Delist.ru

Формирование социально-ориентированной налоговой системы России (02.10.2007)

Автор: Боброва Анна Владимировна

Апробация работы. Теоретические, методологические и методические

разработки автора доведены до конкретных научно-практических рекомендаций и нашли применение:

1. В деятельности Министерства экономического развития Челябинской области при расчете показателей в разделе «Финансы» прогноза социально-экономического развития Челябинской области на 2008 год и параметров прогноза до 2010 года (акт о внедрении от 20.04.2007г.).

2. В деятельности предприятия ОАО «Уралавтоприцеп» при анализе структуры налоговой нагрузки предприятия в поквартальной динамике и налогового бремени и при разработке рекомендаций по оптимизации налоговой нагрузки (акт о внедрении от 12.12.2006г.).

3. На предприятии ООО Строительная компания «Теплостроймонтаж» при оценке целесообразности оптимизации налоговых потоков предприятия по методике расчета поправочного коэффициента к формуле критерия эффективности налоговой оптимизации (акт о внедрении от 26.01.2007г.).

4. На предприятии ООО Типография «Домино» при разработке

рекомендаций по оптимизации налогов в рамках налогового законодательства и анализа преимуществ перехода предприятия на новую организационную форму – индивидуальный предприниматель (акт о внедрении от 15.12.2006г.).

5. На предприятии ООО «Цифроград-Урал» для организации процесса налогового планирования и расчета налогов на основе Информационно-расчетной системы «Налоги и сборы» (акт о внедрении от 5.03.2007г.).

6. В научной деятельности МОУ Южно – Уральский профессиональный институт при ознакомлении студентов факультета «Экономика и управление» с потенциальными возможностями преобразования налоговой системы России на основе авторской разработки факультативного курса «Альтернативная налоговая система для России» (акт о внедрении от 20.01.2006г.).

7. В научной и учебной деятельности ЧелГУ для анализа и расчета действующих налогов и сборов на основе Информационно-расчетной системы «Налоги и сборы» (акт о внедрении от 30.05.2007г.).

8. В учебной деятельности вузов: Международный институт экономики и права и Российская Академия предпринимательства (филиалы, г. Челябинск) для разработки лекций и практических занятий «Налоги и налогообложение» и «Налоговое планирование» для студентов экономических специальностей (акты о внедрении от 22.08.2006г. и от 7.11.2005г.).

Основные результаты исследования доложены на 12 международных и всероссийских научно-практических конференциях и форумах (Санкт-Петербург, март 2002г.; Санкт-Петербург, октябрь 2002г.; Москва, декабрь 2002г.; Санкт-Петербург, март 2003г.; Челябинск, апрель 2003г.; Санкт-Петербург, июль 2003г.; Уфа, октябрь 2003г.; Москва, декабрь 2003г.; Челябинск, апрель 2004г.; Санкт-Петербург, апрель 2004г.; Киров, июнь 2007г.; Киров, ноябрь 2007г.).

Основные положения диссертации нашли отражение в 38 публикациях общим объемом 82,7 п.л., из них авторских – 79,7 п.л. В числе публикаций 3 монографии, 1 учебное пособие, 1 авторское свидетельство, 16 статей в журналах, рекомендованных ВАК, 3 статьи в журналах Издательского дома Финансы и кредит, 5 статей в сборниках.

Структура диссертационной работы. Диссертация изложена на 365 страницах основного текста, состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и содержит 25 таблиц, 9 рисунков, 11 формул, 23 приложения.

Во введении обоснована актуальность темы диссертации, определены цель и задачи, объект и предмет исследования, раскрываются научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Систематизация и адаптация теории налогов для социально-ориентированной налоговой системы» на основе анализа проблем в области теории налогов дано определение налога и сбора, как системы платежей юридических и физических лиц государству. Разработана классификация налогов и принципов налогообложения на основе признака универсальности. Обоснована ведущая роль стимулирующей подфункции налогов и разработан механизм ее реализации для социально-ориентированной налоговой системы. Разделены понятия налоговой нагрузки и налогового бремени плательщика. Разработана методика расчета и анализа налогового бремени, как способ управления финансовыми потоками налогоплательщика в социально-ориентированной налоговой системе. Определены показатели оптимального налогового бремени различных категорий плательщиков.

Во второй главе «Реструктуризация налоговой системы России на основе адаптированной теории налогов» с учетом анализа организационных проблем современной налоговой системы предложена структура социально-ориентированной налоговой системы, обоснованы элементы, принципы действия и система связей, а также роль элементов в формировании и распределении налоговых потоков государства. Систематизированы и дополнены элементы налогообложения.

В третьей главе «Налоговое планирование на макроуровне как инструмент построения системы налогов и сборов» на основе оценки имеющихся методик государственного налогового планирования предложены этапы, принципы и методика налогового планирования на макроуровне для совершенствования системы управления доходами социально-ориентированной налоговой системы. Методика опробована для федерального и регионального бюджетов с учетом механизма взаимовлияния налогов. Разработаны методы реформирования структуры и повышения качества доходных статей бюджетов, предложен механизм реализации принципа бюджетного федерализма для обеспечения экономической независимости и роста регионов.

В четвертой главе «Возможности и эффективность управления налоговыми потоками на микроуровне в социально-ориентированной налоговой системе» на основе анализа проблем налогового планирования обоснована концепция взаимовыгодного сотрудничества налоговых органов и плательщиков в социально-ориентированной налоговой системе. Определены принципы и инструментарий финансовой стратегии налогоплательщиков при расчете эффективности налогового планирования на микроуровне. Определены потенциальные возможности плательщиков для оптимизации налогов и неналоговых платежей в рамках действующего законодательства. Обоснована необходимость введения единой системы налогового права, как отдельной отрасли права, для реализации экономической функции налогов. Установлена грань между налоговой оптимизацией и уклонением от уплаты налогов.

В пятой главе «Разработка концептуальной модели социально-ориентированной системы налогов и сборов» на основе сравнительного анализа систем налогов и сборов России и зарубежных стран разработаны концептуальные основы и этапность становления модели социально-ориентированной налоговой системы. Разработана информационно – расчетная система «Налоги и сборы» для получения системной информации по действующим налогам и сборам. Разработаны принципы бюджетно-налоговой политики в социально-ориентированной налоговой системе.

В заключении изложены основные результаты исследования и рекомендации по их использованию.

Рис. 1. Дерево цели, задач и методов их

решения при формировании социально-ориентированной налоговой системы 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Для разработки теоретических предпосылок формирования социально-ориентированной налоговой системы даны определения налога и сбора, как единственно возможных платежей юридических и физических лиц государству, предложены классификационные основы и признак универсальности для налогов и сборов, а также принципов налогообложения, обоснована основополагающая роль регулирующей функции налогов для формирования социально-ориентированной налоговой системы. Разработана методика расчета и анализа налогового бремени различных категорий плательщиков, обоснована его оптимальная величина.

Социально-ориентированная налоговая система, по мнению автора, представляет совокупность социализированных налогов (сборов) и механизм взаимодействия равноправных участников налоговых отношений, обеспечивающие социальное развитие и защищенность общества в целом и каждого отдельного гражданина РФ на основе регулирующей функции налогов.

В работе обосновано, что при формировании социально-ориентированной налоговой системы первоочередными должны стать преобразования в ее базисе, то есть в теории налогов. К основным проблемам в этой области автором отнесены, исходя из анализа представленных в литературе моделей теории налогов и практики функционирования налоговой системы России:

1) отсутствие цели социальной ориентации налоговой системы;

2) отсутствие полного спектра элементов теории налогов и их детальной проработки в Налоговом Кодексе РФ;

3) наличие неналоговых платежей юридических и физических лиц и платных услуг государства с идентичными налогам (сборам) признаками;

4) отсутствие единства мнений и законодательного регулирования по вопросу классификации налогов и принципов налогообложения, а также непроработанность принципов классификации;

5) отставание России в развитии теории налогов от экономически развитых стран из-за прямой политизации теории в годы советской власти;

6) ориентация государства на фискальную функцию налогов, жесткие способы реализации контрольной функции, слабая позиция прочих функций;

7) отсутствие предпосылок для применения в действующей налоговой системе методики расчета и анализа налогового бремени плательщика;

8) направленность разработок отечественных авторов на прикладные вопросы налогообложения.

Элементы теории налогообложения, представленные в Налоговом Кодексе РФ, в полной мере не учитывают положительного опыта зарубежных стран, национальных особенностей России, не адаптированы к рыночным механизмам хозяйствования, не создают предпосылок для социального развития общества. Автором обосновано, что основной целью на современном этапе должно стать построение социально-ориентированной налоговой системы на основе полностью сформированной теории налогов.

К противоречиям и ограничениям, не позволяющим адаптировать систему налоговых платежей России к рыночным условиям хозяйствования и прогрессивным тенденциям зарубежного налогообложения, в работе отнесено: отсутствие связи между признаками налога (сбора), определенными НК РФ, и экономическим содержанием каждого конкретного платежа; отсутствие юридически равноправных отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками; противопоставление налогоплательщику бюджетополучателя без прямой связи доходов и расходов бюджета; не закрепленный в законодательстве вопрос о правомерности изъятия части собственности налогоплательщика в виде государственных налогов; формальное разделение ресурсных платежей, имеющих одинаковую природу, на налоговые и неналоговые; необоснованный перевод платежей из налоговых в неналоговые; наличие платежей: акцизы, государственная пошлина, не обозначенных Налоговым Кодексом РФ ни как налог, ни как сбор; наличие платных услуг государства, аналогичных, по сути, сборам; отсутствие методики расчета затрат на оказание платных услуг государства и установленных соотношений между затратами и платежами.

Для решения указанных проблем автором сформулированы экономические и правовые признаки платежей текущего бюджета (табл. 1). Признаки сбора, платежа (платы) и платных услуг, находящихся в исключительной компетенции государства, практически идентичны. Существенны различия классификационных признаков перечисленных ранее платежей и налога. Платные услуги государства в таблице 1 имеют

обособленные признаки, так как к ним автором отнесены услуги, аналогичные коммерческим. Следовательно, формируется только две категории платежей: налоги и сборы, которые автор предлагает выделить в теории налогов.

Диссертант считает, что нецелевой характер изъятия и использования определяет суть налога. Из действующих в настоящий момент к налогам по этому критерию можно отнести только налог на добавленную стоимость, на прибыль организаций, на доходы физических лиц, на имущество организаций, на имущество физических лиц. В свою очередь, сборы целесообразно разбить на две группы: сборы, имеющие целевой характер изъятия по принципу реализации функций государства, и сборы с целевым характером изъятия и использования по принципу потребностей общества. Все остальные характеристики налогов и сборов определяются первичным принципом.

Следовательно, под налогами следует понимать все безвозмездные платежи юридических и физических лиц в бюджеты различных уровней, необходимые и достаточные для реализации основных функций государства и обеспечения объективных потребностей общества; сборами называть платежи, имеющие целевой характер изъятия и/или использования, необходимые и достаточные для реализации необходимых конкретным налогоплательщикам функций государства и обеспечения специальных потребностей общества.

загрузка...