Методология статистического исследования национальных ресурсов (02.10.2007)
Автор: Дианов Дмитрий Владимирович
ДИАНОВ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МЕТОДОЛОГИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Специальность: 08.00.12 – Бухгалтерский учет, статистика АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук Москва – 2008 Работа выполнена на кафедре математической статистики и эконометрики Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Научный консультант: доктор экономических наук, профессор Мхитарян Владимир Сергеевич Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Аболенцев Юрий Иванович доктор экономических наук, профессор Кузнецов Владимир Иванович доктор экономических наук, профессор Никольская Эля Владимировна Ведущая организация: Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации Защита диссертации состоится «28» февраля 2008 г. в 14.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.151.02 в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) по адресу: 119501, Москва, ул. Нежинская, 7 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета. Автореферат разослан «___»____________ 200__года Ученый секретарь диссертационного совета, Данченок Л.А. доктор экономических наук, профессор ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Эффективность управления экономикой страны во многом определяется умением объективно учитывать состав и состояние национальных ресурсов, их распределение и перераспределение. Решение этих проблем невозможно без достоверной оценки национального имущества, как материальных, так и нематериальных активов, объектов двойного назначения, ресурсов дублирующих производств, конверсируемой техники и оборудования. Отсутствие понимания сути и роли оценки имущества и нематериальных активов, адекватных современным условиям реформируемой экономики, является причиной серьезных противоречий экономического и правового характера в подходах к оценочной деятельности, несоответствия законодательной базы экономической сущности имущества как фактора производства. С началом экономических реформ интерес к проблемам оценки реального состава и состояния национального имущества усилился, что связано с переходом экономики на рыночные отношения. Совершенствование хозяйственного механизма предполагает оптимальное размещение ресурсов, их участие в создании новой стоимости, реализации всего накопленного социально-экономического и оборонного потенциала страны. Цели проводимых реформ объективно требуют создания и надлежащего применения действенных механизмов, обеспечивающих процесс расширенного воспроизводства, что также предполагает эффективное использование всего комплекса материально-технических, трудовых, интеллектуальных и иных ресурсов. Для этого необходимо решить целый комплекс практических задач формирования рыночных механизмов. Необходимость достоверной статистической оценки обусловлена потребностями субъектов рынка, а также появлением нового для отечественной экономики вида предпринимательской деятельности, связанного с оценкой имущества, новых механизмов формирования рыночной инфраструктуры, таких как приватизация и конверсия. Эволюция финансовых механизмов и налоговой системы определяет потребность в оценке экономических активов для дальнейшего обеспечения процессов разгосударствления и конверсии, учета брошенных объектов, их эффективного вовлечения в экономический оборот, корректировок балансовой и остаточной стоимости национального имущества для определения налоговой базы посредством переоценок, информационного обеспечения управления воспроизводством фондов на основе использования, как текущих, так и сопоставимых цен. На сегодняшний день отсутствуют действенные принципы формирования нормативной и методологической базы оценки на государственном уровне. Множество методик, направленных на решение частных задач, составляют совокупность инструментов по реализации отдельных, часто несвязанных логической последовательностью этапов оценки и видами стоимостной оценки ресурсов. При этом недопустимо как копирование зарубежного опыта, так и искусственное привнесение новизны, не учитывающей общепризнанных понятий и категорий, региональных и отраслевых особенностей ценообразования на объекты недвижимости, природные ресурсы, перспективы их использования и порядок налогообложения. В отечественной экономической науке рассмотрению вопросов оценки материально-технических ресурсов и статистике национального богатства посвящена значительная библиография. Вместе с тем, мало кто из авторов пытался объяснить последовательность механизмов комплексной оценки национальных ресурсов, привнести гармонию в многообразие методов, применяемых в оценочной деятельности. Социальные и экономические аспекты оценки ресурсов, методологические проблемы оценочной деятельности изучены явно недостаточно. Это относится к конкретным видам деятельности, связанным с производством продукта, бюджетообразованием, конверсией, обеспечением экономической безопасности. Хотя, вне всякого сомнения, ряд важных и значимых социальных аспектов оценки национальных ресурсов, социальных последствий приватизации и военных проявлений конверсии оборонно-промышленного комплекса в научной литературе исследован. Все вышеизложенное определяет актуальность исследования основных направлений развития методологии статистической оценки национальных ресурсов в условиях рыночной экономики. Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационной работы является разработка методологии комплексной статистической оценки национальных ресурсов. Для ее достижения поставлены и решены следующие задачи теоретического и прикладного характера: проанализировать состояние и тенденции ресурсообеспечения экономического развития России; исследовать процессы становления и развития института оценочной деятельности и его роль для российской экономики; обобщить мировую практику оценки национального богатства и обосновать возможность ее применения в оценочной деятельности в России; провести классификацию факторов, определяющих состояние и структуру национальных ресурсов, эффективность оценочной деятельности; обосновать концепцию совершенствования методологии оценки ресурсов национальной экономики, исходя из действующей нормативно-правовой базы и требований международных стандартов; проанализировать возможность комплексного применения системы статистических методов в оценке национальных ресурсов; |