатываются основные направления их совершенствования. Выделение указанных факторов в самостоятельную группу оправдано тем, что, участвуя в формировании трансакционных издержек, они влияют на действенность рынков и эффективность фирм СТО. Их значение усиливается при интенсивном росте уровня концентрации и масштабов инвестиций капитала, расширении сетей фирм и ВИК, нарастании монополизма и ужесточении конкуренции на современном этапе развития СТО в регионах и макрорегионах России. В диссертации проанализированы результаты реформирования институционального фактора (формальных и неформальных институтов) СТО, преодоления застойных теневых форм периода тотального дефицита и скрытой инфляции, их усиления во время трансформационного спада, современного движения к оптимизации размеров и позиций, открытости и легализации. Проведенный анализ развития торговых институтов и их влияния на состояние структуры СТО позволил выявить противоречия ее правового регулирования и обосновать меры по модернизации: норм, правил, алгоритмов, процедур, порядков институционального обеспечения деятельности фирм СТО в стране и регионах. Проведенный анализ неофициального сектора экономики СТО Юга России позволил выявить усиление взаимного переплетения скрытого и нелегального (криминального) сегментов неофициального сектора экономики СТО ЮФО, что по мере его развития становится потенциальной угрозой экономическим и политическим интересам России и сопредельных государств. Высокая доля неформальной экономики характерна для субъектов Федерации в ЮФО. По расчетам исследователей она достигает 40-45% в целом по округу. В Республике Дагестан теневая экономика превысила официальную и составила 51%. Примером ее значительных масштабов стало превышение в 1,5 раза доходов населения ВРП Дагестана. Наибольшая доля ненаблюдаемых отношений приходится на торговлю, общественное питание, туризм, здравоохранение, транспорт, строительство, (нерегистрируемые операции юридических и физических лиц). Развитию скрытой деятельности в СТО ЮФО способствуют значительное влияние неформального сектора и организаций малого бизнеса на результаты деятельности отраслей данной сферы и высокая доля альтернативных расчетов в структуре платежей за поставляемую продукцию. Теневые процессы в СТО на Юге России – современные превращенные формы отражения противоречий, накопленных предшествующей системой хозяйствования, обострившихся в условиях ее общего кризиса и во время трансформационного спада. Они проявились в таких теневых экономических явлениях, как коммерческий оборот отвлеченных материальных ресурсов; несанкционированная дополнительная занятость; выпуск неучтенной продукции; платежи за формально бесплатные услуги в рамках государственного сектора; инициативное, легитимно не оформленное строительство объектов сферы товарного обращения; неэквивалентные бартерные обмены и др. Согласно модельным расчетам пропорций конкурентных взаимодействий превышение удельного веса скрытого сектора величины 60% становится критическим показателем для ЮФО. Происходит резкое усиление воздействия теневых факторов на экономику, противоречия между официальным и скрытым укладами проявляются практически во всех сферах хозяйства. Главное направление модернизации институционального фактора СТО ЮФО – выход на траекторию поддерживаемого, направляемого и сбалансированного расширенного воспроизводства, что требует скорейшего выявления конкретных причин возникновения и форм проявления, разработки механизма нейтрализации и устранения скрытых и нелегальных процессов в неофициальном секторе, разумного сокращения его масштабов, перевода в официальный. При исследовании организационного фактора выявлены тенденции роста масштаба, сетей и концентрации капитала в организационных структурах фирм и рынков, усиливающиеся по мере развития СТО макрорегиона. По данным единого государственного реестра, данная сфера (на 01.01.2006 г.) представлена почти 160 тыс. организаций, что составляет треть предприятий макрорегиона. Из общего числа организаций СТО только 22% крупные и средние, а 78% – это малые предприятия со среднесписочной численностью 14 человек. Статистические данные не позволяют судить о реальном состоянии данной сферы. Например, основная часть розничной торговли представлена несколькими организациями, имеющими крупные сети, в которых тысячи сотрудников (ООО «Тамерлан» – сеть магазинов «Пятерочка» и ЗАО «Тандер» – сеть магазинов «Магнит» и др.). Мелкие предприятия СТО имеют незначительный оборот по сравнению с сетевыми фирмами и большей частью сосредоточены в общественном питании. По мере развития сетевого бизнеса, возникают новые проблемы в формировании оптимальных организационных структур. В диссертации определены признаки различных типов компаний, появившихся в СТО в современной России и успешно действующих в информационной среде (эдхократические, многомерные, партисипативные). Среди них наиболее распространенными становятся горизонтальные корпорации и сетевые организации. Автор выявляет их сильные и слабые стороны (табл. 4) и определяет рациональные организационные структуры фирм СТО различных видов, масштабов и сегментов рынков, оценивая их преимущества и недостатки. Для современного этапа модернизации СТО в макрорегионах целесообразно преодоление построения организационной структуры предприятий на основе узкой функциональной специализации, доказавшей на практике свои недостатки (увеличение числа уровней управления, большой объем усилий по координации и т.п.) в пользу интеграции процессов управленческой деятельности. Традиционные иерархические структуры управления в предприятиях СТО в ходе модернизации дополняются множеством мобильных и гибких горизонтальных связей, образуя так называемые гетерархические структуры. Изменяются не только сами компании, став организациями «без внутренних перегородок», компаниями-сетями, но и традиционные связи и взаимоотношения между компаниями, что влечет за собой возникновение фрактальных компаний «без границ», самовоспроизводящихся сетей компаний. Основными направлениями модернизации организационного фактора СТО являются: формирование организационных структур предприятий, основанных на сочетании горизонтальной и вертикальной интеграции профильных процессов в компаниях, их объединение с помощью глобальных информационных систем в стратегические альянсы, кластеры. Таблица 4 Сравнительная характеристика признаков горизонтальных корпораций и сетевых организаций Горизонтальная корпорация Сетевая организация Признаки Структура формируется на основе базовых процессов, в независимости от функционального разделения труда. Ослабление иерархии и обособление функциональных и штабных органов. Оптимизация деятельности внутри базовых процессов. Создание минимально возможного количества межфункциональных рабочих групп (команд) для осуществления базовых процессов. В группы входят представители функциональных служб. Основной критерий деятельности компании - степень удовлетворения нужд потребителей. Структура формируется из самостоятельных в хозяйственном, а иногда и в правовом отношении, центров (хозяйственные единицы, отделения, производственные сегменты, центры прибыли). Сетевая организация может быть представлена двумя организационными моделями: сеть, сформированная крупной компанией; сеть компаний близких по размеру предприятий. Вся цепочка создания благ превращается в совокупность услуг. Сильные стороны Гибкость, максимальное приспособление к меняющимся требованиям рынка. Сокращение нерациональных затрат управления. Мобилизация всех ресурсов компании на достижение поставленных целей. Адаптивность к изменяющимся условиям. Концентрация на приоритетных областях специализации, на уникальных процессах. Минимизация издержек за счет оптимизации структуры и узкой специализации. Привлечение к совместной деятельности в рамках сети лучших партнеров. Слабые стороны Управленческие принципы не уточнены и не апробированы. Имеются сложности в управлении компанией в связи с ослаблением иерархии. Отдается предпочтение специализации, концентрации на ключевых компетенциях. Имеется зависимость от кадрового состава, возрастают риски, связанные с текучестью кадров. Наблюдается нарушение принципов сегментирования. В диссертации проведен анализ актуального множества информационных продуктов по автоматизации торговых процессов с точки зрения информации, ее количественных и качественных характеристик, влияющих на развитие СТО и возможность принятия правильного управленческого решения. Дана сравнительная характеристика информационных управленческих систем и современных торговых информационных систем (табл. 5). Определен круг конкретных задач, решаемых в результате создания современной торговой информационной системы в рамках получения релевантной и своевременной информации. Глобальные изменения во всех сферах экономики и СТО, нарастающий поток информации, требует от менеджеров предприятия развития навыков получения, обработки, а, главное, умения принимать решения и анализировать их последствия на основе полученной информации. Таким образом, в рамках использования информационного фактора возрастает роль человеческого фактора. При этом информация становится доминирующим трансакционным фактором, и отличительной особенностью информационных ресурсов является то, что они не истощаются (как природные ресурсы), а, напротив, увеличиваются, воздействуя на эффективность использования всех остальных факторов. Таблица 5 Сравнительная характеристика информационных управленческих систем и современных торговых информационных систем Критерий Информационные управленческие системы Торговые информационные системы Стратегическая направленность Решение оперативных и тактических задач торгового предприятия Решение стратегических задач торгового предприятия Информационные процессы Процессы для сбора и обработки разнообразной информации и решения других локальных задач Процессы для управления торговым предприятием, сетевые и телекоммуникационные комплексы, системы передачи телеметрической информации, системы жизнеобеспечения, Internet и Intranet-решения Структура программного обеспечения Закрытая модульная структура Открытая модульная структура Функциональные возможности Частичная автоматизация бизнес-процессов Автоматизация всех бизнес-процессов предприятия, оперативный контроль и управление процессами Защита информации Возможность использования одной и той же информации на разных уровнях, неограниченный доступ к информации Обеспечение необходимого уровня безопасности и защиты информационных ресурсов торгового предприятия Экономическая информация трактуется автором как дефицитный стратегический ресурс, который становится лимитирующим фактором принятия управленческих решений в хозяйственной деятельности субъектов СТО. Раскрыто содержание информационного цикла в предприятиях СТО, фазами которого являются: определение источников информации; выбор (использование критериев новизны и актуальности, оперативности и времени реализации, общественной значимости и рентабельности использования); получение информации (определение каналов и форм); обработка эффективными методами и инструментами (SWOT-анализ, мониторинг конкурентной среды, общественные институты, научно-практические конференции, обзоры); складирование (печать, электронные базы данных, блоки АСУ); целевое использование (виды деятельности, функции управления; направления развития); реализация информации (внутри и вне границ предприятия); получение дохода (части прибыли). В процессе реализации данной модели у предприятий СТО в ЮФО возникает ряд проблем, обусловленных как спецификой каждого из входящих в нее сегментов, так и этноэкономическими особенностями экономики регионов, слабым развитием всей инфраструктуры. К исследуемым проблемам относятся: слабое развитие информационной базы предприятий СТО макрорегиона; асимметрия информации о конкурентной среде; устаревшие данные, поступающие в распоряжение менеджеров; дефицит квалифицированных специалистов по сбору информации; отсутствие специализированного информационного обеспечения торгового бизнеса; низкая рентабельность использования запасов информации, отсутствие специализированных баз данных; несистемный характер обработки информации; неумение извлечь дополнительные выгоды от хранения информации; отсутствие выгод от интеграции (отсутствие самой интеграции) в обмене информацией с поставщиками (производителями). Таким образом, важной задачей в рамках модернизации информационного фактора СТО макрорегиона является создание и развитие информационно-телекоммуникационного комплекса (ИТК), его основных технологий и соответствующих форм организации на уровне ЮФО в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия» (2002-2010 гг.). На ее основе должна быть разработана комплексная межрегиональная программа формирования единого информационно-коммуникационного пространства Юга на основе развития проводных и беспроводных видов связи, осуществления широкомасштабной компьютеризации всех сфер хозяйства. Что позволит планомерно перейти к расширенному применению Internet-технологий в сфере товарного обращения МР, в частности, для создания возможностей своевременного обмена информацией между хозяйствующими субъектами и электронного документооборота. Пятый комплекс проблем диссертационного исследования связан с разработкой механизма модернизации СТО макрорегиона, который представляет собой систему разрешения внутренних (между ее элементами) и внешних (с другими сферами среды) противоречий ее функционирования с целью достижения максимальной действенности рынков для обеспечения конкурентоспособного, устойчивого и безопасного развития индивидуальных и ассоциированных хозяйственных субъектов макрорегиона. Сформирована структурная модель механизма реализации стратегии модернизации СТО (рис. 4). Для модернизации СТО макрорегиона преобладающее значение имеет макроэкономический механизм регулирования данного процесса, который обусловлен действующим типом системы хозяйства и верховенством целостности, суверенитета и национально-государственных интересов страны. Он формируется под воздействием эволюционных изменений в мировой и национальной экономике, а также в самом человеке, этносах и сообществах. С этим механизмом в качестве его дополнений и модификаций взаимодействуют стратегические механизмы хозяйствования мезо- и микро- уровней, составляя единое целое. |