Delist.ru

Методология статистического исследования национальных ресурсов (02.10.2007)

Автор: Дианов Дмитрий Владимирович

Таблица № 2

Средние значения основных показателей социально-экономического развития регионов России по кластерам в 2005 г.

 № кластера Число наблюдений x1 x4 x5 x6 x7 x8 x10 Y

1 13 451,40 194,89 32,41 7753,39 15919,18 43394,87 2107,87 9248,89

2 38 376,39 131,93 31,10 4331,78 24950,33 35623,22 2310,11 9513,29

3 10 810,34 505,66 57,99 18343,89 26155,78 91214,67 4511,67 16421,51

4 9 1094,56 645,05 99,89 38086,38 47577,00 129191,8 7938,00 27135,58

5 9 2434,44 2192,9 369,50 198007,4 171618,50 405680,3 23395,00 128856,60

В среднем по всем регионам

- 840,60 550,12 88,94 37644,4 43032,53 107934,70 6058,72 28179,74

Наиболее представительным является второй кластер, самый многочисленный. В целом при описании социально-экономического развития регионов России такая ситуация не является благоприятной, так как большинство регионов кластера имеют одни из самых низких значений показателя налоговых поступлений в бюджетную систему и ресурсообеспечения - факторов роста.

Менее многочисленные кластеры охватывают чисто аграрные области, либо мегаполисы и крупные индустриальные регионы страны.

Кластеры ранжированы по показателю налоговых поступлений в бюджетную систему. Показатели материально-технических ресурсов и вложений в их расширение, а также результатов экономической деятельности положительно влияют на уровень поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему. Параллельный рост отмечается по следующим показателям:

основные фонды по полной стоимости на начало 2005 г. в отраслях: строительство, транспорт, связь, торговля и общественное питание, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения;

инвестиции в основной капитал.

По таким ресурсным показателям, как численность занятых в экономике, основные фонды в сельском хозяйстве связь не прослеживается или не вполне очевидна. Не наблюдается связи между налоговыми поступлениями и такими объясняющими переменными, как ввод в действие жилых домов. Такое обстоятельство может быть объяснено не адекватностью налогового учета по результатам деятельности строительных организаций, фирм и компаний, и как следствие, уход от налогообложения. Одновременно отсутствие связи между налоговыми поступлениями и основными фондами в сельском хозяйстве свидетельствует как о неэффективности использования ресурсов, являющихся результатом труда прошлых лет и нерентабельности сельскохозяйственной продукции.

Посредством метода регрессионного анализа по данным 79 регионов России исследовалась зависимость налоговых поступлений в бюджетную систему (Y) от рассмотренных выше объясняющих переменных. Применение пошаговых процедур регрессионного анализа привело к получению адекватного уравнения со всеми значимыми коэффициентами:

?= -250,9+11,2*Х4 +0,21*Х6+0,09*Х7+0,06*Х8-

tн = (6,5) (9,45) (2,39) (4,34)

-0,29*Х9+0,33*Х10+0,05*Х11+0,6*Х12

(-5,36) (1,88) (4,96) (3,77)

R2=0,979; Fнабл=24,82

Положительное влияние на уровень налоговых поступлений оказывают практически все включенные в модель показатели: стоимость основных фондов в различных сферах народного хозяйства, инвестиции в основной капитал. Также положительным фактором роста налоговых поступлений выступает сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий.

Рост вводимой общей площади жилых домов способствует росту налоговых поступлений в бюджетную систему на 11,2 млн. руб., или на 0,22% при росте факторного признака на 100 тыс. м2, или на 1%. Примечательно, что исследования последних лет указывали на отрицательное влияние данного показателя на бюджетоформирование. Эволюция системы экономических отношений между строительным бизнесом, покупателями жилья и государством указывает на положительный характер развития рынка жилья и, следовательно, прироста национального богатства.

Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий оказался достаточным в 2005 году для исполнения налогоплательщиками своих обязательств, в том числе по ресурсным платежам. При росте сальдированного финансового результата на 1 млн. руб. наблюдается рост налоговых поступлений на 0,21 млн. руб. Из чего следует, что при росте объясняющего показателя на 1%, результативный показатель вырастет на 0,28%. Можно также сделать вывод об увеличении доли доходных и снижении удельного веса убыточных предприятий.

Очевиден высокий уровень экономической эффективности капитальных вложений в основные фонды экономики в 2005 году, что также является примечательным фактом в сравнении с предыдущими годами. Влияние инвестиций в основной капитал в совокупности с другими факторами количественно оценивается ростом налоговых поступлений в бюджет на 0,09 млрд. руб. при росте капиталовложений на 1 млрд. руб. Относительная оценка указывает на рост результативного признака на 0,14% при увеличении инвестиционных вливаний в экономику на 1%.

Основные ресурсные показатели, включенные в модель, - стоимость основных фондов различных отраслей - также выступают фактором роста коллективного денежного фонда. При росте стоимости основных фондов в промышленности наблюдается рост налоговых поступлений на 0,06 млн. руб. при приросте ресурса на 1 млн. руб., или на 0,23% при росте основных фондов промышленности на 1%.

Основные фонды в строительстве наиболее эффективно способствуют росту поступлений в бюджет, участвуют в создании новой стоимости. Доход государства от роста материальных ресурсов строительства, относимых к основным фондам, составляет 0,33 млн. руб. при их увеличении на 1 млн. руб. Т.е. увеличение объемов основных средств строительства на 1% сопровождается ростом налоговых доходов государства на 0,07%. Рост стоимости основных фондов транспортных предприятий, как частных, так и муниципальных на 1 млн. руб. является фактором роста налоговых поступлений на 0,05 млн. руб. Таким образом, не вызывает сомнений факт эффективного применения ресурсов транспортной отрасли на рынке, чему во многом способствовали мероприятия по монетизации льгот широкому кругу населения России. При однопроцентном увеличении основных фондов транспорта, на 0,21% увеличиваются налоговые доходы бюджета России.

Развитие информационных коммуникаций требует ускоренного обновления ресурсов связи. Увеличение стоимости основных фондов связи на 1 млн. руб. сопровождается ростом доходов государства на 0,6 млн. руб., или при росте объясняющего признака на 1% наблюдается рост результативного на 0,18%.

Отрицательное влияние на уровень показатель налоговых поступлений в бюджет оказывает вариация показателя стоимости основных фондов в сельском хозяйстве, что по-прежнему свидетельствует о низком уровне рентабельности сельскохозяйственного производства и нецелесообразности бюджетного субсидирования планово-убыточных хозяйств.

С целью выявления признаков экономических и, в частности, налоговых преступлений в работе исследовалась зависимость налоговых платежей в бюджет (Y) предприятиями Центрального Федерального округа от основных ресурсных и воспроизводственных показателей. Обследовалась деятельность автотранспортных предприятий регионов округа за 2006 год.

В результате реализации пошаговых процедур регрессионного анализа получена следующая модель:

?= -203,1+6,9*Х1+6,3*Х2+0,01*Х3+0,009*Х4+0,05*Х5

tн = (3,27) (2,98) (2,66) (+3,09) (4,73)

R2=0,943; Fнабл=4,68

Y- налоговые платежи в бюджет, тыс. руб.;

Х1- среднегодовая стоимость основных фондов, млн. руб.;

Х2- коэффициент обновления транспортных средств, %;

Х3- среднегодовая стоимость производственных запасов, тыс. руб.;

Х4- прирост незавершенного строительства, тыс. руб.;

загрузка...