Модернизация сферы товарного обращения макрорегиона (потребительский сектор) (02.10.2007)
Автор: Фетисова Ольга Владимировна
- теневая экономика, коррупция; - фундаментализм и политизация этничности; - высокий уровень безработицы и низкий уровень жизни; - высокая миграционная активность населения; - гендерные проблемы; -низкий профессионально-квалификаци-онный уровень населения; - отток русскоязычного населения; - медленное формирование новых транспортных коридоров Юга России. и экономических инструментов. Цель стратегии задается в системе индикаторов развития и их конечных параметров. Разработка стратегии модернизации СТО макрорегиона предполагает постановку научно определенных интегральных и дифференциальных, конечных и этапных целей деятельности хозяйственных субъектов, в структуре «растущего дерева целей» с соответствующими видами их ответвлений. Критерием успешного достижения интегральной цели модернизации СТО макрорегиона является максимизация действенности его рынка (MPMR) в зависимости от производственной (PE) и аллокативной эффективности (AE), эффективности распределения (DE), технологической (TP) и институциональной прогрессивности (IP), а также характеристики продукции предприятий и товаров на рынках макрорегиона (PP). Следовательно, (MPMR) = f (PE, AE, DE, TP, IP, PP), а выдвинутый критерий модернизации может быть выражен так: MPMR ? max. Достижения этого максимума зависит от качества и взаимодействия факторов деятельности агентов СТО и, очевидно, связано с их производственной функцией вида Q = F (A, T, M, Ins, O, Inf). Но эта действенность является результатом взаимодействия структуры данного рынка (MS) и рыночного поведения его агентов (MC), или MPMR = g(MS, MC), тогда: max f (PE, AE, DE, TP, IP, PP) = max g(MS, MC). Дифференциальными индикаторами модернизации СТО, помимо аргументов функции f и традиционно применяемых, могут служить удельные торговые затраты (SC), качественные характеристики товарной продукции (QP), ее структурная дифференциация в макрорегионе (PD), затраты на рекламу (A), импортные ограничения (IR), торговые барьеры (TB) и т.п. Процесс выработки целей, связывая высший и низший уровни субъектов (инициаторов и исполнителей) стратегии, осуществляется в режиме единства прямой и обратной связи. Сначала «снизу вверх», от частных целей к общим, создается «корневая система» стратегии. Затем «сверху вниз», от общих целей к частным, создается «крона дерева целей», конкретизирующая их по направлениям, секторам, сегментам и субъектам СТО. Интегральная цель распадается Таблица 2 Формат для разработки сценария развития СТО макрорегиона Критерий Оценка Условия Внутренние и внешние долгосрочные тенденции, состояние объектов и субъектов, возможности и угрозы внешней среды, сильные и слабые стороны, проекты и процессы в СТО макрорегиона. Причины Флуктуации и тенденции, возникающие в параметрах внешней или внутренней среды СТО и смежных сферах воспроизводства. Альтернативы Один из возможных вариантов развития СТО МР, сравнимый с другими вариантами в целях выбора оптимального. Принимаются для анализа: худшие или стандартные условия среды; альтернатива-максимум. Предпосылки Накопленный опыт преобразований; созданные образцы передовой организации; возникновение нового мышления; модернизация всей экономики, требующая адекватной инфраструктуры и развития СТО. Субъекты Главные институциональные субъекты с точки зрения целей проведения модернизация и постановки задач, ожидаемых результатов. Объекты Предприятия, организации, органы власти, средства и факторы производства, отношения инфраструктуры в рамках СТО, представляющие определенную сторону интересов и отношений в рамках данной сферы. Ресурсы Природные, человеческие, технологические, институциональные, организационные, информационные – их освоенность и вовлеченность в хозяйственный оборот субъектами СТО макрорегиона. Движущие силы Субъекты модернизации СТО, использующие существующие ресурсы. Методы Экономические, административные, правовые, социальные, психологические; прямые и косвенные. Инструменты Ставки налогов, виды кредита, банковский процент, дотации, инвестиции, тарифы, цены, гарантии, лицензии, санкции и т.п. Императивы Система предельных отклонений от базовых показателей развития от генерального тренда, ограничения внешней и внутренней среды (по ресурсам, факторам, товарам, процессам и пр.), которые необходимо учитывать при разработке сценария развития СТО. Приоритеты Предпочтительные параметры траектории достижения цели, очередность выполнения промежуточных тактических задач, обусловливающие как алгоритм модернизации СТО, так и механизмы ее реализации. Этапы Сроки осуществления сценариев и их частей. Ориентиры Определенные точки в области целеполагания модернизации, значения стандартов и индикаторов, качественно и количественно описывающих состояние СТО по этапам продвижения к конечной цели. Последствия Эффекты акселерации и мультипликации, аппликации и репликации полученных результатов в субъектах СТО. Мониторинг Порядок определения параметров текущего состояния СТО в реперных точках стратегической траектории. Контроллинг Определение соответствия следования выбранному сценарию. Коррекция Способ внесения изменений в целевые установки и параметры программ реализации стратегического сценария. на дифференциальные по аспектам модернизации (ресурсам, факторам и про дуктам, а также времени и пространству их реализации). При этом следует строго соблюдать принцип полноты отражения: каждая цель конкретизируется на новом уровне дифференциации так, чтобы вся их совокупность полностью и однозначно раскрывает целостность и изменение интегральной цели стратегии. Далее общие для макрорегиона целевые установки проецируются на проблемы развития в СТО каждого региона и разворачиваются ими в собственную систему целей, структура которой едина и субординирована по уровням. Параметрами согласования на данном этапе являются приоритеты, ориентиры и императивы стратегии, которые определяют вектор предпочтений в реализации миссии СТО макрорегиона, траекторию ее развития, коридор допустимых отклонений параметров (пороговых значений) целевых индикаторов, способ и скорость решения поставленных задач. Определение имеющихся и требуемых ресурсов, институция и организация их потоков должны основываться на оценке как потенциала СТО, так и сложившейся структуры угроз. Оптимизация траектории модернизации СТО должна исходить из необходимости максимального целевого использования мобилизуемых ресурсов при достаточной степени их аккумуляции и дистрибуции по срокам и объектам в принятой системе приоритетов и императивов. Эффективное осуществление стратегической модернизации СТО предполагает создание математической модели и АСУ изменениями (с учетом достижений и отклонений) для перманентной настройки на оптимальную траекторию. Исследование и практическое разрешение противоречий, определение перспектив и механизмов регулирования процесса модернизации СТО требует выявление не только условий, но и ресурсов, которые становятся источниками факторов непосредственного воплощения стратегии модернизации в жизнь. чкчачХчачаЙачХчХчВчХчё±ё§ќ‘ќё±ё…ё±В|Вuё±В|В±ё… 6ющая дифференциацию и взаимный переход условий, ресурсов и факторов в воспроизводстве и реализации потенциала данной сферы. Общие макроэкономические и специфические мезоэкономические условия обусловливают аллокацию ресурсов и формируют комплексы локализованных факторов предприятий СТО макрорегиона. Поскольку факторы возникают из ресурсов и условий макрорегиона, это определяет центральное место в стратегии развития механизма их эффективной трансформации и реализации потенциала СТО. В соответствии с принятой методологией СТО макрорегиона предстает как системное экономическое пространство с условиями (С), «насыщенное» потенциальными ресурсами (R), формирующими локализованные в предприятиях факторы данной сферы, а также продукт (и потенциал) последней (Q). В процессе взаимодействия данных факторов при определенных условиях и существующих ресурсах СТО воссоздается в новом качестве с уже измененными условиями, доступными ресурсами и используемыми факторами. Этот процесс предполагает осуществление четырех обязательных стадий, которые необходимо учитывать: разнообразные условия СТО макрорегиона преобразовываются в доступные для использования ресурсы; они приобретаются хозяйственными субъектами, становясь различными запасами и резервами; потом они преобразуются в эндогенные факторы производства продуктов и услуг предприятий; результат взаимодействия этих факторов вовлекается в новые воспроизводственные процессы макрорегиона. При разработке стратегии модернизации СТО необходимо учитывать условие: CRP > PMS > FFP > PМD > TRС > SPM > ISD, где CRP – потенциальные условия и ресурсы макрорегиона; PMS – потенциал рыночного предложения товаров; FFP – функционирующие факторы производства; PMD – потенциал рыночного спроса; TRС – выручка от реализации продукции макрорегиона; SPM – стратегический потенциал модернизации; ISD – инвестиции стратегического развития. В этих кругооборотах капиталов предприятий СТО обеспечивается реализация произведенных в других сферах товаров для последующего потребления, что изменяет природные и социальные условия жизни сообщества макрорегиона. Следовательно, функционирование предприятий СТО меняет ее внутреннюю и внешнюю среду, пополняет и истощает «кладовую» потенциальных ресурсов, определяет состояние и динамику рынков, ориентирует инвестиции в будущие факторы воспроизводства всех сфер и отраслей макрорегиона. |