Delist.ru

Модернизация сферы товарного обращения макрорегиона (потребительский сектор) (02.10.2007)

Автор: Фетисова Ольга Владимировна

- выделить конкретные характеристики СТО макрорегиона по роли и значению, месту, уровню и масштабам, потенциалу и перспективам развития в воспроизводственной системе отечественного хозяйства;

- оценить итоги общего кризиса, выявить противоречивость проведенных рыночных реформ в СТО, необходимость, сущность и закономерный характер перехода к ее модернизации;

- разработать концептуальные основы стратегии системной модернизации сферы товарного обращения в единстве ее макро, мезо и микро уровней;

- раскрыть содержание СТО макрорегиона с позиции эволюционной экономики, теории эндогенных и экзогенных факторов производства;

- обосновать в качестве важнейшего компонента модернизации макрорегиональную профилизацию и реструктуризацию СТО на основе сочетания глобальных, национальных и этноэкономических параметров;

- сформировать проблемное поле и цели, приоритеты и императивы, ориентиры и горизонты, критерии и механизмы осуществления стратегической модернизации СТО макрорегиона;

- выделить структурные и функциональные особенности действия механизма модернизации СТО на макрорегиональном уровне;

- дать содержательную характеристику прогрессивных направлений развития трансформационных и трансакционных факторов СТО макрорегиона.

Объектом исследования является СТО макрорегиона с позиции эволюции и потенциала системной модернизации, осуществляемой в рамках целенаправленного стратегического изменения эндогенных и экзогенных трансформационных и трансакционных факторов.

Предметом исследования являются отношения, противоречия, тенденции и механизмы взаимодействия между хозяйствующими субъектами разных видов и уровней в процессе реструктуризации, функционирования, развития и системной модернизации условий, ресурсов и факторов СТО макрорегиона.

Методологической и теоретической основами исследования послужили труды представителей экономической теории, пространственной экономики, региональной экономики, монографические исследования и статьи современных отечественных и зарубежных экономистов, философов и социологов, посвященные проблемам СТО, ее эволюции и модернизации, формирования и эффективного использования торгового капитала. С позиции диалектической логики в рамках системного и эволюционного подхода автор применил структурный, функциональный, сравнительный, статистический и эмпирический методы качественного и количественного анализа субъектов и объектов, процессов и проектов в аспекте актуального описания и обоснования модернизации СТО макрорегиона.

Информационно-эмпирической базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты Федерального Собрания РФ, Президента и Правительства РФ; официальные данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов РФ, Института экономического анализа РФ; материалы Торгово-промышленной палаты, научно-практических конференций и симпозиумов; информация, опубликованная в периодической печати, специальной научной литературе, глобальной информационной сети; собственные исследования и расчеты автора.

Концепция диссертационного исследования. Стратегическая модернизация СТО является закономерным этапом эволюции воспроизводственной системы отечественного хозяйства в условиях его глобализации и регионализации. Модернизация СТО должна рассматриваться в качестве неотъемлемой составной части общей стратегии экономического развития России и ее макрорегионов. Теоретическое обоснование и практическое осуществление этой модернизации на новом этапе обобществления отечественного хозяйства в границах макрорегиональных систем с учетом их структурной и функциональной специфики требует интеграции эволюционного, программно-целевого, многоуровневого и ресурсно-факторного подходов, согласованного применения теорий стратегического управления и планирования, трансформационного и трансакционного строения и видов капитала, компетенций и хозяйственного механизма.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Кризис сферы товарного обращения в СССР имел общий, затяжной, структурный, трансакционный, нециклический характер и являлся составной частью кризиса суженного воспроизводства хозяйственной системы в условиях тотального огосударствления и дефицита. Деструктивной формой проявления кризиса стала застойная асимметрия субъектов и товарных потоков (по составу и структуре, масштабам и мощности, статусам и формам, направлениям и доступности) в хозяйственном пространстве страны, институционально закрепляющая социально-экономическое неравенство населения регионов.

Региональными проявлениями кризиса СТО стали: дезинтеграция по видам товаров, центростремительное распределение товарных потоков, уменьшение емкости и сужение товарной номенклатуры рынков; центробежные тенденции теневого движения местных товаров, активизация стихийного перераспределения товарной массы из центра обратно в регионы; расширение теневых отношений регионов с центром, коррупция центральных распределительных органов, формирование скрытых центров товарного обращения в региональных транспортных узлах, развитие спекуляции, нарушение принципов торговли в сфере потребительской кооперации; цеховое производство и реализация теневой продукции, бартерные сделки и институциональные ловушки, введение карточной системы и социального сегментирования покупателей.

2. В условиях социально-рыночной трансформации первоначальный капитал в СТО формировался в регионах интенсивно, но неравномерно по сегментам рынков и территориям. Процесс приватизации предприятий имел скачкообразный характер, а недостаточные размеры капитала, устаревшая МТБ, отсутствие опыта и низкая квалификация его субъектов вели к различиям стартовых условий предприятий. В период реформ сложившаяся асимметрия и диспропорции в данной сфере не были преодолены, что обусловило необходимость стратегического перехода к модернизации СТО в стране и ее регионах. Особое значение для осуществления стратегических преобразований в современной России приобретает разработка периодизации эволюции СТО, как на стадии ее кризиса и трансформации, так и на стадии ее модернизации, что позволяет раскрыть аспекты, ориентиры и горизонты проводимой политики.

3. Особый статус макрорегионов в модернизации СТО обусловлен взаимодействием тенденций эволюции хозяйственной системы России в условиях роста ее обобществления на мегаэкономическом, макроэкономических и микроэкономических уровнях. Модернизация данной сферы требует стратегического подхода с учетом тенденций глобализации и формирования макрорегионов, исходя из их геоэкономической и этноэкономической специфики; профилизации и кластеризации их экономики; концентрации и специализации производства, диверсификации и сетевой организации торгового капитала, институциональной и информационной идентификации.

Макрорегион становится перспективным полем реализации и опорным стратегическим звеном модернизации СТО России как пространственная форма обобществления национального хозяйства, основанная на единстве функциональной интеграции и дифференциации субъектов мезоуровня.

4. Основу макрорегиональной стратегии модернизации СТО должна составлять концепция, являющаяся системным обобщением закономерностей развития ее микро- и макро уровней, которая выясняет потенциал адаптации и мобилизации акторов, агентов и фирм данной сферы для обеспечения ее конкурентоспособного устойчивого развития. Потенциал стратегической модернизации (PSM) СТО должен отражать емкость, структуру и динамику ее рынков; его целесообразно определять как разность между достигнутым (PT) и базовым (PB) потенциалами состояния данной сферы: PSM = PT – PB. Критерием успешного достижения интегральной цели модернизации СТО макрорегиона является максимизация действенности системы его рынков: MPMR ? max в зависимости от производственной (PE) и аллокативной эффективности (AE), эффективности распределения (DE), технологической (TP) и институциональной прогрессивности (IP), а также характеристики продукции (PP). В данный процесс вовлекаются все хозяйствующие субъекты объединенных регионов, их «связанные группы» и властные структуры субъектов Федерации и Федеральных округов.

В концепции следует в полной мере учесть как структурно-функциональное единство экономического пространства и государственных интересов России, так и геостратегическую и этноэкономическую специфику региональных условий, ресурсов и факторов (человеческих, технологических, природных, институциональных, организационных и информационных) ведения торговой деятельности. Необходимо структурное и функциональное определение множества уровней, субъектов и объектов для выявления подходов к модернизации СТО и направлений их реализации, которые будут иметь специфические, но взаимосвязанные приоритеты, императивы и ориентиры, сроки и параметры достижения поставленных целей.

5. Многоуровневый подход к модернизации СТО макрорегиона предполагает горизонтальную (на каждом уровне) и вертикальную (между уровнями), координацию и синхронизацию этого процесса в деятельности торговых предприятий, их «связанных групп» и объединений; групп, слоев и ассоциаций покупателей; местных и государственных органов власти.

В макрорегиональной стратегии модернизации СТО, реализуемой посредством программно-целевого подхода, интернальный эффект территориально-отраслевого единства порождает экстернальный эффект возможности приоритетно-проблемного государственного регулирования и направляемого (устойчивого) развития хозяйственной системы мезоуровня. Вербальное формулирование «дерева целей» стратегии модернизации необходимо осуществлять в эволюционном контексте в интегральном и дифференциальном аспекте, раскрывая его посредством системы индикаторов, отражающих состояние СТО на каждом горизонте ее осуществления. Эта система индикаторов должна стать основой оценки, сравнительного анализа результатов и коррекции стратегии по аспектам, достоверно отражать отклонения от ее приоритетов, императивов и ориентиров, выявлять изменение условий, определять потребности в ресурсах и состояние факторов СТО. Необходимо обеспечить субординацию и координацию целевых программ и планов хозяйствующих субъектов на микро- и мезо- уровнях со стратегией развития СТО макрорегиона, поскольку модернизация данной сферы на каждом уровне осуществляется при взаимном влиянии экзогенных и эндогенных факторов разного уровня и масштаба.

6. В модернизации СТО необходимо применение ресурсно-факторного подхода, что предполагает разработку прогрессивных направлений, согласованных темпов и соразмерных пропорций в развитии рынков и товарных потоков, привлечении ресурсов, совершенствовании трансакционных и трансформационных факторов.

Методологической базой стратегии модернизации СТО становится эволюционное понимание производственной функции Q = F (A, T, M, Ins, O, Inf), соединяющее в качестве ее аргументов трансформационные (Tf) и трансакционные (Ta) факторы для хозяйственных единиц и их совокупностей разного масштаба: Q = F (Tf, Ta). Трансформационные факторы СТО (человеческий, технологический, природный – A, T, M) непосредственно изменяют предметы деятельности ее предприятий для реализации и удовлетворения потребностей покупателей. Трансакционные факторы (институциональный, организационный и информационный – Ins, O, Inf) определяют статус, формы торговли, правила и порядок, организационные структуры, уровень развития информационной составляющей, рекламы и т.п. Трансакционные издержки (CTa) – затраты на взаимодействия и сделки в рамках внутренней и рыночной координации деятельности хозяйствующих субъектов СТО. В основе их масштабов и динамики лежит неполнота доступной информации и противоречия экономических интересов контрагентов рынка. Выделение факторов (Ta) как особого объекта исследования обусловлено нарастанием их роли и значения, доли и динамики в модернизации СТО.

7. Трансформационные факторы (A, T, M), становясь капиталом (KTf), формируют дополнительные издержки обращения (CTf) товаров и часть прибыли агентов рынков, а эффективное использование (Tf) прямо обеспечивает экономический рост в СТО. Основные направления развития трансформационных факторов торговых предприятий СТО включают разработку системы развития и использования человеческого капитала (KA) персонала, реализацию модели компетенций; электронизацию, медиатизацию, компьютеризацию и интернетизацию технического капитала (KT); улучшение экологических свойств продуктов и среды за счет рациональной эксплуатации природного капитала (KM).

Трансакционные факторы (Ins, O, Inf), становясь капиталом (KTa), формируют чистые издержки обращения (CTa) товаров и часть прибыли агентов рынков, а эффективное использование (Ta) косвенно обеспечивает экономический рост в СТО. Совершенствование трансакционных факторов СТО связано с определением, классификацией и устранением причин, снижающих эффективность использования институционального капитала (KIns) («теневая экономика», коррупция, нормативная база, криминалитет, административные барьеры); выявлением тенденций эволюции организационного капитала (KO) и разработкой способов устранения аномалий в структурах торговых предприятий и рынках; созданием эффективной современной торговой информационной системы, выявлением и устранением проблем, возникающих в процессе кругооборота информационного капитала (KInf), включая: поиск и выбор ресурсов, их получение и обработку, складирование запасов и использование факторов; реализацию в процессе производства и его результатах.

8. Необходимость разрешения противоречий между хозяйственными субъектами СТО макрорегиона, возникающих в ходе стратегической модернизации данной сферы, требует формирования и использования специального механизма ее реализации с целью обеспечения конкурентоспособного, устойчивого и безопасного развития системы рынков всех уровней, их агентов, а также всего хозяйства страны. Данный механизм содержит необходимую систему методов, инструментов и форм, позволяющих реализовывать поставленные цели в краткосрочном и долгосрочном периодах, адаптироваться с наименьшими затратами к постоянно меняющимся условиям среды. Комплексное логическое, графическое и математическое моделирование структуры, функций и критериев данного механизма становится наиболее актуальным на современном этапе в связи с переходом к практическому формированию общих стратегий социально-экономического развития макрорегионов России на долгосрочный период.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- сформирован категориальный ряд определения атрибутов и параметров СТО макрорегиона по ее сути, роли и значению, месту и уровню, емкости и масштабам, потенциалу и перспективам развития в воспроизводственной системе, что послужило обоснованием невозможности системной модернизации отечественного хозяйства при игнорировании данной сферы;

- выявлены и систематизированы причины, параметры и формы проявления общего кризиса СТО в СССР, предпосылки и закономерность ее трансформации, реструктуризации и модернизации; обоснованы периоды эволюции СТО в условиях государственного монополистического социализма СССР и социально-рыночного хозяйства России: модификации и «сжатия» (конец 70-х – 80-е гг. XX в.); трансформации и расширения, реструктуризации и концентрации (90-е гг. XX в. – 2003 г.); модернизации и качественного роста СТО России (с 2004 по 2025 гг.);

- выделены три этапа модернизации СТО, обусловленные эволюционными изменениями глобальных, национальных и региональных интересов и параметров российской экономики: I – социально-рыночной реструктуризации, рационализации размеров, масштабов функционирования и обновления капитала СТО (2004-2010 гг.); II – закрепления эффективных механизмов обеспечения устойчивого воспроизводства инновационного типа в данной сфере (2011-2015 гг.); III – создания в макрорегионах конкурентоспособных кластеров и комплексов как активных участников глобального товарообмена (2016-2025 гг.);

- определены суть, концептуальные принципы формирования и методологическая база модернизации СТО с позиций эволюционного подхода, а также атрибутивные характеристики ее стратегии на уровне макрорегиона, включая цели и задачи, императивы и приоритеты, горизонты и ориентиры, заданные системой индикаторов, этапы и механизм ее реализации;

- обоснована целесообразность применения ресурсно-факторного подхода и теории компетенций к созданию концепции, стратегии, программ и планов модернизации СТО в рамках эволюционной парадигмы развития хозяйственных систем, определены суть и специфика трансформационных и трансакционных факторов деятельности субъектов данной сферы, целесообразные изменения в составе и структуре, пропорциях и приоритетах их затрат в перспективе;

- развит инструментарий программно-целевого и сценарного подходов в создании стратегий модернизации СТО на макро-, мезо- и микро- уровнях, а также обоснована целесообразность их интеграции и предложен алгоритм координации на уровне макрорегиона на основе консолидации интересов объединенных регионов;

- разработаны специфицированная модель компетенций работников, адаптированная методика оценки человеческих ресурсов, резервов и фактора предприятий и основные пути качественного роста человеческого капитала в СТО макрорегиона в условиях взаимодействия глобализации и регионализации;

- раскрыты причины, возможности и направления модернизации материально-технической базы и технологий участников товарных рынков на основе электронизации, медиатизации, компьютеризации, Internet, что обусловлено смещением покупательских предпочтений от товаров к услугам в трансакциях хозяйственных субъектов СТО и способствует росту их конкурентных преимуществ и взаимной социальной ответственности;

- обоснованы необходимость, основные направления, программы и механизм повышения экологических параметров деятельности предприятий СТО для обеспечения приоритетов их работников, интересов участников «связанных групп» и клиентов в утверждении норм здорового образа жизни, а также императивов и сервитутов охраны природной среды в регионах присутствия;

- определены недостаточность и векторы модернизации институционального регулирования торговой деятельности, включая расширение его масштабов и аспектов, разработку и внедрение адекватных норм и правил, интериоризацию агентами СТО этнокультурных традиций и обычаев, укрепление интернальных и экстернальных аспектов контрактной дисциплины, соглашения о социальной ответственности субъектов СТО и органов власти макрорегионов;

- выявлены тенденции, причины и формы аномалий, потенциал развития организационных структур и систем управления разномасштабных предприятий СТО макрорегиона; разработаны модели принятия управленческих решений с учетом сложности и конфигурации организаций, компетенций и функциональной специализации менеджеров, стандартов и этноэкономической специфики, фаз информационного цикла, стадий и барьеров реализации моделей;

загрузка...