Модернизация сферы товарного обращения макрорегиона (потребительский сектор) (02.10.2007)
Автор: Фетисова Ольга Владимировна
К формированию стратегии применена концепция эндогенных факторов производства, адаптированная к предприятиям СТО, результат деятельности которых может быть представлен как функция: Q = F (A, T, M, Ins, O, Inf), где Q – продукт их деятельности (услуги по обеспечению обращения товаров); А – человеческий фактор; Т – технологический фактор; M – природно-материальный фактор; Ins – институциональный фактор; O – организационный фактор; Inf – информационный фактор субъектов хозяйствования, взаимодействующих в сфере. На предприятиях СТО они приобретают свое содержание (см. табл. 3). Все указанные условия, ресурсы и факторы должны учитываться в стратегии модернизации со стороны предложения и со стороны спроса. Таблица 3 Факторы, оказывающие влияние на состояние и развитие СТО Наименование Описание Человеческий фактор (А) трудовой (знания, умения, навыки, опыт) и потребительский (предпочтения, спрос, потребительское поведение, уровень и качество жизни) ресурсы Технологический фактор (Т) техника и технология; объем и характеристика производственных мощностей; инфраструктура; научно-технический потенциал предприятий торговли Материальный природный фактор (M) естественно-климатические условия; месторасположение предприятия торговли; уровень соблюдения предприятием санитарных и противоэпидемических норм; способность предприятия вести экологически безопасную деятельность, реализовать высококачественную безвредную для здоровья потребителей продукцию Институциональный фактор (Ins) различные обобщенные комбинации национальных и региональных норм, правил, традиций, договоров, обычаев, которые регламентируют и развивают деятельность торговых предприятий Организационный фактор (О) возможность принятия решений (а в случае необходимости мобильного изменения внутренней и внешней структуры предприятия) при любых изменениях рыночной конъюнктуры, требующих пересмотра краткосрочной или долгосрочной стратегии развития Информационный фактор (Inf) знания, сведения, данные (информация) о внутреннем (объем продаж, выручка, остатки свободных средств, состояние товаро-материальных запасов и т.д.) и внешнем (конкурентная среда, потребительские предпочтения; поставщики и т.п.) состоянии рынков и торговых предприятий Трансформационные и трансакционные факторы модернизации СТО обеспечиваются соответствующими ресурсами: трудовыми; торговым оборудованием и техникой, зданиями и сооружениями; окружающей средой; нормами, правилами, порядками и обычаями, координирующими агентов рынков и партнеров по бизнесу в СТО; основными и вспомогательными организационными структурами, подразделениями и органами управления; базами и банками данных локальных, региональных, национальных сетей и Интернет, различных сведений из теории и практики хозяйства, политики, культуры и т.п. Все факторы оказывают взаимное влияние, что должно быть учтено при согласовании их изменений в стратегии модернизации СТО макрорегиона. В этом взаимодействии проявляется их соответствие, дополнение и замещение. Развитие человеческого фактора приводит к изменениям качества и структуры других факторов, субъектов СТО и рынков, так как это развитие (рост уровня профессиональной подготовки и квалификации) приводит к развитию техники (возникают новые технологии, осваивается нового оборудование, здания, сооружения и т.д.). Это изменяет институциональный (правила, обычаи, нормы торговой деятельности акторов и агентов) и организационный фактор (меняются состав, структуры, масштабы торговых предприятий, конфигурации их сетей или вертикально интегрированных компаний). Развитие информационного фактора влияет на все остальные факторы, особенно на человеческий как главный среди всех остальных. Соответствие факторов постоянно нарушается и восстанавливается, они замещаются, создавая новые пропорции в продуктах и затратах, дополняют друг друга. Это актуализирует задачу минимизации издержек при отставании какого-либо фактора и изменении их структур при инновации. Принцип соответствия между группами трансформационных и трансакционных факторов меняется на различных стадиях развития субъектов и сделок в рыночной экономике. На первой стадии преобладает инвестирование в трансформационные факторы (люди, помещения, техника и т.д.), использование которых способно быстро заложить основы (фундамент) для модернизации СТО. Постепенно налаживаются торговые процессы, расширяется клиентура, растет имидж предприятий, развиваются потребительские предпочтения, а с ними – новые рынки товаров и услуг. На второй стадии преобладает инвестирование в трансакционные факторы, что приводит к возрастанию их роли более быстрыми темпами. Эти две группы факторов неразрывно связаны друг с другом, они постоянно подпитывают и подталкивают друг друга в своем развитии. Взаимодействие настолько тесно и взаимообусловлено диалектическим характером их существования, что правомерно предположить наличие закона соответствия трансформационных и трансакционных факторов. Существование подобного закона объясняет логику модернизационных процессов в СТО и их поступательный характер, когда поэтапные инвестиции в ее развитие не просто начинают окупать себя, но приводят к качественным субъектно-объектным преобразованиям этой сферы деятельности. Развиваясь, торговые предприятия, совершенствуют виды и формы торговой деятельности, но развивается и покупатель, и его человеческий капитал, который станет основой развития других сфер хозяйства. Так модернизация СТО становится локомотивом развития экономики регионов и страны в целом. В диссертации обоснована необходимость применения многоуровнего подхода в процессе разработки стратегии модернизации СТО в соответствии с теми изменениями, которые произошли на разных уровнях хозяйствования и во многом определяют перспективы данной сферы; определены объекты, задачи, цели и субъекты исполнения стратегии. Многоуровневый подход к модернизации СТО предполагает синхронизацию этого процесса на всех уровнях экономического развития и субъектно-объектной деятельности участников СТО во времени и пространстве. Рассматривая отличительные особенности концепции и стратегии модернизации СТО, следует отметить, что концепций может быть множество: концепция глобальной модернизации торговой деятельности, концепция ВТО, концепция развития СТО макрорегиона. Концепция может разрабатываться только на уровне макроэкономики, учитывая специфику ее мезо и микро частей. Предельным уровнем разработки стратегии модернизации СТО выступает мезоуровень. На микроуровне фирм разрабатывается только стратегические и тактические планы модернизации их деятельности. Разработка стратегии модернизации СТО макрорегиона предполагает наличие единого субъекта координации и интеграции целей микро и мезо уровня, что соответствует новому уровню пространственного обобществления хозяйствования с учетом национальных и региональных интересов в контексте глобализации. Целевые установки и задачи концепций, стратегий, программ модернизации СТО России, механизмы их реализации и рекомендации должны приобрести практическую значимость для конкретных исполнителей, помочь им функционально согласовать свои действия и обеспечить положительную результативность. Поэтому основные программные документы федеральных и региональных властей и сама технология принятия управленческих решений должны базироваться на методологии системного программно-целевого подхода, сочетании стратегического индикативного планирования и тактического договорного регулирования как социально-рыночных методов хозяйствования. Третий комплекс проблем диссертационного исследования связан с разработкой прогрессивных направлений развития трансформационных факторов СТО макрорегиона на основе предварительного исследования текущего состояния ее человеческого, технологического, природного (экологического) факторов для определения основных направлений их совершения с целью соответствия современным условиям хозяйствования. Человеческий фактор – является исходным в процессе, центральным в регулировании и конечным критерием в оценке системной модернизации СТО макрорегиона. Человеческое развитие представляет собой и процесс расширения человеческого выбора, и достигнутый уровень благосостояния людей. Для ЮФО характерно, что среднедушевые доходы населения в месяц на протяжении ряда лет продолжают оставаться одними из самых низких в РФ и составляют по МР и РФ соответственно: 1995 г. – 309 и 516 тыс. руб.; 2000 г. – 1429 и 2281 руб.; 2005 г. – 5337 и 8023 рублей. Резкое обнищание населения отражается индикатором доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. Так, за 2005 г. он составляет: в Калмыкии - 61,9 %, в Ингушетии – 61,3 %, в Адыгее – 34 %. Естественно, что уровень доходов населения оказывает значительное влияние на масштабы сферы товарного обращение и на его структуру. Так, например, современные формы торговли (супермаркеты) появились только в 2002 г. в некоторых крупных городах ЮФО. В работе проведен анализ влияния изменения доходов населения на процесс трансформации СТО. Рост дифференциации доходов населения вызывает дифференциацию платежеспособного спроса. Потребительские расходы в среднем на душу населения в месяц в ЮФО и в среднем по РФ составляли: 1995 г. – 203 и 316 тыс. руб.; 2000 г. – 1142 и 1723 руб.; 2005 г. – 4166 и 5648 рублей. Потребление основных продуктов питания по МР в год на человека составляет: по мясу и мясопродуктам – 88 %; по молоку и молочным продуктам – 86,3 %; по яйцам – 94,5 % от средне российского показателя. Фактическое потребление продуктов питания в России значительно отстает от рекомендованных норм: по мясу и мясопродуктам – на 36 %, по молоку и молокопродуктам - на 41,3 %, по маслу растительному – на 15,4 %. Таким образом, с одной стороны, предприятия СТО макрорегиона должны изменяться в соответствии с эволюцией условий хозяйствования и потребительских предпочтений, с другой стороны, уровень и качество жизни населения настолько низки, что не позволяют в полной мере пользоваться высококачественными продуктами и услугами. Следует отметить, что крайне низкой является и производительность труда на предприятиях СТО РФ. Проведенный в диссертационном исследовании сопоставительный анализ для РФ и развитых стран позволил выявить способы и резервы ее повышения. На основе теорий оценки человеческого фактора, в диссертации предлагается обобщенная схема его оценки в СТО (рис. 1). В ЮФО при общей достаточно высокой степени занятости в экономике трудоспособного населения (83 %) устойчива тенденция к ее снижению (88,8 % к 1995 г.). Однако она имманентно противоречива. Быстрое сокращалось количества рабочих мест в реальном секторе, что во многом обусловлено его модернизацией и «сжатием». Одновременно увеличивалась занятость в СТО (организация логистических центров, открытие крупных торговых центров и сетей, ростом и дифференциацией предприятий общественного питания): 2000 г. – 15,5 %, а в 2005 г. – 18,7% общего числа занятых в экономике. Рис. 1. Обобщенная схема оценки человеческого фактора в СТО На рынке труда южных регионов сохраняется дисбаланс спроса и предложения. Запросы работодателей ориентированы в сторону высококвалифицированных кадров, как специалистов, так и рабочих, в то же время 74,1 % предложений рынка труда приходится на граждан, ранее не работавших (среди зарегистрированных безработных 15 % - выпускники) или получивших подготовку по специальностям, не востребованным на рынке труда. В диссертационном исследовании раскрывается влияние уровня развития человеческого фактора на развитие и состояние СТО, а процесс ее модернизации требует внедрения регулярной аттестации, системы непрерывного повышения уровня компетенции персонала и методов мобильной реструктуризации состава работников предприятий во всех ее секторах и сегментах (см. рис. 2). Основными направлениями модернизации человеческого фактора СТО являются: аттестация рабочих мест и работников с учетом актуального и потенциального человеческого капитала; оптимизация структуры, функций и размеров персонала; повышение компетенций работников на основе применения типовых и индивидуальных систем их развития; внедрение программ непрерывного обучения; обеспечение условий роста производительности и высокой мотивации труда; планирование карьерного роста работников; снижение доли неквалифицированного труда; соблюдение режима труда и отдыха и т.д. Рис. 2. Модель компетенций работников СТО Примечания: А – лидерский уровень развития компетенции (требуется для высшего менеджмента); В – сильный уровень развития компетенции (требуется только для руководящего звена); С – базовый уровень, необходимый и достаточный для специалиста; D – компетенция недостаточно развита (нормальный уровень, требуется и возможно развитие); Е – компетенция не развита (неудовлетворительный уровень, развитие обязательно, но затруднено); Кл – лидерская компетенция; Ки – исследовательская компетенция; Кд – должностная компетенция; Кс – специальная компетенция; Ко – образовательная компетенция. В диссертационном исследовании проанализировано состояние и развитие технологического фактора в СТО, которая продолжает оставаться одной из самых отсталых по уровню механизации и автоматизации труда. Стоимость основных фондов предприятий СТО на начало 2006 г. составляла в России 2,1 % и в ЮФО – 1,7 % от общей стоимости основных фондов предприятий. Степень их износа в МР является крайне высокой и составляет 55,5 %, полностью изношенными являются 14,7%. По инвестициям в основной капитал на душу населения в 2005 г. ЮФО занимал последнее место среди макрорегионов России. В основной капитал СТО МР инвестировано всего 2,5 % от общего объема инвестиций (по России – 3,9 %). Как в целом в экономике макрорегиона, так и в СТО основные инвестиции были сделаны в Краснодарском крае, Ростовской области, Волгоградской области, Ставропольском крае. Остальные субъекты макрорегиона практически не инвестировали в развитие МТБ данной сферы. Показатели прогрессивности, активности, сроков эксплуатации, обновления и выбытия составных частей технологического оснащения предприятий СТО являются крайне низкими, что подтверждает необходимость ее модернизации. Одной из первоочередных задач использования достижений НТП в инфраструктурном компоненте СТО является оснащение оптовых баз, складов, магазинов современными средствами для транспортировки, складирования, погрузочно-разгрузочных и других технологических операций с грузами. В диссертации определяются магистральные составляющие процесса технологической модернизации акторов и агентов СТО: электронизация, медиатизация, компьютеризация и применение Internet, что отражено на рис. 3. Модернизация должна завершить механизацию и автоматизацию торговых процессов: применение автоматизированных торговых комплексов, оборудование современными типами контейнерных установок и средствами малой механизации для транспортировки и складирования; создание технических комплексов локальных сетей и единой информационной компьютерной системы оптовой и розничной торговли в регионах. Процесс модернизации СТО на Юге России значительно затрудняется низкой информационной активностью организаций и их слабой обеспеченностью персональными компьютерами. В ЮФО максимальная величина удельного веса компьютеров, имеющих доступ к глобальным сетям, составила в Ростовской обл. – 18,4 %, тогда как в Новосибирске – 30,8 %, Москве – 31%. Использование электронной почты – самого прогрессивного канала телекоммуникации – на Юге составляет 0,7 % от общероссийского уровня. Модернизация технологического фактора информатизации СТО предполагает внедрение всевозможных справочных систем: от мониторов, демонстрирующих ролики, до полноценных информационных киосков с LCD-мониторами. Среди актуальных новаций – стеллажи с электронными ценниками. Это позволит упростить учет товаров на полках, легко варьировать цену в зависимости от времени суток. Рис. 3. Направления развития технологического фактора СТО Одним из важных факторов ускорения процесса реализации товаров и обслуживания покупателей является автоматизация контрольно-кассовых операций на основе современных высокопроизводительных электронных контрольно-кассовых машин, позволяющих вести не только расчеты с покупателями, изучать покупательский спрос, учитывать число покупателей, но и обрабатывать магнитные и микропроцессорные карты, а также собственные дисконтные карты. Этим требованиям отвечают POS терминалы, оснащенные компьютерами со специальным периферийным оборудованием: сканером штрих-кодов, принтером чеков, кассовой клавиатурой, считывателем магнитных карточек, замком под ключ доступа, дисплеями покупателя и кассира. Если эта система интегрирована с оборудованием «price-checker», она позволяет покупателю самостоятельно сканировать все «товары в корзине», видеть их общую цену, открыто и самостоятельно оплачивать покупки без помощи кассира. Широкомасштабное использование в СТО новейших информационных технологий, прежде всего информационных телекоммуникационных, и глобальной сети Internet позволит существенно сократить трансакционные издержки. Модернизацию отечественной СТО, координацию ее действий с международными системами торговли нельзя осуществить без ускоренного развития инфраструктуры электронной торговли, означающей использование компьютерных технологий обеспечения документооборота на всех этапах проведения сделок и операций, включая заказ товара, проведение платежей, управление процессом реализации и контроль доставки. Автором детализированы основные блоки анализа природного фактора при определении экологичности деятельности торговых фирм и рынков. Это – формирование потребительского менталитета потребления экологически чистых продуктов; реализация экологически чистой и качественной продукции; соблюдение организационных, технологических, инженерно-технических и санитарно-эпидемиологических условий; оздоровительные и профилактические мероприятия для работников; участие фирм в природоохранных программах регионов и макрорегионов. Однако многие субъекты СТО ЮФО нарушают эти требования, не соблюдают действующие правила и нормы. Наиболее часто встречались такие нарушения, как продажа некачественных товаров с истекшим сроком годности, продажа контрафактной продукции без документов и сертификатов качества, а также обвес и обсчет покупателей. Строительство и сооружение объектов СТО производиться без учета СНиПов, интересов жителей близлежащих домов, создавая в дальнейшем невозможные условия для проживания. При рассмотрении природных факторов СТО автор акцентирует внимание на проблемах экологизации торговли и общественного питания с учетом природной специфики, производственной и рекреационной специализации регионов ЮФО. Разработан механизм регулярной оценки экологической эффективности деятельности предприятий СТО. Он включает: организацию (определение цели, субъектов и объектов, процессов и порядков), планирование (определение показателей, методов и инструментов оценки состояния и динамики предмета); процесс оценки (сбор информации, ее учет и обработка); анализ результатов (сопоставительный нормативный и позитивный анализ полученных данных), отчетность (формирование и распространение информации о полученных результатах); разработку мер повышения экологической эффективности. |