Delist.ru

Старообрядческие таежные монастыри: условия сохранения и воспроизводства социокультурной традиции (вторая половина XIX - начало XXI в.) (02.10.2007)

Автор: Дутчак Елена Ерофеевна

Наиболее близким к задачам диссертации является определение культуры как системы жизненных ориентаций. См.: Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука // Вопр. философии. 1990. № 4. С. 23–25.

Гурьянова Н.С. Крестьянский антимонархический протест… С. 11.

См.: Аксаков И.С. Краткая записка о странниках или бегунах (1851 г.) // Русский архив. 1866. № 4. С. 627?644.

См.: Харламов И.Н. Странники…

ТЦНИ ТО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 103. Л. 2 об.

Колпашевский район // НБ ТГУ. ОРКП. ААЭ. Тетр. II. Л. 2.

См.: Каленова Г.М. Репрессии против старообрядцев-странников на территории Томской области в 1933?1941 гг. (по материалам архивных дел ФСБ Томской области) // Проблемы истории, историографии и источниковедения России XIII?XX вв. Томск, 2003. С. 293–295; Приль Л.Н. Информационный потенциал источников УФСБ по Томской области и проблемы изучения жизнедеятельности старообрядческих общин // Документ в меняющемся мире. Томск, 2004. С. 211–215.

См.: Агеева Е.А., Лукин П.В., Стефанович П.С. «Странники-познамы» нижней Волги (по материалам полевых исследований 1995?1997 гг.) // Старообрядчество: история…М., 1998. С. 153–156; Данилко Е.С. Староверы-странники в Башкирии (некоторые архивные и этнографические материалы) // Там же. С. 193?194; Чагин Г.Н. Старообрядческий мир верховьев Колвы и Печоры в XIX?ХХ вв. // Уральский сборник. История. Культура. Религия.. Екатеринбург, 1998. С. 258?272.

См.: Шутова В.Н. Реакционная сущность идеологии и деятельности ИПХС (по материалам Казахстана). Дис. … канд. ист. наук. Томск, 1967; Гагарин Ю.В. Религиозные пережитки в Коми АССР и их преодоление (по материалам конкретно-социологических исследований). Сыктывкар, 1971.

См.: Дорофеев Д. Феномен странничества в западноевропейской и русской культурах // Мысль: философия в преддверие XXI столетия. СПб., 1997. С. 208–227; Воронцова Л., Филатов С. Старообрядчество: в поисках потерянного града Китежа // Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М., СПб., 2002. С. 247–267; Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX?XX вв. М., 2003.

Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974. С. 7.

Конфессиональная мотивация – ориентация индивида и группы на определенную религиозную систему ценностей, осознанное желание овладеть присущими ей интеллектуальными и социальными практиками.

См.: Блауберг И.В. Юдин Э.Г. Системный подход в социальных исследованиях // Вопр. философии. 1967. № 9. С. 100?111; Мордасов В.И. О системном подходе к проблеме «культура и религия» // Культура и религия. Л., 1977. С. 31?48; Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980; Жидков В.С. Эволюция культуры: системный подход // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1998. Ч. 2. М., 2000. С. 252?281; Резник Ю.М. Введение в социальную теорию: Социальная системология. М., 2003.

Степень устойчивости субъекта адаптации в отношении макросоциальных процессов, которая обеспечивается совокупностью средств и свойств, присутствующих в скрытом виде. См.: Корель Л.В. Социология адаптаций... С. 132.

; О религии и церкви: Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. М., 1981; Новый сборник законов Российской Федерации. М., 2000; Постановления Совета по делам религий при совете министров СССР // ГАТО. Ф. р1786. Оп. 1. Д. 296, 438, 439, 441, 442, 444, 446, 448, 450; Решения и распоряжения совета народных депутатов Томской области // ГАТО. Ф. 1786. Оп. 1. Д. 418 и др.

Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом МВД. Т. 14. Казанская губерния. СПб, 1866; Старообрядческое население России по всеобщей переписи 1897. М., 1909; Атлас Азиатской России. СПб., 1914; Статистические отчеты о деятельности незарегистрированных религиозных объединений и их численности на территории Томской области // ГАТО. Ф. р1786. Оп. 1. Д. 29, 232, 247, 266, 270, 278, 284, 292, 308, 331, 359, 366, 380, 393, 434, 436, 440, 445.

РГАДА. Ф. 1431. Оп. 1. Д. 1324?1326, 1352; ГАТО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 763; Ф. 30. Оп. 1. Д. 168.

Дутчак Е.Е. Археографическая практика: учебно-методическое пособие. Томск, 2003.

НБ ТГУ. ОРКП. Архив археографической экспедиции ТГУ.

Апокрифы Древней Руси: Тексты и исследования. М., 1997; Летописец Еллинский и Римский. Т.1–2. Текст и комментарии. СПб., 1999–2001 и др.

Письма крестьян-переселенцев. 1881–1895 гг. // Сибирские переселения. Документы и материалы. Вып. 1. Новосибирск, 2003. С. 150–166.

Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999; Духовная литература староверов востока России XVIII?ХХ вв. Новосибирск, 1999 и др.

Его обоснование см.: Бахтина О.Н., Базаров А.А. , Дутчак Е.Е. Роль священной книги в традиционных культурах Сибири («социальная археография») // Проблемы сибирской ментальности. СПб., 2004. С. 147(164; Бахтина О.Н., Керов В.В., Дутчак Е.Е. «Егда чтем, Господь к нам беседует…»: к вопросу об институализации социальной археографии // Вестн. РУДН. Сер.: История России. 2006. № 2 (6). С. 75(85.

Дутчак Е.Е. Из «Вавилона» в «Беловодье»: адаптационные возможности таежных общин староверов-странников (вторая половина XIX – начало XXI в.). Томск, 2007.

О феномене катастрофического сознания см.: Катастрофическое сознание в современном мире в конце ХХ века (по материалам международных исследований). М., 1999.

См. об этом: Сморгунова Е.М. Слова «грех» и «покаяние» в русских памятниках XV?XVII веков // Концепт греха в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2000. С. 44?71.

Чистов К.В. Русская народная утопия (генезис и функции социально-утопических легенд). СПб., 2003. С. 318?319.

В страннической сотериологии и эсхатологии им обозначаются и реальное место пребывания христианина эпохи «последних времен», и идеальная среда обитания для «остальцев благочестия», и способ обретения будущего райского блаженства.

Самоназвание поселений – «Белобородовская пустыня» появляется в последней трети XIX в.

См.: Громыко М.М. Проблемы и источники исследования этических традиций русских крестьян XIX в. // Советская этнография. 1979. № 5. С.39.

Материалы обследования хозяйств томско-чулымской тайги, проведенного в 1896 г. по инициативе Императорского московского общества сельского хозяйства, убедительно показывают, что таежная экономика конкурентоспособна и стабильна. См.: Волков В.Т. К вопросу о заселении таежных окраин Томской губернии. Томск, 1896; Духович А. К вопросу о колонизации тайги. Очерк попыток поселений в южной части Мариинской-чулымской тайги. Томск, 1896.

Сморгунова Е.М. Старец Никита Семенович и догматика бегунства… С. 90–94; Мальцев А.И. Проблемы церковной организации и управления в сочинениях староверов-странников (вторая половина XIX ? начало ХХ века) // Исторические и литературные памятники «высокой» и «низовой» культуры в России XVI?ХХ вв. Новосибирск, 2003. С. 157?176.

Названия толков связаны с местами выхода их руководителей – ярославской общиной странников и средой казаков-некрасовцев – русской диаспоры, которая после разгрома восстания Кондратия Булавина 1708 г. осела на подвластной турецкому султану Кубани, а позже переместилась в Малую Азию.

40% известной нам «рукописной продукции» белобородовских скитов 1930?40-х гг. посвящены теме иночества как жительства удаленного от «мира» и вопросам о природе «пищи торжышной».

Например, Н.Н. Покровский и Н.Д. Зольникова отметили постоянные миграции в период репрессий как характерную черту монастырского уклада часовенных. См.: Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Староверы-часовенные… С. 29?35.

Отказ от репрессивных мер в 1960–1970-е гг. произошел по нескольким причинам: 1) в связи с принятием нового государственного курса в отношении религий, в котором приоритет отдавался убеждению и перевоспитанию; 2) вследствие оценки томско-чулымской пустыни как идеального полигона для проведения атеистической работы. См.: ГАТО. Ф.р1786. Оп. 1. Д. 218. Л. 76; Д. 368. Л. 17–18; Д. 436. Л. 227.

Красный Яр: аудиозапись // НБ ТГУ. ОРКП. ААЭ. Кассета № 2.

Таежные монастыри белокриницких ликвидированы в 1930-е гг., сообщества странников существуют в томско-чулымской тайге по сей день.

Красный Яр: аудиозапись // НБ ТГУ. ОРКП. ААЭ. Кассета 7.

загрузка...