Delist.ru

Формирование социально-ориентированной налоговой системы России (02.10.2007)

Автор: Боброва Анна Владимировна

Этапы государственного налогового планирования предлагается разместить в следующей последовательности:

1) цель налогового планирования, совпадающая с целью социального развития общества;

2) расчет макроэкономических поправочных коэффициентов;

3) анализ плановых или фактических показателей бюджета предыдущего года с уточнением коэффициента собираемости налогов и сборов;

4) прогнозный анализ изменений в налоговом законодательстве;

5) прогнозный анализ внезаконодательных факторов, влияющих на налогооблагаемую базу налогов и сборов;

6) прогнозирование или планирование налоговых поступлений текущего или следующего года с определением показателей бюджета.

В исследовании представлена расчетная формула планируемого налогового потока:

Нп = Нб * Iи * (Кс – Iпм)* Iб * Iэс * Iвн + Зпл (1)

где Нп – планируемые поступления в бюджет для налога (сбора), млн. руб.,

Нб – плановые налоговые поступления базового периода (предыдущего

года), млн. руб.,

Iи – ожидаемый индекс инфляции планируемого периода,

Кс – коэффициент собираемости налога (сбора),

Iпм – индекс поведенческой модели налогоплательщика при изменении налогового законодательства,

Iб – индекс изменения налогооблагаемой базы конкретного налога,

Iэс – индекс изменения эффективной (с учетом льгот) ставки налога,

Iвн – индекс влияния остальных налогов на величину планируемого налога,

Зпл – задолженность прошлых лет по планируемому налогу.

Индекс изменения налоговой базы будет образован двумя составляющими: за счет налогового законодательства и внезаконодательных факторов. Комплексными индексами являются два из используемых в формуле: индекс поведенческой модели плательщика и влияния остальных налогов.

Для учета индекса поведенческой модели плательщика предлагается на первом этапе определиться со знаком планируемых изменений налогового законодательства, так как поведенческая модель будет изменяться только при ужесточении условий налогообложения. Затем для каждого налога с учетом категории плательщика на основе рассчитанных автором в диссертационном исследовании корректирующих коэффициентов в формуле показателя эффективности налогового планирования необходимо определить, будет ли плательщик предпринимать шаги по минимизации данного налога. При учете индекса поведенческой модели налогоплательщика предлагается ориентироваться на прогнозный коэффициент собираемости налогов, отражающий эффект от разработки плательщиком дополнительных схем оптимизации: при ужесточении налогового законодательства и разработке дополнительных схем только часть из предполагаемых поступлений в бюджеты фактически их пополнит:

Iпм = (1 – Кс) * (Iбн * Iс – 1), (2)

где Iбн – индекс изменения налогооблагаемой базы за счет внесения

дополнений и изменений в налоговое законодательство,

Iс – индекс изменения ставки налога по законодательству.

Индекс влияния остальных налогов на налоговую базу планируемого налогового потока можно рассчитать по формуле, учитывая, что изменение налогов, входящих в налогооблагаемую базу планируемых налогов, за счет изменения налоговой базы и ставки изменит величину планируемого налога с учетом знака изменения и ставки изменяемого налога:

Iвн = 1 + НС * ( ( Iкб * ( Iбн * Iс – 1)), (3)

n i = 1

где ( – сумма для изменяющих налогов,

НС – ставка изменяемого налога,

Iкб – индекс консолидированного бюджета.

Для оценки величины изменения налоговой базы при росте (снижении) входящих в нее налогов в исследовании предлагается использовать индекс консолидированного бюджета, показывающий, какую долю в структуре базы изменяемого налога занимает изменяющий налог и представляющий отношение поступлений в консолидированный бюджет РФ изменяющего и изменяемого налогов по имеющимся данным с 1995 по 2006 годы.

Налоги с точки зрения взаимного влияния можно разделить на группы:

1) в налоговую базу которых входит как структурная составляющая большое количество других налогов, изменение которых приводит к росту

(уменьшению) налоговой базы основного налога;

2) в налоговую базу которых не входят другие налоги, но рост (уменьшение) которых изменяет налоговую базу основного налога;

3) в налоговую базу которых не входят и не влияют на нее другие налоги.

В диссертационном исследовании разработка методики завершается прогнозом налоговых доходов федерального (табл. 2) и регионального (на примере Челябинской области) бюджетов 2007 года, который осуществляется двояко: для реальных условий хозяйствования и для предлагаемых автором условий построения социально-ориентированной налоговой системы.

Итогами расчетов является прогнозируемый рост налоговых доходов федерального бюджета на 24,4%, регионального – на 17,6% для действующей системы и, соответственно, на 71,1% и 101,1% для социально-ориентированной системы. Рост доходов федерального бюджета при неизменной налоговой политике государства происходит более высокими темпами, чем на уровне субъектов РФ. Это связано с усиливающейся централизацией финансовых потоков на федеральном уровне и с тем, что коэффициенты собираемости поступающих в региональные бюджеты налогов меньше, чем федеральных.

Существенный рост налоговых доходов федерального бюджета при социальной ориентации налоговой системы в рамках предложенных автором мер будет следствием признания таможенной пошлины, акцизов и единого социального налога как закрепленных налоговых доходов федерального уровня. Рост доходов регионального бюджета в этих условиях окажется существенным и реальным за счет закрепления за ним всех ресурсных налогов, а также за счет перераспределения части федеральных налогов (НДС, ЕСН, налога на прибыль организаций) на нижестоящий уровень.

загрузка...