Delist.ru

Формирование социально-ориентированной налоговой системы России (02.10.2007)

Автор: Боброва Анна Владимировна

4) объект налогообложения: доход; собственность налогоплательщика; оборот, в том числе специализированный; специальные потребности (действия) налогоплательщика;

5) налоговая база;

ставки налога или сбора: условия применения; значение ставки;

бухгалтерские проводки по налогу или сбору;

источник уплаты налога или сбора: цена; расходы на производство продукции (работ, услуг); прочие расходы; прибыль;

отчетность по налогу или сбору: порядок расчета; налоговая

декларация; сроки отчетности;

уплата налога или сбора: порядок уплаты; сроки уплаты;

распределение налога или сбора по бюджетам (фондам): условия распределения; уровень (федеральный, региональный, местный);

льготы по налогам или сборам: вычеты из налоговой базы; вычеты из налога или сбора; субъекты, не облагаемые налогом или сбором.

Подробно элементы обоснованы в диссертационном исследовании. Предлагается в НК РФ восстановить классификацию доходов на налоговые и неналоговые для полноты и качества анализа структуры доходов бюджета. Во избежание социальной напряженности в обществе вопрос об объектах налогообложения предлагается свести к четырем категориям: к первым двум группам относить прямые налоги, третья группа будет образована косвенными налогами, облагающими, в том числе, лицензируемые государством или специальные виды деятельности. Специальными потребностями называть возникшие в ходе деятельности нужды налогоплательщика, на реализацию которых требуется специальное разрешение государства. Элементы «бухгалтерская проводка» и «источник уплаты налога» не использовались ранее в классификации элементов налогообложения.

Как вычеты из налоговой базы автором рекомендовано выделить необлагаемые объекты, не учитываемые при расчете налога; объекты, налоговая база которых определяется в обязательном порядке, но налогом не облагается; объекты, налоговая база которых рассчитывается, но облагается по ставке 0%.

Для установления границы льгот для лиц, освобождаемых от налога, и объектов, не облагаемых налогом, предлагается ввести критерий: если освобождается более 50-и % объектов налогообложения по налогу, эти льготы относятся к субъекту налоговых отношений, в противном случае – к объекту.

Налоговый учет необходимо отнести к элементам налоговой системы, так

как процесс адаптации к нему плательщиков закончен и назрела потребность окончательно определить подходы к его ведению, необходима реорганизация бухгалтерского учета, которая позволит сделать его не параллельным, а последовательным временным звеном. На первом этапе ведение бухгалтерского учета обеспечит системный подход к определению расходов (доходов), создаст базу для расчета налогов, а затем налоговый учет определит суммы к уплате. Для налогов, источниками которых являются цена и расходы, предлагается осуществлять налоговый учет для расчета сумм налогов, затем – бухгалтерский, использующий полностью сформированные данные налогового учета.

Двухуровневая налоговая система и другие представленные новации возможны к появлению в условиях полной компьютеризации процесса расчета, сбора и первичного контроля за налогами. Единая компьютерная сеть (рис. 3) станет связующим звеном между всеми элементами налоговой системы,

2 3 5

7 6 9 10

8 4 12

Рис. 3. Схема связей предлагаемых элементов налоговой системы,

где 1 – разработка законодательства по налогам и сборам; 2 – статистические данные и уплаченные суммы; 3 – орга-низационные указания; 4 – принятие законодательства по налогам и сборам, информирование; 5 – согласование законо-дательства по налогам и сборам; 6 – перечисление сборов; 7 – расчет (проверка расчета) и уплата налогов и сборов; 8 – согласование положений налогового учета; 9 – резюме запросов и ответов; 10 – толкование законодательства по налогам и сборам; 11 – положения по ведению бухгалтерского и налогового учета; 12 – запросы и ответы по законодательству. отвечающим требованиям современной экономической рыночной ситуации, и одновременно источником информации для налоговых органов обо всех сделках физических и юридических лиц, а связь «налоговые органы – налогоплательщик» перестанет быть практически односторонней.

?????????ue? 

????и????????U

????????U

????????????

????????E

????E?????F????????????????????p?ельство по согласованию с Федеральным научно-исследовательским центром изучения налоговой конъюнктуры, располагающим обобщенными данными налоговых исследований. Принятые законы должны доводиться до сведения местных налоговых органов, налогоплательщиков и территориальных центров изучения налоговой конъюнктуры. Последние должны получать и все рабочие материалы для того, чтобы квалифицированно отвечать на запросы налогоплательщиков. Данный механизм позволит налоговым органам сосредоточиться только на выполнении основной для них фискальной функции. Задачей фондов при условии сбора платежей налоговыми органами будет целевое использование имеющихся у них денежных средств. Разработку положений налогового учета рекомендовано поручить Минфину РФ, имеющему опыт реформирования бухгалтерского учета, при согласовании положений налогового учета с Федеральным научно-исследовательским центром изучения налоговой конъюнктуры по вопросам его адаптации к действующему налоговому законодательству и потребностям плательщиков.

Преимуществами системы единой компьютерной связи между звеньями налоговой системы будут:

ускорение поступления документов и сообщений;

отсутствие личностных факторов при общении;

повышение уровня безопасности работников налоговых органов;

сплошная и точная обработка данных о доходах, имуществе, сделках налогоплательщиков;

сопоставительный анализ доходов и расходов физических лиц; фактического и задекларированного объема операций юридических лиц;

направленность работников налоговых органов на значительные отклонения фактических значений от указанных в налоговых декларациях;

надежность взаимодействия налоговых органов и организаций, законодательно обязанных предоставлять им информацию о плательщиках;

высокая пропускная способность системы в даты предоставления налоговой отчетности и календаря платежей.

Предложения автора по реформированию структуры налоговой системы позволяют обеспечить новый уровень равноправных отношений налоговых органов и налогоплательщиков с предоставлением максимального спектра социальных льгот и служат методологической основой обеспечения функционирования социально-ориентированной налоговой системы.

3. Определено содержание основных этапов, системы принципов и методология налогового планирования на макроуровне (федеральный и региональный бюджеты), разработан механизм реформирования структуры и повышения качества доходных статей социально-ориентированных бюджетов, предложена методика расчета коэффициента финансовой независимости регионов, нововведения для реализации принципа бюджетного федерализма с целью обеспечения субъектами РФ социальных программ.

Известные методические разработки по налоговому планированию приводят три основных варианта планирования: прямое прогнозирование налоговой базы, на основе макроэкономических показателей и индексация данных предыдущих периодов, предлагая использовать все три метода с расчетом средней величины планируемых налогов. В полном объеме разрабатываются показатели только для трех налогов, составляющих на текущий момент основу доходной части федерального бюджета: налога на добавленную стоимость, на добычу полезных ископаемых и на прибыль организаций. Все три метода не свободны от недостатков и корректировочных коэффициентов.

Назрела необходимость разработки единой методики планирования налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с учетом всех факторов влияния. Автором предложены дополнительные принципы, не учитываемые в известных методиках: осуществление планирования для всех налогов и сборов, планирование налоговых поступлений во взаимосвязи налогов как элементов единой системы формирования налогооблагаемой базы, использование количественных показателей поведенческой модели налогоплательщика, обеспечение сопоставимости результатов за счет стабилизационных этапов налогового законодательства.

загрузка...