Delist.ru

Модернизация сферы товарного обращения макрорегиона (потребительский сектор) (02.10.2007)

Автор: Фетисова Ольга Владимировна

- раскрыты принципы и критерии, блочная и функциональная структуры, сформированы логическая и графическая модели, описан алгоритм создания и действия общего механизма реализации стратегии модернизации СТО макрорегиона; выделены основные направления совершенствования деятельности субъектов государственного управления и микроэкономического уровня с целью успешной реализации стратегии модернизации СТО макрорегиона.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в том, что выдвинутые автором теоретические, методологические, методические и научно-практические рекомендации могут быть использованы при создании и осуществлении стратегии системной модернизации СТО макрорегиона. Они могут быть реализованы при проектировании, прогнозировании и государственном регулировании данного процесса с целью защиты национально-государственных интересов в условиях глобализации отечественной экономики. Разработанные направления модернизации торговой деятельности на микроуровне применимы в качестве практического руководства для снабженческо-сбытовых, коммерческих служб хозяйствующих субъектов.

Разработанные в диссертации положения и концептуальные решения отдельных проблем могут найти применение в преподавании таких учебных дисциплин высшей школы, как «Региональная экономика», «Экономика предприятия и организация производства», «Предпринимательство», «Коммерческая деятельность», «Управление персоналом», «Торговый менеджмент», а также спецкурсов по реформированию экономики России.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы на различных этапах представлялись научной общественности в докладах, выступлениях, обсуждались на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных и городских научных конференциях и семинарах в 1999-2007 гг., в том числе на: Всероссийской научно-практической конференции «Региональные социально-экономические системы: формирование и особенности функционирования в переходной экономике» (Волгоград, 1999 г.); II Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы совершенствования механизма хозяйствования в современных условиях» (Пенза, 2000 г.); 37-ой ежегодной научной конференции «Макроэкономические проблемы устойчивого развития регионов в переходной экономике» (Волгоград, 2000 г.); Межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы совершенствования управления предприятием в современных условиях» (Пенза, 2000 г.); 38-ой ежегодной научной конференции «Макроэкономические проблемы устойчивого развития регионов в переходной экономике» (Волгоград, 2001 г.); научно-практической конференции «Конкурентоспособность, устойчивость и безопасность региона» (Волгоград, 2001 г.); международной научно-практической конференции «Вековой поиск модели хозяйственного развития России» (Волгоград, 2004 г.); VII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права» (Москва, 2004 г.); III Всероссийской научно-практической конференции «Стабилизация экономического развития Российской Федерации» (Пенза, 2004 г.); Первой Всероссийской научно-технической Интернет-конференции «Современные проблемы экологии и безопасности» (Тула, 2005 г.); Всесоюзной научно-практической конференции «Резервы экономического роста предприятий и организаций» (Пенза, 2005 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Организация и управление в трансформационном обществе: экономические, социальные, правовые и психологические аспекты» (Пенза, 2006 г.).

Отдельные положения исследования используются в процессе преподавания учебных дисциплин «Экономика предприятия», «Организация предпринимательской деятельности» в Волгоградском государственном университете, Волгоградском государственном техническом университете.

Публикации. Основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в 46 научных публикациях автора общим объемом 52,5 п.л., в том числе авторских – 51,4 п. л., из них две монографии и 8 работ в журналах и научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, объединяющих шестнадцать параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего 554 источника, приложений. Содержание диссертации изложено на 350 страницах печатного текста, иллюстрировано 28 рисунками и 34 таблицами и приложениями.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень ее научной разработанности, формулируется цель, ставятся задачи, определяются объект и предмет исследования, описываются методологические подходы, кратко излагаются полученные автором результаты, обосновывается их научная новизна, и направления их практического применения.

Первый комплекс проблем, рассматриваемых в диссертации, связан с исследованием сущности, необходимости и условий модернизации СТО, определением места и перспектив данной сферы как важнейшей части воспроизводственной системы рыночного хозяйства России. Выявляются предпосылки, потребности, интересы, мотивирующие общество на эту модернизацию, обосновывается концептуальное обеспечение макрорегиональной структуризации данного процесса с учетом специфики макро, мезо и микро уровней.

В диссертации раскрыта роль СТО как важнейшего компонента рыночного хозяйства, обеспечивающего непрерывность потоков товаров и услуг, выполняющего важнейшие функции распределения и обмена, согласования сфер производства и потребления, экономию затрат живого и овеществленного труда, непрерывный информационно-коммуникационный обмен. Сокращение времени и объема необходимых средств обращения товарной массы способствует снижению совокупных затрат, связанных с воспроизводственным процессом. СТО воздействует на эффективность производства посредством ускорения кругооборота производственных фондов предприятий, особенно в период их нахождения в товарной и денежной форме, определяя непрерывность, типы, темпы и масштабы воспроизводства. Анализ сущности СТО позволяет определить ее место в становлении и утверждении устойчивой формы воспроизводства рыночной экономики России на всех ее уровнях.

Модернизация СТО в рыночной экономике охватывает все ее функции: реализацию произведенной потребительной стоимости в товарно-денежном обмене; доведение товаров из сферы производства в сферу потребления; установление экономических связей между субъектами рыночных отношений; активное воздействие на структуру производства; снижение затрат в сфере потребления и повышение качества жизни населения. Осуществляя в широких масштабах экономические связи между преобладающей частью отраслей национальной экономики, СТО поддерживает их функционирование и развитие, обеспечивая экономические связи между регионами страны, активизирует и расширяет межрегиональный обмен, усиливает территориальное разделение труда, аллокацию и специализацию производства. Углубление разделения общественного труда и интеграционных процессов, дифференциации видов производства, рост разнообразия общественных и личных потребностей вызывают необходимость модернизации СТО в пространственном аспекте.

Период модификации и «сжатия» в условиях ГМС СССР (конец 70-х – 80-е гг. XX в.), сопровождавшийся глубоким кризисом СТО, характеризовался: сокращением объемов продаж, вызванных падением объемов производства; ухудшением структуры производимой и реализуемой продукции; снижением качества и функциональных свойств товара; падением реальных доходов населении. Попытка реанимации торговой сферы в виде создания хозрасчетных предприятий и перевода на массовую аренду не дала желаемых результатов.

В результате проводимых реформ и приватизации предприятия торговли и общественного питания претерпели значительные изменения, повлиявшие на их состояние, структуру и уровень развития всей СТО. В этот период (90-е гг. XX в.) сформировались институциональные предпосылки процесса образования капиталов в СТО современной России: изменение общей нормативной базы реформ, предусматривающее переход к многоукладной экономике и многообразию форм собственности; создание основ регулирования предпринимательства в торговле; становление и совершенствование антимонопольного регулирования; лицензирование и сертификация услуг отраслей товарного обращения.

С 2000 г. в регионах России активно формируются современные предприятия СТО (ТРК, гипермаркеты, супермаркеты, логистические центры), торговые сети осваивают региональные рынки и выходят за их пределы, становятся сетевыми торговыми фирмами макроэкономического масштаба и значения, интегрируя и реструктуризируя хозяйственное пространство групп регионов. Активизируются иностранные инвестиции в СТО, растут масштабы присутствия зарубежных торговых фирм в регионах, особенно в потребительском секторе.

При этом СТО продолжает пока оставаться небезопасной и неэффективной в аспекте обеспечения устойчивости и конкурентоспособности воспроизводства отечественной системы рыночного хозяйства. Отставание модернизации СТО стало тормозом развития многих отраслей экономики и требует незамедлительного осуществления в стратегическом формате и эволюционном контексте.

Модернизация СТО – комплекс согласованных целенаправленных действий хозяйственных субъектов разного уровня по ее прогрессивному изменению в соответствии с вызовами современного этапа развития экономики России. Она воплощается в концепции и политике достижения выдвинутых целей. К основным задачам модернизации СТО в России следует отнести: повышение пространственной мобильности и адаптивности; рационализацию занятости и сокращение времени товарооборота; переориентацию на развитие потребителя и стимулирование активизации субъектов СТО в формировании рыночной среды.

Этап модернизации СТО значительно отличается от первых трех этапов ее эволюции, которые были обусловлены кризисом, трансформационными изменениями, спадом и реструктуризацией предприятий этой сферы вследствие разгосударствления, приватизации и новой институционализации. Переход к модернизации обусловлен необходимостью изменения СТО в соответствии со стратегическими ориентирами обновления всей отечественной системы хозяйствования, он предполагает системное преобразование условий, ресурсов и факторов организации и функционирования СТО на всех уровнях, во всех отраслях и территориях в соответствии с их масштабами и компетенциями.

Среди причин, негативно влияющих на эффективность модернизации СТО в условиях современной России, необходимо отметить следующие:

недостаточное методологическое обеспечение, позволяющее выработать необходимое теоретическое понимание сути и специфики содержания категории «модернизация» относительно СТО, ее структуры и секторов, а также пространственно-временных параметров и этапов, стратегии и тактики, уровней и масштабов, алгоритмов и механизмов осуществления, ее исторических и этноэкономических особенностей;

отсутствие системного подхода к определению модернизации СТО, к обеспечению ее внутренней структуры и целостности, пониманию места и роли во взаимосвязях с другими целями и направлениями экономической политики в отраслевом и территориальном, внутреннем и внешнем, структурном и функциональном, стратегическом и тактическом аспектах;

опасность крайних ориентиров, предполагающих опору на стихийные рыночные механизмы модернизации из множества конкурентных стратегий обособленных хозяйствующих субъектов или на единую государственную стратегию модернизации директивного характера, прямо доводимую для жесткой реализации хозяйствующим субъектам мезо и микро уровней в качестве зависимых исполнителей централизованных решений.

Политика модернизации СТО реализуется посредством стратегии и тактики осуществления комплекса адекватных действий хозяйственными субъектами различных уровней. Разработке стратегии логически предшествует формирование концепции модернизации как системы взглядов всех хозяйствующих субъектов на их общее будущее. Эта концепция конкретно и предметно воплощает глобальную парадигму устойчивого развития, методологически, теоретически и практически раскрывая ее для участников модернизации СТО на всех уровнях хозяйствования. Логика связи уровней, масштабов и субъектов формирования и реализации стратегической модернизации СТО такова: парадигма (мировое сообщество, группы стран, отдельные страны) ? концепции (группы стран, страны, макрорегионы) ? стратегии (страна, макрорегионы, регионы) ? программы (регионы, предприятия, «связанные группы») ? планы (предприятия, подразделения, «связанные группы).

Концепция модернизации формируется из общей парадигмы единства конкурентоспособного, устойчивого и безопасного развития экономики страны, налагая его требования на развитие СТО. Суть концепции современной модернизации СТО в научном обеспечении стратегии наиболее полного удовлетворения платежеспособного спроса населения на основе эффективного воспроизводства отечественного хозяйства, его синхронизации с глобальной эволюцией мирового хозяйства при сохранении этнокультурного своеобразия и государственного суверенитета. Она призвана научно обосновать систему методов и инструментов создания импульсов и стимулов для накопления торгового капитала и роста товарных рынков России, легко адаптирующихся к прогрессивным и негативным изменениям внутренней и внешней среды.

Концепция модернизации раскрывает способ адаптации СТО к модернизации всех других сфер воспроизводственной системы российской экономики в современных условиях. Концепция выступает базовым документом для разработки стратегии модернизации СТО, а ее уточнение и актуализация становятся содержанием политики и процесса ее реализации на всех уровнях хозяйственной систем. Дифференциация изменяемых и неизменяемых в ходе модернизации признаков СТО позволяет выделить экстенсивный, интенсивный, интеграционный и глобальный аспекты в пространстве макрорегиона.

Концепция модернизации СТО России должна основываться на реализации принципов системного единства:

- общей композиции и разнообразии способов модернизации СТО, основанного на необходимости общей целевой и ценностной ориентации действий ее субъектов при достаточной свободе выбора и принятия стратегических и тактических решений;

- конкурентоспособности, устойчивости и безопасности в развитии СТО. Стратегической целью модернизации данной сферы становится обеспечение сбалансированного направляемого воспроизводства всей хозяйственной системы России в глобализирующемся мире;

- координации и субординации целей модернизации всех хозяйствующих субъектов. Это находит отражение в иерархии построения, реализации, мониторинге и коррекции, стратегическом контроле и в рамках единой многоуровневой системы товарного обращения;

- интегральной и дифференциальной эффективности аспектов модернизации. Основным мотивом участия различных хозяйственных субъектов СТО в ее модернизации выступают получаемые ими совместно или раздельно интернальные и экстернальные эффекты, которые структурированы по направлениям и ролям, времени и масштабам, видам и срокам деятельности;

- согласованности действий и инициативы субъектов модернизации. Это стимулирует внесение изменений в стратегию модернизации по мере ее реализации на разных этапах и уровнях, но предполагает демократическую процедуру институционализации обоснованных и приемлемых корректив;

- ресурсного и факторного соответствия и замещения, в основе которого лежит учет асимметрии пространственной аллокации, асинхронности роста ресурсов и использования факторов производства в границах национальной экономики при решении задач модернизации СТО макрорегиона;

- стартовой специфичности и конечной целостности конкурентных преимуществ регионов. Это предполагает сохранение многообразия и гармонизацию использования условий, ресурсов и факторов разных регионов в составе макрорегиона, а также консолидацию распределения результатов и стимулирование по вкладу в общий эффект от достижения единой стратегической цели;

- синергии и кумулятивного развития. Согласованное взаимодействие участников модернизации создает общий эффект, превышающий сумму эффектов независимо действующих субъектов. Кумулятивная модернизация предполагает накопление и необратимость новых признаков, характеризующих новое состояние и обусловливающих ее дальнейшую эволюцию;

- взаимосвязи эффектов мультипликации и акселерации, которые отражают передачу импульсов реструктуризации, синхронизации и ускорения развития между предприятиями и участниками трансакций различных секторов СТО, а также субъектам связанных с ней отраслей других сфер хозяйства;

- аппликации и репликации, что предполагает осуществление модернизации посредством циклической смены инновации, селективного рыночного отбора и последующей их рутинизации в качестве эффективных решений в деятельности субъектов СТО, отражая их совершенствование во взаимодействии со средой.

Особое место в концепции занимает совпадение во времени завершения этапа трансформации СТО и начала этапа ее модернизации с образованием новых макрорегионов России (2000 г.) в границах Федеральных округов. Эта трансформация экономического пространства направлена на повышение интеграции и координации деятельности на мезо уровне хозяйственной системы, проведение общей экономической политики в группах регионов, структурно и функционально объединенных в воспроизводственной системе страны. Поскольку недостаточное развитие товарного обращения сдерживает прогрессивное развитие экономики образовавшихся макрорегионов, вовлечение регионов в интеграционные воспроизводственные процессы в границах макрорегионов выдвигает в качестве приоритета модернизацию СТО. Она должна способствовать увеличению объема, улучшению структуры и качества валового макрорегионального продукта, повышению налоговых поступлений в региональные бюджеты, росту уровня занятости населения, достижению более высокого уровня жизни населения и эффективности экономики объединенных регионов.

Поэтому центральным звеном формирования и реализации стратегии модернизации СТО становится макрорегион, который координирует усилия регионов и иных хозяйственных субъектов в этом процессе. Модернизация СТО предполагает учет региональных особенностей, так как для ее анализа недостаточно средних ориентиров для РФ в целом, на основе SWOT-анализа (табл. 1).

Второй комплекс проблем связан с разработкой методологических основ стратегии системной модернизации СТО макрорегиона, разработкой стратегии модернизации СТО в условиях дифференциации и интеграции мезоуровня российской экономики, применением ресурсно-факторного и программно-целевого подхода в процессе ее реализации.

В каждом регионе наряду с общими макроэкономическими (экзогенными) факторами действуют свои факторы мезоуровня, присущие как хозяйственным субъектам данного региона, так и группе объединенных с ним регионов. На этом основании необходимо учесть в стратегии модернизации СТО факторы, определяющие стартовые позиции и подлежащие целенаправленным изменениям, а также способы и инструменты их осуществления. Это следует отразить в разрабатываемом сценарии стратегической модернизации СТО макрорегиона, который необходимо определить в модельном формате (табл. 2).

загрузка...