Delist.ru

Методология статистического исследования национальных ресурсов (02.10.2007)

Автор: Дианов Дмитрий Владимирович

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы, характеризуется степень научной разработанности проблемы, определяются объект и предмет исследования, цель и решаемые задачи, научная новизна и практическая значимость исследования.

В первой главе «Проблема оценки национальных ресурсов в условиях перехода к рыночным отношениям» исследуются экономические предпосылки и обосновывается необходимость совершенствования методологии оценки национальных ресурсов экономики России, проводится анализ процессов делегирования государством полномочий по оценке ресурсов и реализации высвобождаемого военного имущества, дается характеристика правового обеспечения оценки материальных ресурсов экономики и методологических проблем оценки национального богатства, анализируются последствия недостоверной оценки национальных ресурсов.

Первая по-настоящему серьезная попытка выразить количественно национальное богатство России, которая включала все его элементы и при этом соответствовала бы новым экономическим условиям, была предпринята в 1998 г. Согласно опубликованным данным, оно исчислялось примерно в сумме 320-380 трлн. долл., из которых природно-ресурсные факторы, еще не вовлеченные в функционирующее хозяйство, составляли 80-85%. Совокупного национального богатства в расчете на одного жителя приходилось, таким образом, примерно 2,5 млн. долл.

Следует отметить двоякую роль национального имущества в процессе бюджетообразования. Во-первых, - непосредственную - стоимость имущества выступает налоговой базой, пропорционально которой осуществляется начисление суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, определяет размеры доходов в бюджет от реализации имущественных комплексов. Вторая, опосредованная роль национального имущества связана с получением результатов от их использования –прибыли, добавленной стоимости и др., являющихся налоговой базой.

Внимание государства и общества следует усилить не только к проблемам состояния, но и воспроизводства национального имущества. В табл. 1 представлены данные о состоянии и движении основных фондов.

Таблица 1

Показатели воспроизводства основных фондов в России

 Показатели 2004 г. 2005 г.

Основные фонды в экономике по полной учетной стоимости (на начало года), млрд. руб. 32541 35701

Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов (без скота) в процентах от общей стоимости основных фондов на конец года), раз 2,0 2,0

Коэффициент выбытия (ликвидация основных фондов (без скота) в процентах от общей стоимости основных фондов на начало года), раз 1,0 1,0

Приняв во внимание коэффициент обновления в 2004 г., стоимость введенных в действие фондов должна составить 35701*0,02 = 714,02 млрд. руб. Коэффициент выбытия свидетельствует о ликвидации основных фондов стоимостью 32541*0,01 = 325,41 млрд. руб. Разница между рассчитанными числами, т.е. прирост составляет 388,61 млрд. руб. Однако из этой же таблицы видно, что фактический прирост стоимости основных фондов составляет 35701-32541 = 3160 млрд. руб. Несовпадение более чем в 8 раз.

В условиях «методологического вакуума» российские статистики оказались один на один с нерешенными проблемами. В этих условиях госстатистика тем не менее дает представление о масштабах и динамике национальных ресурсов, рассчитывает индексы стоимости, цен и физического объема основных фондов, коэффициенты их годности и износа. Выявленное же числовое противоречие определяет необходимость осуществления методологических работ в сфере оценки национальных ресурсов, их согласованности на различных уровнях хозяйствования.

Государство как институт, как собственник предприятий и военного имущества заинтересовано в достоверной оценке принадлежащих ему активов, так как это способствует адекватному поступлению в бюджетный фонд страны средств от реализации имущества государственных учреждений и военно-имущественных комплексов, исчислению налога на имущество организациями, приобретающими это имущество.

Вышеизложенные проблемы означают необходимость создания методологической базы оценки национальных ресурсов и системы ее правового регулирования в целях налогообложения, приватизации и конверсии по следующим направлениям:

оценка экономических активов на макроуровне, во взаимосвязи с показателями поступлений в бюджетный фонд страны в форме обязательных налогов, платежей и сборов, доходов от приватизации и конверсии. Полученные таким образом результаты оценки могут стать исходной базой для измерения эффективности работы налоговых и правоохранительных органов, подразделений финансового контроля Министерства обороны по собираемости налогов и пополнению бюджета за счет реализуемого имущества государственных учреждений и военного имущества;

оценка влияния объемов материально-технических ресурсов на уровень исполнения налоговых обязательств предприятиями и организациями, частными предпринимателями. Цель такой оценки в сравнении ожидаемых и фактических значений налоговых платежей, установление абсолютных и относительных размеров отклонений и принятия на их основе решений по усилению налогового контроля тех или иных налогоплательщиков;

разработка методологии оценки рыночной стоимости ресурсов на основе учета факторов, влияние которых обуславливает необходимость ее корректировки в зависимости от территории, новизны объектов, перспектив получения доходов и времени. Это позволит комплексно использовать доходный метод и метод сравнения продаж для оценки рыночной стоимости ресурсов, определяющей уровень таких налогов, как налог на прибыль, НДС и др.

Разработка перечисленных направлений методологических работ призвана решить целый комплекс задач, которые можно объединить в три группы:

задачи, связанные с непосредственным получением величины стоимости материально-технических ресурсов, в том числе для налогообложения, эффективного размещения производительных сил, управления процессом экономического развития на всех уровнях хозяйствования;

задачи, связанные с количественной оценкой влияния национальных ресурсов на уровень налоговых поступлений в бюджетную систему;

задачи соответствия правового обеспечения оценочной деятельности, столь сложного и нового для российской экономики явления.

Рынок услуг по оценке в принципе сформировался как на федеральном, так и на местном (муниципальном) уровне. При этом надо иметь ввиду, что объект оценки всегда имеет определенное местоположение, право собственности, налоговые обременения и т. д. Поскольку объектом оценки может выступать имущество, собственником которого является Российская Федерация, субъекты Федерации, юридические и физические лица, то в отношении вопросов регулирования этого вида деятельности должна быть реализована четкая система разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ.

Реализация высвобождаемого военного имущества осуществлялась непосредственно войсковыми частями, предприятиями и организациями по решению главных и центральных управлений.

Практически же указанная реализация сводилась к передаче высвобождаемого военного имущества по остаточной стоимости органам Госснаба, а последние осуществляли реализацию через свои коммерческие структуры. При этой системе Министерство обороны не дополучало значительные суммы денежных средств, и имелись злоупотребления разрешающих и передающих высвобождаемое военное имущество должностных лиц.

Поиск новых систем реализации высвобождаемого военного имущества (создание Коммерческого центра МО и других структур) положительных результатов не дал.

Практически реализация высвобождаемого военного имущества была прекращена, за исключением отдельных случаев, решение по которым принималось министром обороны по обращениям правительственных и других органов управления.

В связи с отнесением военного имущества исключительно к федеральной собственности Министерство обороны было лишено права самостоятельной реализации высвобождаемого военного имущества. Однако, сокращение ВС и высвобождение значительного объема ВВТ, в условиях острого дефицита выделяемых из бюджета денежных средств на оборону страны, в том числе и на социальные нужды Вооруженных Сил РФ, остро поставили вопрос об изыскании дополнительных источников финансирования потребностей армии и флота.

Объективная потребность в реализации высвобождаемого военного имущества позволила доказать необходимость установления порядка его реализации и использования. С этого момента Минобороны России получило право на реализацию высвобождаемого военного имущества на строго определенных условиях:

- на внутреннем рынке - только через специально создаваемые государственные хозрасчетные предприятия;

- на внешнем рынке - с направлением полученных от реализации денежных средств на строительство жилья и решение других социальных проблем военнослужащих.

Следует отметить, что созданная система, помимо решения задач непосредственно реализации высвобождаемого военного имущества, позволила также решать вопросы, связанные с утилизацией ВВТ и боеприпасов в части организации работ и реализации продуктов утилизации.

Комплекс правовых противоречий современного российского законодательства, призванного обеспечить юридическую основу оценочной деятельности, а также определить и закрепить статус российского военного имущества за рубежом, несоответствие его экономической сущности, задачам оценки и потребностям рынка, хаотичность процесса оценки и, в большинстве случаев, отсутствие реальной ответственности и бесконтрольность в данной сфере предпринимательской деятельности не исчерпывают всех проблем определения стоимостной оценки национального богатства России.

Основной проблемой комплексной оценки совокупных материально-технических ресурсов национальной экономики России, как фактора формирования бюджетного фонда страны, как носителей оборонного потенциала государства, выступает очевидный разрыв между подходами к оценке и наработками на микроуровне, т.е. для оценщиков в оценке конкретных объектов или некоторой совокупности объектов и бизнеса с одной стороны, и методологическими положениями и традициями, как российской государственной статистики, так и международной статистики на макроуровне.

Проведение массовых мероприятий, таких, как переписи основных фондов, их выборочные обследования, подчиненные интересам административного управления, редко когда имеют что-либо общее с операциями, регламентированными Федеральным законом «Об оценочной деятельности». Рекомендации, или скорее, ориентировки статистических документов на использование рыночных цен в ходе массовой оценки для определения размеров и прироста национального богатства, далеки от практики.

Среди задач в части методологического единства оценки национальных ресурсов – носителей социально-экономического и оборонного потенциала страны - важнейшими являются:

- четкое определение экономического содержания этой категории, компонентов, входящих в ее состав и их границ;

- осуществление классификации элементов богатства по различным признакам (натурально-вещественному составу, формам собственности, территории, отраслям и секторам экономики, военному или гражданскому назначению и так далее);

- выработка основных методологических принципов оценки конкретных элементов богатства (особенно для земли и природных ресурсов, военно-имущественных комплексов, а также для нематериальных активов);

- разработка необходимой информационной базы для отражения объема, структуры и динамики национального богатства и его отдельных элементов;

загрузка...