Delist.ru

Старообрядческие таежные монастыри: условия сохранения и воспроизводства социокультурной традиции (вторая половина XIX - начало XXI в.) (02.10.2007)

Автор: Дутчак Елена Ерофеевна

Дутчак Е.Е. Христианская историко-эсхатологическая легенда и особенности ее восприятия традиционным сознанием // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 300(I). – С. 91– 95. – 0,4 п.л.

Дутчак Е.Е. Биография старовера-странника: вопросы реконструкции // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 302. – С. 80–84 – 0,5 п.л.

Учебно-методические пособия

Дутчак Е.Е. Археографическая практика: учебно-методическое пособие. – Томск: Изд-е Томского государственного университета, 2003. – 32 с. – 1,6 п.л.

Тезисы докладов и статьи

Дутчак Е.Е. Современные подходы к изучению старообрядчества // Культура Отечества: прошлое, настоящее, будущее: Тезисы докладов III Духовно-исторических чтений. – Томск: Красное знамя, 1993. – С.16–18. – 0,1 п.л.

Дутчак Е.Е. Странничество как образ жизни и образ мыслей // Старообрядчество: история, традиция, современность. – М.: Изд-е Музея истории и культуры старообрядчества, 1996. – С.73– 75. – 0,1 п.л.

Дутчак Е.Е. Географическое пространство в картине мира старообрядцев-странников второй половины XX в. // Исторический источник: Человек и пространство: Тезисы докладов и сообщений науч. конф. ( г. Москва, 1997 г.). – М.: Изд-е РГГУ, 1997. – С. 95– 97. – 0,1 п.л.

Дутчак Е.Е. Старообрядческие поселения Америки и Сибири: опыт сравнительной историко-культурной характеристики // Американские исследования в Сибири. – Вып. 2. Американский и сибирский фронтир. Материалы межд. науч. конф. (г. Томск, 1996 г.). – Томск. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1997. – С.106–114. – 0,5 п.л.

Дутчак Е.Е. Учение о побеге старообрядцев странников второй половины XIX-XX вв. (по материалам книжных собраний Москвы, Новосибирска, Томска) // Мир старообрядчества. – Вып. 4. Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований. Материалы межд. науч. конф. (г. Москва, 1995 г.) – М.: РОССПЭН, 1998. – С.183–191. – 0,7 п.л.

Дутчак Е.Е. Человек и трансцендентный мир в представлениях старообрядцев-странников второй половины XIX–XX вв. // Старообрядческая культура Русского Севера. – М.; Каргополь: КИАХМЗ, 1998. – С.49–53. – 0,3 п.л.

Дутчак Е.Е. Вероучение странников-безденежных конца XIX–XX вв. (по материалам археографических экспедиций ТГУ) // Старообрядчество: история, традиция, современность. – М.: Изд-е Музея истории и культуры старообрядчества, 1998. – С.190–192. – 0,1 п.л.

Дутчак Е.Е. Системный подход в изучении старообрядчества // Историческая наука на рубеже веков. Материалы Всерос. науч. конф. (г. Томск, 1999 г.). – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. Т.2. С. 20–28. – 0,7 п.л.

Дутчак Е.Е. Полемические традиции в староверии XX в. (на материале Цветника старообрядца-странника) // Культурное наследие Средневековой Руси в традициях урало-сибирского старообрядчества. Материалы Всерос. науч. конф. (г. Новосибирск, 1999 г.). – Новосибирск: Изд-е Новосиб. гос. консерватории им. М.И. Глинки, 1999. – С.167–177. – 0,8 п.л.

Дутчак Е.Е. Общины старообрядцев-странников Белобородовской пустыни // Человек в истории. Памяти профессора З.Я. Бояршиновой. Сб. науч. статей и материалов. – Томск: Изд-во Том. унта, 1999. – С. 207– 214. – 0,7 п.л.

Дутчак Е.Е. Изучение старообрядчества в контексте междисциплинарного синтеза // Социальное знание в поисках идентичности. Сб. науч. статей. – Томск: Водолей, 1999. – С.172–178. – 0,3 п.л.

Дутчак Е.Е. «Иноческое жительство»: сочинения Максима Грека и читатель-старообрядец // Старообрядчество: история, культура, современность. – М.: Изд-е Музея истории и культуры старообрядчества, 2000. – С. 269–284. – 1 п.л.

Дутчак Е.Е. «Власти праведные и неправедные»: сочинения Максима Грека и читатель-старообрядец // Старообрядчество: история и современность, местные традиции и зарубежные связи. Материалы межд. научно- практической конференции (г. Улан-Удэ, 2001 г.). – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. – С. 332– 334. – 0,3 п.л.

Дутчак Е.Е. Старообрядческая община п. Гарь: возможности социологического дискурса // Старообрядчество: история, культура, современность. – М.: Изд-е Музея истории и культуры старообрядчества, 2002. – С. 189– 198. – 0,9 п.л.

Дутчак Е.Е. Неофит в пространстве традиционной культуры (к вопросу об использовании теории референтных групп в исследованиях локальных конфессиональных сообществ) // Проблемы методологии гуманитарных исследований: Научный ежегодник Томского МИОН–2002: Сб.статей. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. – С.204– 216. – 0,6 п.л.

Дутчак Е.Е. Белобородовская пустынь»: итоги полевых сезонов 2002–2004 гг. археографической экспедиции Томского университета // Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока. История и современность. Местные традиции. Русские и зарубежные связи. Материалы Межд. науч. конф. ( г. Владивосток, 2004 г.). – Владивосток: Изд-е Приморского гос. музея, 2005. – С.116–121. – 0,5 п.л.

Дутчак Е.Е. Археографический поиск в Сибири: находки последних лет // Археографический ежегодник за 2004 г. – М.: Наука, 2005. – С. 531–533. – В соавторстве; авт. текст – 0,1 п.л.

Дутчак Е.Е. Дорожный быт старовера-странника (Сибирь, XIX в.) // Липоване: история и культура русских старообрядцев. – Вып. 3. – Одесса: Одесский гос. ун-т, 2006. – С. 5–61. – 0,6 п.л.

Дутчак Е.Е. «Что есть истина»: теория и практика старообрядческих «бесед о вере» (ХХ век) // Древнерусское духовное наследие Сибири: научное изучение памятников традиционной русской книжности на востоке России (1965–2005 гг.). – Новосибирск: ГПНТБ, 2007. – С. 470–490. – 1,4 п.л.

Конфессия-изолят – религиозное сообщество, строящее свою идеологию, организацию и систему взаимодействий на принципах изоляционизма.

Ранее район находился в составе образованного в 1708 г. Томского уезда, сегодня – это северо-восточные и северные территории Томской и Кемеровской областей.

См.: Беликов Д.Н.. Томский раскол (Исторический очерк от 1834 по 1880-е годы). Томск, 1901; Покровский Н.Н. Крестьянский побег и традиции пустынножительства в Сибири XVIII в. // Крестьянство Сибири XVIII ? начала ХХ в.: Классовая борьба, общественное сознание и культура. Новосибирск, 1975. С. 19?49; Липинская В.А. Об устойчивости малых конфессиональных групп в однонациональной среде (по материалам юга Западной Сибири) // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С. 213?217; Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII?XX вв.: Проблемы творчества и общественного сознания. Новосибирск, 2002; Приль Л.Н. Старообрядческие общины Прикетья и Причулымья в XIX ? 80-х гг. ХХ в. (опыт реконструкции жизнедеятельности): Дис. … канд. ист. наук. Томск, 2002; Куприянова И.В. Старообрядческие общины Алтая в 1920?30-х гг. Барнаул, 2006.

Алябьев. Записка о страннической или сопелковской ереси и о мерах к преграждению ее влияния // Сборник правительственных сведений о раскольниках / Сост. В. Кельсиев. Вып. 2. Лондон, 1861. С. 39–75; Синицын И. О расколе в Ярославской губернии // Там же. Вып. 4. Лондон, 1862. С. 59–183; Липранди И.П. Краткое обозрение русских расколов, ересей и сект. М., 1870. C. 15–16.

Цит. по: Пругавин А.С. Вредные секты. Очерки уральского сектантства по официальным данным // Русская старина. 1884. № 3. С. 641.

См.: Харламов И.Н. Странники. Очерк из истории раскола // Русская мысль. 1884. № 4–6; Щапов А.П. Земство и раскол. II. (Бегуны) // Щапов А.П. Сочинения в 3-х т. Т.1. СПб., 1906. С. 505– 579.

См.: Плеханов Г.В. Сочинения. В 24-х т. М.; Л., 1925. Т. 20; Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983; Бонч-Бруевич В.Д. Избранные сочинения. В 3-х т. М., 1959. Т. 1.

См.: Рындзюнский П.Г. Городское гражданство дореформенной России. М., 1958; Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России: Период феодализма. М., 1977.

Его практическое воплощение отражено историей складывания ведущих археографических центров страны (Москва, Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и др.), деятельность которых восстановила региональную компоненту истории старообрядческого движения и открыла литературное творчество староверов второй половины XVII?XX вв.

См.: Гурьянова Н.С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988; Она же. Эсхатологическое учение староверов и мессианское царство // Гуманитарные науки в Сибири. 2000. № 2. С. 6?11.

См.: Мальцев А.И. Староверы-странники в XVIII – первой половине XIX в. Новосибирск, 1996.; Он же. Старообрядческие беспоповские согласия в XVIII ? начале ХIХ в.: проблема взаимоотношений. Новосибирск, 2006. С. 436?478; Сочинения инока Евфимия (тексты и комментарии) / Сост., подготовка текстов, предисловие, комментарии, приложения А.И. Мальцева. Новосибирск, 2003

См.: Розов А.И. Странники или бегуны в русском расколе // Вестник Европы. 1872. № 11. С. 260–302; № 12. С. 519–542; 1873. № 1. С. 262–295; Ивановский Н.И. Внутреннее устройство секты странников или бегунов. СПб., 1901; Пятницкий И.К. Секта странников и ее значение в расколе. Сергиев Посад, 1906.

Пятникций И.К. Секта странников… С. 169; Ивановский Н.И. Экспертиза о секте странников или бегунов // Журнал министерства юстиции. 1897. № 6. С. 162–173.

См.: Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII–XIII веках, преимущественно в Италии. Пг., 1915. С. 3, 11.

См.: Дергачева-Скоп Е.И., Алексеев В.Н. Книжная культура старообрядцев и их четья литература // Культурное наследие средневековой Руси в традициях Урало-Сибирского старообрядчества. Новосибирск, 1999. С. 91?120; Сморгунова Е.М. Старец Никита Семенович и догматика бегунства (по рукописям пермской коллекции МГУ) // Старообрядческий мир Волго-Камья: Проблемы комплексного изучения. Пермь, 2001. С. 87–108; Бородихин А.Ю. «Кадес» ? старообрядческий сборник бегунского согласия // Культурное наследие средневековой Руси… С. 120 ?147; Прокуратова Е.В. К вопросу об изучении вопросо-ответных сочинений странников-статейников XIX?ХХ в.// Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2002. С. 339?347.

См.: Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993; Бахтина О.Н. Старообрядческая литература и традиции христианского понимания слова. Томск, 1999.

загрузка...