Delist.ru

Методология статистического исследования национальных ресурсов (02.10.2007)

Автор: Дианов Дмитрий Владимирович

Х4- наличие энергоснабжения (1/0);

Х5- группа капитальности основного строительного объекта (здание, дом), находящегося на участке (измеряется по пятибалльной шкале, причем с ростом балла капитальность уменьшается);

Х6- удаленность от г. Москвы, км;

Х7- удаленность от железнодорожного сообщения, км.

Уравнение регрессии со всеми значимыми коэффициентами имеет вид:

? = 140,87-0,008*Х1+30,25*Х2+26,2*Х3+

tн= (-1,9) (2,24) (3,89)

8,75*Х4-23,63*Х5-1,4*Х6+4,4*Х7

(6,02) (-2,4) (-1,87) (2,81)

Полученная модель свидетельствует о значимости каждого фактора, его вкладе в величину стоимостной оценки. Так площадь участка, при ее увеличении на одну сотку приводит к снижению стоимости каждой сотки в среднем на 8 руб. Снижение величины стоимости земли происходит и под влиянием группы капитальности зданий и сооружений, возведенных на оцениваемом земельном участке. Это объясняется тем, что наличие сооружений, относимых к более высокой группой капитальности, предопределяет необходимость затрат по ликвидации таких объектов в будущем, и следовательно уменьшает стоимость земельных участков. Фактором снижения стоимости земли также является ее удаленность от мегаполиса. Обращает внимание существенное влияние на увеличение стоимости земли факторов, связанных с коммуникационным обеспечением. Коэффициенты при всех переменных, характеризующих наличие тех или иных коммуникаций, имеют положительные значения.

Данная методика применима и для других регионов Российской Федерации. Дифференциация условий и результатов экономического развития регионов России определяют различия в наборе факторных признаков – ресурсных показателей, которые должны включаться в регрессионную модель в качестве объясняющих переменных.

В настоящее время заметно активизировалась деятельность законодательных и исполнительных органов власти, а также непосредственных природопользователей по совершенствованию экономических отношений в сфере природопользования посредством предложений по корректировке сложившейся системы налогов и сборов.

Необходимость данных действий обусловлена, в частности, следующими причинами:

- увеличение экономической ценности ресурсов, что дает основания для существенного изменения уровня платности за их эксплуатацию;

- ограниченность (невозобновляемость, ибо уязвимость) многих видов природных ресурсов, что должно стимулировать их рациональное использование с целью обеспечения экологической и экономической безопасности страны;

- создание равных условий хозяйствования в сфере экономики природопользования, чего можно добиться только учетом при налогообложении разных эколого-географических и экономико-геологических факторов, влияющих на финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов.

Реформирование природопользования может быть осуществлено, по мнению многих экспертов, за счет усиления рентной составляющей в системе налогов, сборов и других обязательных платежей.

В настоящее время доходы от добываемых из недр ресурсов, являющиеся, по существу, природной рентой, не облагается должным образом платежами, учитывающими эту рентную составляющую.

В целом хотелось бы отметить, что поскольку в Российской Федерации экономически значимая часть природных ресурсов пока остается в собственности государства, то изъятие государством ренты с учетом различных объективных факторов может стать достаточно эффективным инструментом выравнивания межотраслевых соотношений в рентабельности, что позволит преодолеть заметный разрыв между топливно-энергетическим комплексом и другими отраслями.

В сфере пользования недрами, а именно при эксплуатации нефтегазовых месторождений, часто используется такое понятие, как горная рента, которая, будучи разновидностью природной ренты, является добавочным доходом, получаемым недропользователем в горнодобывающей промышленности, и обусловлена горно-геологическими и социально-экономическими факторами добычи полезных ископаемых. При этом выделяют абсолютную и дифференциальную горную ренту.

Изъятие дифференциальной ренты возможно двумя способами: через налоги и неналоговым путем посредством включения соответствующих платежей в лицензионные соглашения. Именно включение в лицензионные соглашения условий разработки конкретных месторождений (в части определения уровня платежей) даст возможность учета множества индивидуальных особенностей добычи полезных ископаемых: специфики их залегания, степени выработанности месторождений и других факторов. Все это, естественно, значительно усложнит составление таких лицензионных соглашений и потребует углубленного контроля государственных органов при администрировании этих платежей. Однако такой подход найдет, по нашему мнению, поддержку у тех недропользователей, которые поставлены в настоящее время в неравные экономические условия из-за наличия у них малопродуктивных месторождений и (или) высоких затрат по их освоению в связи с объективными (природными) факторами. Таким образом, основная проблема в этом вопросе заключается в выборе критериев, которые должны учитываться при соответствующей дифференциации месторождений.

В пятой главе «Методология статистического анализа взаимосвязи и динамики показателей национальных ресурсов и налоговых поступлений в бюджетную систему России» проводится анализ поступлений в федеральный бюджет средств, полученных от продажи государственных имущественных комплексов, налоговых обязательств в результате применения экономических активов в процессе создания продукта, осуществлена многомерная группировка регионов России по показателям материально-технических ресурсов, результатов экономической деятельности и налогообложения проведен анализ взаимосвязи налоговых поступлений и показателей ресурсов экономики, динамики показателей состава экономических активов и налоговых поступлений в бюджетную систему России и осуществлен прогноз этих показателей.

Целью проведения многомерной классификации является формирование кластеров, их ранжирование по среднему уровню налоговых поступлений в бюджетную систему. Исходные данные для многомерной классификации 79 субъектов Российской Федерации, характеризуются следующими ресурсными и результативными показателями экономического развития за 2005 год:

Y – налоговые поступления в бюджетную систему, млн. руб.;

Х1- среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек;

Х2- среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб.;

Х3- валовой региональный продукт, млрд. руб.;

Х4- ввод в действие общей площади жилых домов, тыс.м2 ;

Х5- оборот розничной торговли, млрд. руб.;

Х6- сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. руб.;

Х7- инвестиции в основной капитал, млн. руб.

Стоимость основных фондов по полной учетной стоимости, млн. руб. в отраслях:

Х8- промышленность;

Х9- сельское хозяйство;

Х10- строительство;

Х11- транспорт;

Х12- связь;

Х13- торговля и общественное питание, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения;

Х14- степень износа основных фондов (на начало 2005 года; в процентах)

Средние значения ряда основных показателей по кластерам представлены в табл. 2.

загрузка...