Delist.ru

Формирование социально-ориентированной налоговой системы России (02.10.2007)

Автор: Боброва Анна Владимировна

Одной из серьезных проблем действующей налоговой системы является отсутствие методики предварительной оценки эффективности планируемых налоговых мероприятий на микроуровне. Отношение государства к налоговому менеджменту, как к способу минимизации платежей любыми доступными средствами, не позволяет этому процессу развиваться в России, в отличие от западных стран, где оптимизация налоговых потоков обеспечивается специализированными посредниками.

Действующая система налогов и сборов не отвечает социальным и общемировым стандартам, так как содержит ряд абсолютно неравноценных налогов, не систематизированных по источнику уплаты и уровню собираемости, и не дающих реального представления о налоговой нагрузке плательщиков. Государство идет по пути уменьшения налоговых льгот для всех категорий плательщиков, усиливая при этом уровень противостояния субъектов налоговой системы.

Назревшая необходимость разработки теоретико-методологических основ перехода к социально-ориентированной налоговой системе в России с учетом ее национальных особенностей и практики рыночных отношений высокоразвитых западных стран подтверждают актуальность темы диссертации, определяют выбор направлений диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы исследования. Диссертационное исследование базируется на общих теориях налогов В. Мирабо, Ж. Симонда де Сисмонди, В. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, Д. Кейнса, М. Фридмена, А. Лаффера, И. Фишера, П. Самуэльсона и других основоположников.

До налоговой реформы 1930 года теория налогов в России развивалась в соответствии с мировыми стандартами и опиралась на исследования Н.И. Тургенева, В.Т. Посошкова, В.Н. Твердохлебова, В.А. Лебедева, А.А. Исаева, А.А. Соколова, И.И. Янжула и других авторов. До 1991 года налоговая теория в России излишне политизирована и ориентирована на усиление роли неналоговых доходов от социалистического хозяйства.

В России на современном этапе не предпринимается попыток разработки адаптированной к условиям России социальной теории налогов, а используются отдельные положения общих теорий. Для этого имеется ряд объективных причин: НК РФ нормативно определяет отдельные ее положения, поэтому разработка вопросов теории налогов выглядит нецелесообразной; большинство современных работ в области налогов носят прикладной характер.

Исследование основано на трудах ведущих ученых, специализирующихся в области налогообложения России на современном этапе: Д.Г. Черника, С.Г. Пепеляева, А.В. Брызгалина, Е.Н. Евстигнеева и других.

Вопросам теории налогов уделяли внимание И.Я. Горлов, А.И. Кочетков, Л.Н. Лыкова, Т.Ф. Юткина, В.В. Глухов, А.А Тедеев, И.В. Горский, В.М. Пушкарева и другие исследователи. Отдельные позиции теории налогов рассмотрены в работах Е.А. Кирова, О.Н. Попова, А.Н. Головкина, М.Ю. Алексеева, В.П. Морозова, В.М. Абашеева, Г.П. Харченко, Н.Г. Викторовой, И.В. Дольдэ, А.В. Демина, С.В. Разгулина, А.В. Бондарева, А.М. Науменко, О.В. Пантюшова и других авторов.

Основные разработки в области теории налогов смещаются в сторону правовых аспектов налогообложения, так как основополагающим задекларированным принципом налогообложения является обязательность уплаты налогов государству. Позиция юристов по этому вопросу близка к государственной: налоги являются правовой категорией и не зависят от индивидуального усмотрения каждого конкретного налогоплательщика. Позиция экономистов допускает элементы деструктивного характера при уплате налогов, то есть волеизъявление налогоплательщиков. До настоящего момента нет единой позиции специалистов по вопросам систематизации принципов налогообложения, элементов, источников уплаты и функций налогов.

Вопросам налогового планирования на микроуровне уделялось особое внимание А.В. Брызгалиным, Е.Н. Евстигнеевым, И.Н.Соловьевым, И.И. Кучеровым, В.Д. Ларичевым и другими исследователями. Отдельные вопросы планирования налогов и сборов рассматривали В.В. Мудрых, А.Н. Медведев, Н.М. Сологуб, А.А. Васин, Т.А. Козенкова, П.Р. Романенко, В.А. Бабанин, Н.В. Воронина и другие авторы.

Автор считает, что три вопроса являются не решенными в этой области: законность оптимизации налогов, обоснование критерия эффективности действий плательщика при оптимизации и практическая значимость исследований по налоговому планированию. Противостояние плательщиков и государства в лице налоговых органов по вопросам оптимизации налогов вызвано отсутствием учета общественной полезности этого процесса и единого налогового права. Большое количество работ по вопросам оптимизации налогов не дает исчерпывающих ответов на вопрос о принципах процесса; критерии отнесения действий плательщика к оптимизации или уклонению от уплаты налогов; методиках оптимизации, основанных на универсальных принципах планирования; механизме взаимосвязи налогов при планировании.

Вопросам налогового права посвящены издания Р.А. Сабитова, В.Д. Ларичева, В.В. Мудрых, Н.М. Сологуба, Т.А. Ашомко, И.И. Кучерова, А.А. Ильина, В.И. Балабина, Г.В. Петровой и других исследователей. Отдельным вопросам и положениям налогового права уделено внимание в работах Д.А. Смирнова, Р.С. Юрмашева, В.М. Чибинева, С.Д. Радченко, М.В. Давыдова, Н.А. Саттаровой, А.К. Саркисова и других авторов. Исследованы отдельные нормы налогового права, способы уклонения от уплаты налогов и меры наказаний за эти действия, но не поднимается вопрос о едином законодательстве, определяющем всю систему положений налогового права: понятийный аппарат, права и обязанности субъектов налоговых отношений, меры ответственности за нарушение норм налогового права каждым из них.

Указанные нерешенные вопросы теории и методологии, а также практики налогообложения обусловили выбор направлений диссертационного исследования.

Объект исследования – взаимосвязи и взаимозависимости, возникающие в процессе функционирования и взаимодействия различных звеньев налоговой системы России.

Предмет исследования – система финансовых отношений по вопросам возникновения, формирования и распределения налоговых потоков при управлении социальными преобразованиями в налоговой системе России.

Цель диссертационного исследования – разработка адаптированных к

национальным особенностям и мировой практике рыночных отношений теоретико-методологических основ для формирования социально-ориентированной налоговой системы России.

Задачи исследования:

1. Типизация и разработка адаптированных к российским условиям критериев классификации налогов и принципов налогообложения, обоснование ведущей роли регулирующей функции налогов в социально-ориентированной налоговой системе. Обоснование сущности, разработка методики и расчет критерия оптимального налогового бремени различных категорий плательщиков в социально-ориентированной налоговой системе.

2. Структуризация и обоснование элементов социально-ориентированной налоговой системы, их взаимодействия и роли в формировании и распределении налоговых потоков.

3. Определение основных этапов, системы принципов и методологии налогового планирования на макроуровне, ее апробация, а также разработка системы методов по совершенствованию бюджетирования налоговых доходов социально-ориентированной налоговой системы.

4. Разработка принципов и финансового инструментария определения критерия эффективности налогового планирования на микроуровне как составляющей государственной политики при формировании социально-ориентированной налоговой системы.

5. Обоснование этапов становления и содержания модели социально-

ориентированной системы налогов и сборов.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили классическая и современная теория налогов, общая теория систем, методология бюджетирования, теория управления налоговыми потоками и методология налогового планирования на макро- и микроуровне, методология расчета налогов и сборов, а также научные труды ученых и специалистов в области теоретико – методологических основ налогообложения.

Основные методы исследования: вертикальный и горизонтальный анализ данных, сопоставительный, факторный, индексный анализ, мониторинг статистических данных, метод классификации, метод экономического прогнозирования и моделирования, методы расчета показателей налогообложения и налогового планирования на макро- и микроуровне.

Информационную базу исследования составили федеральные законы, в частности Налоговый, Бюджетный, Уголовный кодексы, Кодекс РФ об административной ответственности, законы субъектов РФ, в том числе Челябинской области, нормативные правовые акты Министерства финансов РФ и его структурных подразделений, данные Росстата РФ, данные межрегиональной налоговой инспекции, научные публикации, материалы периодической печати, Интернет, материалы научных конференций, бухгалтерские и финансовые данные налогоплательщиков.

Научная новизна:

Предложены адаптированные к условиям России элементы теории налогов: классификационные основы и структура налогов и принципов налогообложения по признаку универсальности, специфические признаки классификации налогов и принципы налогообложения для формирования социально-ориентированной налоговой системы. Определена суть и функциональное назначение каждого классификационного элемента. Обосновано принятие стимулирующей подфункции налогов как основного условия построения и функционировании социально-ориентированной налоговой системы. Предложены теоретико-методологические основы анализа налогового бремени плательщика как элемента управления его финансовыми потоками, заключающиеся в определении сущности налоговой нагрузки и налогового бремени, разработке методологии расчета налогового бремени, выборе критериев для его анализа и в установлении оптимальной величины налогового бремени для каждой категории налогоплательщиков (пункт 1.1 специальности 08.00.10).

2. Предложена методология формирования структуры социально-ориентированной налоговой системы: обоснованы ее элементы, принципы действия и система связей, а также их роль в формировании и распределении налоговых потоков государства на основе концепции взаимовыгодного сотрудничества налоговых органов и налогоплательщиков. Разработан механизм реформирования структуры действующей налоговой системы: сокращения промежуточных звеньев налоговых органов, подчинения им таможенных органов и внебюджетных фондов в части аккумулирования налогов, введения Центра изучения налоговой конъюнктуры и последовательного, а не параллельного ведения налогового и бухгалтерского учета. Предложена методология систематизации элементов налогообложения, необходимых для установления, расчета и анализа налогов, с выделением ряда новых элементов: льготы по налогам, источник уплаты налогов, бухгалтерская проводка, распределение налогов по бюджетам (пункт 2.1 специальности 08.00.10).

3. Разработана методология налогового планирования на макроуровне в социально-ориентированной налоговой системе, заключающаяся в последовательном определении этапов планирования на основе авторских принципов, расчете поправочных коэффициентов, в частности, взаимного влияния налогов и поведенческой модели налогоплательщика, и определении планируемых налоговых поступлений в федеральный и региональный бюджеты. Предложен комплекс мер по реформированию структуры и повышению качества доходных статей федерального и регионального бюджетов, реализации принципа бюджетного федерализма и обеспечения регионов собственными финансовыми ресурсами. Определен расчетный показатель для оценки и анализа финансовой независимости субъектов РФ (пункты 1.6, 2.5 специальности 08.00.10).

4. Разработан инструментарий финансовой стратегии плательщиков при управлении налоговыми потоками на микроуровне, основанный на оценке комплексного поправочного коэффициента к формуле критерия налоговой оптимизации, а также механизмы оптимизации конкретных налогов и сборов в рамках действующего законодательства. Обоснована необходимость введения единой системы налогового права как основы реализации экономической функции налогов: предложен стоимостной критерий классификации для оптимизации налогов и уклонения от их уплаты, механизм формирования в налоговом праве видов налоговых правонарушений и ответственности за их совершение для всех участников налоговых отношений (пункты 1.9, 3.14 специальности 08.00.10).

5. Выделены принципы и этапность становления финансовой модели социально-ориентированной налоговой системы и механизм реализации регулирующей функции в рамках системы налогов и сборов. Обоснована суть и роль конкретных налогов (сборов) в социально-ориентированной налоговой системе. Разработан механизм реализации бюджетно-налоговой политики в социально-ориентированной налоговой системе на основе закрепленных доходов и формирования бюджетных фондов. Предложена информационно – расчетная система «Налоги и сборы» для действующей налоговой системы с целью систематизации законодательства по налогам и сборам и обеспечения единой системы расчетов и анализа налогов (пункты 2.9 специальности 08.00.10).

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть рекомендованы:

законодательным органам власти федерального и регионального уровня при утверждении положений налоговой политики и бюджетов с использованием авторской теории и методологии формирования социально-ориентированной налоговой системы с целью снижения социальной напряженности в обществе, создания реальной системы льгот для физических лиц;

Министерству финансов РФ и Правительству РФ (региональным исполнительным органам власти) на стадии разработки бюджетов на основе предложенной методологии реализации принципа бюджетного федерализма и налогового планирования на макроуровне для расчета прогнозируемых налоговых поступлений;

налоговым и правоохранительным органам при построении стратегии и тактики отношений с налогоплательщиками, в том числе по вопросам оптимизации налогов и уклонения от их уплаты, на основе единого налогового права, устанавливающего ответственность за налоговые правонарушения для всех участников налоговых отношений и позволяющего снизить судебные издержки;

налогоплательщикам всех категорий при принятии управленческих решений в области налогообложения, при уплате действующих налогов с применением информационно-расчетной системы «Налоги и сборы» и методологии оценки эффективности налогового планирования на микроуровне для высвобождения финансовых ресурсов и снижения затрат на оптимизацию налогов;

5) научно – исследовательским институтам при осуществлении теоретических и прикладных работ в сфере налогов и налогообложения на основе авторских стимулирующих мер для физических лиц, учета поведенческих факторов плательщиков, систематизации налогового законодательства по предложенным элементам, последовательного ведения бухгалтерского и налогового учета, концепции единой компьютерной сети;

ВУЗам в процессе обучения студентов экономических специальностей по теории и практике курсов «Налоги и налогообложение», «Налоговое планирование» с использованием авторских элементов теории и информационно-расчетной системы «Налоги и сборы».

загрузка...