Delist.ru

Формирование социально-ориентированной налоговой системы России (02.10.2007)

Автор: Боброва Анна Владимировна

На основе авторского принципа универсальности (универсальные для любой страны, учитывающие специфику страны и прикладные для решения задач текущей налоговой политики страны или налогоплательщиков), в

Таблица 1

Экономико-правовые признаки платежей в России

Наиме- нование платежа Экономические признаки Правовые признаки

выполне-ние функ-ций госу-дарством обеспече-ние потреб-ностей об-щества обязатель-ный характер индивиду-альная безвоз-мездность нецелевой

характер

Налоговые платежи

Налог может полностью обеспечи-ваться за счет нало-гов может пол-ностью обеспечи-вать по-требности общества установлен в полном

объеме, го-сударство и плательщик в отношени-ях властного подчинения установлена в полном объеме, но для развития общества в целом установлен в полном объеме, не связан с на-правлени-ми расхо-дования средств

Сбор может час-тично

обеспечи-ваться за счет сбо-ров может час-тично обес-

печивать потребнос-ти общест-ва установлен, но есть во-леизъявле-ние налого-плательщи-ка не установ-лена, нало-

гоплатель-щику необ-ходимы юридически значимые действия государства не установ-лен, выпол-

нение функций государст-

ва осуще-ствляется за счет средств бюджета

Неналоговые платежи

Плате-жи, пла-та может обеспечи-вать от-дельные функции, связанные

с платежа-ми, платой может обес-печивать отдельные потребнос-ти, реалии-зуемые за

счет плате-жей, платы не установ-лен, связан со специаль-ными ви-дами приро-допользова-ния не установ-лена, пла-тельщику необходимы специаль-ные виды природо-пользования не установ-лен, посту-пают в бюджет

Плат-ные услуги госу-дарства не может обеспечи-ваться за счет плат-ных услуг не могут полностью обеспечи-вать по-требности общества отсутствует в полном объеме, гражданс-кие правоот-ношения отсутствует в полном объеме, пла-тельщику необходи-мы услуги государства не установ-лен; посту-пают в бюджет

качестве итога исследования предлагаются систематизированные известные и авторские классификационные признаки и виды налоговых платежей (рис.2).

Принципами систематизации налогов и сборов стали:

1) информативность, позволяющая проверять их на соответствие признакам классификации и выявлять нарушения при установлении налогов;

2) мобильность, позволяющая государству при изменении экономической ситуации в стране расширять (сужать) перечень и содержание налогов (сборов);

3) учет деятельности налогоплательщиков, то есть установление признаков не только с позиции государства, но и на микроуровне;

4) признак универсальности, позволяющий включить налоговую систему России в мировое экономическое пространство;

5) учет национальных особенностей России;

6) полнота охвата признаками налогов всех аспектов функционирования налоговой системы.

В диссертационном исследовании обоснованы дополнительные признаки, характеризующие определенную задачу, признак наполняемости бюджета, содержание признаков субъекта, объекта, источника уплаты, целевого характера налога и бюджетно-налогового признака.

Из всех функций налогов наиболее важной для современной налоговой системы экономически развитой страны становится регулирующая функция, а именно две ее подфункции: стимулирующая и сдерживающая, служащие не только и не столько росту собираемости налогов, сколько экономическому, социальному, общегражданскому регулированию общества. Автором предлагается стимулирующая подфункция налогов как основа формирования социально-ориентированной налоговой системы для усиления эффекта мероприятий социальной политики и роста доходов и свободных финансовых ресурсов налогоплательщиков, а также программа стимулирующих и сдерживающих мер для налогов и сборов.

Принципы налогообложения, являясь основополагающими для налоговой системы, должны быть точными, определенными как постулаты. На их основе необходимо определять все остальные элементы, рассматривая их как стратегические цели налогообложения и налогового планирования.

В качестве основных противоречий и систематизационных проблем для принципов налогообложения мы выделяем:

формальное разделение принципов на классические, сформулированные основоположниками теории налогов (экономические) и неоклассические (юридические);

2) выделение юридических признаков в обособленную категорию, то есть увеличение разрыва между экономической сущностью налога и правовыми формами ее реализации;

3) отсутствие полного спектра принципов налогообложения в НК РФ, экономических, организационных, психологических предпосылок для введения в России ряда принципов экономически развитых стран;

Рис.2. Классификационные признаки и виды налоговых платежей 5) отсутствие действенного механизма реализации принципов, а также системы мер ответственности за их нарушение;

6) отсутствие учета национальных особенностей России;

отсутствие единства во мнениях экономистов на классификацию и терминологию принципов налогообложения.

Для решения указанных проблем автором предлагается разделить принципы налогообложения на универсальные, характерные для любой страны, и специфические. Последние характеризуют налоговую систему конкретного государства, проблемы РФ на современном этапе, то есть задачи, которые необходимо реализовать в рамках налогообложения. Обособленно предлагается выделить принципы, составляющие вместе принцип федерализма, относимый по предложенным критериям классификации к специфическим. Разделение произведено на основе классификационных признаков универсальности, соответствия принципов цели и задачам формирования социально-ориентированной налоговой системы, учета федеративного построения России, полноты охвата принципами налогообложения всех аспектов функционирования налоговой системы, методического обеспечения реализации каждого принципа, информативности наименований принципов, а также с учетом временного фактора, показывающего, что основополагающие принципы остаются практически неизменными на длительных временных интервалах.

К основополагающим (универсальным) принципам в работе отнесены принципы экономической обоснованности, классификационного подхода, равнозначимости всех налогов и сборов, удобности уплаты налогов для плательщика, избежания двойного налогообложения, стабильности основ налогового законодательства, единого социального пространства, равного налогового бремени плательщиков, отрицания обратной силы налоговых законов.

загрузка...